Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку на тему
Методика работы со словарными словами от урока к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности работы со словарными словами на уроках русского язхыка в начальной школе
Путь размышления – это самый благородный;
Путь подражания – это самый легкий;
Путь личного опыта – это самый тяжелый.
Конфуций
Богатый словарный запас человека свидетельствует о хорошем знании им родного языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. Обогащение нашего словаря новыми словами происходит на протяжении всей жизни.
В начальной школе много времени уделяется работе со словарными словами. Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для лучшего понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.
«В настоящее время просто впитывать факты и сведения – практически ничего не значит, еще меньше это будет значить в будущем. То, что всегда значимо и сегодня, и в будущем, - так это обучиться тому, как учиться», - говорил К.Роджерс. Следовательно, на уроках необходимо активизировать словарную работу школьников.
Первым шагом в этой работе является введение нового слова с помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, знакомство с его лексическим значением. Дети записывают словарное слово в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные, пишут транскрипцию, знакомятся с этимологией, подбирают пословицы и поговорки, фразеологизмы, синонимы и антонимы. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе чего идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение.
От урока к уроку задания и их принцип составления меняется.
АПТЕКА
Загадка : В этом чудном магазине
Не продукты на витрине,
Не мячи и не ракетки,
А микстуры и таблетки.
Аптеʹка - учреждение, занимающееся продажей и, как правило, изготовлением лекарств и средств для ухода за здоровьем.
А/пте/ка [ апт,эка] – 3 слога, 6 букв, 6 звуков
К истокам слова. От древне-греческого «склад, кладовая», («класть, девать»).
Однокоренные слова: аптеʹчка, аптеʹкарь, аптеʹкарский.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания:
как в аптеке - о чём-либо точно взвешенном, измеренном.
Предложение: Бабушка попросила внука сходить в аптеку за микстурой.
БЕСЕДА
Бесеʹда -1) разговор, деловой или задушевный;
2) сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями.
Бе/се/да [б,ис,эда] – 3 слога, 6 букв, 6 звуков
Однокоренные слова: бесеʹдка, собесеʹдник, собесеʹдница, бесеʹдовать.
Синонимы: беседа, разговор, собеседование, болтовня (разг.).
Пословицы: а) Хорошая беседа не хуже обеда. б) Без обеда не красна беседа. в) Красно поле пшеном, а беседа умом. г) Беседа дорогу коротает, а песня — работу.
Предложения:
а) И вот задушевная льется беседа. Мальчишка внимательно смотрит на деда. Одна за другой из простых его слов всплывают картины минувших годов.
б) Мы вышли в садик, сели на лавочку и стали беседовать.
в) Марья Сергеевна шла в темноте по знакомой дорожке и через минуту очутилась у беседки.
ПРОФЕССИЯ
- Каким словом можно заменить слово специальность?
Профеʹссия - род занятий человека, его трудовая специальность.
Синонимы: ремесло, специальность.
Антоним: любительство.
Однокоренные слова: профессионаʹл, профессионаʹльный, профессионалиʹзм.
Предложения:
а) Профессия актёра кино и театра открыла для меня всю нашу страну и почти весь мир.
б) Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать — это древнейшая профессия.
Для того, чтобы школьник мог успешно запомнить словарные слова, надо научить его подключать к этому виду работы зрительную, слуховую, речедвигательную память.
Вот как может выглядеть инструкция для запоминания слов: «Всмотритесь в слово, «съешьте его глазами». Потом представьте его крупно и разборчиво написанным на вашем мысленном экране. Проговорите его по слогам, отчетливо произнося каждый звук. Отложите записанное слово и напишите его по памяти на специально предназначенной для этих целей тетради, а потом проверьте себя»
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Существует целый ряд способов для введения нового слова в активный словарь учащихся, каждый из которых совершенствует определенную сторону мышления школьника.
1 способ – сопоставление двух изученных слов. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли.
2 способ – поиск противоположных предметов. Здесь развивается воображение, наблюдательность, совершенствуется речь учащихся.
3 способ – поиск слова, которое бы соединяло между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. Развиваем нестандартное мышление.
4 способ – исключение лишнего слова. Способствует синтезу, анализу, классификации.
5 способ – поиск промежуточных звеньев, которые по смыслу соединяют слова между собой.
- Какое значение имеет слово язык, когда употребляется в словосочетаниях: русский язык, немецкий язык? (С помощью языка люди общаются между собой. Каждый народ говорит на своем языке.)
- Определите значение слова язык в сочетаниях: язык жестов, язык дорожных знаков. (Здесь имеется ввиду знаки, с помощью которых передаются необходимые сведения.)
6 способ – составление предложений.
7 способ – нахождение применения в фантастическом и реальном мире, что развивает речь и творческое мышление.
- Пальто можно использовать как ковер-самолет.
- Из пальто можно соорудить скатерть-самобранку.
8 способ – сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова.
Таким образом, положительно воздействуем на интеллектуальное развитие учащихся, способствуем расширению их кругозора, эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора.
Дальнейшая работа над непроверяемыми словами нередко сводится к проводимым время от времени словарным диктантам. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий и как контролирующий вид работы над трудными словами.
Виды диктантов.
1. Зрительный диктант ( с предварительным разбором) .
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
2. Картинный диктант
1) Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
2) Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знаки ударения.
3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).
4. Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают её. объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово - отгадку и выделяют в записанном слове орфограмму.
Кроме загадок можно использовать вопросы, на которые дети должны дать ответы. Например, как называется работник умственного труда? (Интеллигент).
5. Диктант по памяти.
1)записать по памяти слово, обозначающее названия инструментов (молоток, лопата);
2)записать по памяти слова с безударной гласной е.
6. Диктант с комментированием.
7. Творческий диктант. Заменить одним словом:
а) прием пищи в середине дня (обед)
б) плод яблони (яблоко) и т.п.
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться с помощью специальных карточек.
Можно использовать и более эффективные виды заданий, когда в «копилке слов» накопится их достаточное количество.
- Просмотрите список. Найдите слова, к которым можно подобрать синонимы.
- Просмотрите список. Найдите слова, к которым можно подобрать антонимы.
- Попробуйте придумать интересные предложения или небольшой текст, в котором объединялись бы хотя бы два-три слова из этого списка.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна, непродуктивна. Ошибки в самых «ходовых» словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников.
Таким образом, при работе над словарными словами нужно сочетать и синтезировать различные методики преподавания, использовать разные приемы обучения, применять традиционную методику, но и не забывать о творческом подходе к изучению словарных слов на уроках русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обог...
Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Консультация поможет учителям начальных классов и родителям при работе над словарными словами....
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...
Профилактика дислексии и дисграфии при работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Презентация, в которой описаны практические упражнения для профилактики дислексии и дисграфии на уроках русского языка....