Профилактика дислексии и дисграфии при работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Фадеева Ольга Алексеевна

Презентация, в которой описаны практические упражнения для профилактики дислексии и дисграфии на уроках русского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация инновационного опыта на тему « Предупреждение дислексии и дисграфии через работу со словарными словами на уроках русского языка» Автор: Фадеева Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Камеш ково

Слайд 2

Условие возникновения, становления опыта - Реализация ФГОС НОО в практику работы начальной школы. - Концепция филологического образования. от 9 апреля 2016 года . ( поставила задачу - овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения; формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;) - Программа формирования УУД обучающихся начальной школы. - Рабочая программа учителя по русскому языку 2-4 классы ( коррекция с учётом обучающихся с дислексией и дисграфией ).

Слайд 3

Проблемы для начальной школы ( Зегельбарт Г.М) Устная речь Письменная речь - Бедный словарный запас; - Неумение правильно строить предложение; - Невозможность последовательного пересказа; - Пропуск букв; Замена и смешение букв; Перестановка букв; Нарушение обозначения мягкости согласных; Аграмматизмы .

Слайд 4

Актуальность опыта : Социальный заказ общества, семьи и самого ребёнка, предъявляемый к общеобразовательному учреждению всё настойчивее требует изменений, которые позволят выпускнику приобрести знания, умения, навыки , компетентности и помогут стать конкурентоспособным и успешным в жизни человеком. Исследования показали, что у второклассников нарушения устной и письменной речи. Возникает проблема в поиске и созданий таких условий, которые будут способствовать формированию правильной устной и письменной речи.

Слайд 5

Противоречия

Слайд 6

Гипотеза Вовлечение учащихся в работу со словарными словами на уроках русского языка способствует профилактике дисграфии и дислексии .

Слайд 7

Цель – создание условий для организации коррекционной работы на уроках русского языка с учащимися, имеющими стойкие нарушения письменной речи. Задачи: 1. Изучить литературу об особенностях дисграфии , дислексии причинах возникновения, формах; 2. Познакомиться с различными методиками диагностики дисграфии и дислексии ; 3.Изучить методы и приемы профилактики дисграфии и дислексии ; 4. Подобрать упражнения для проведения коррекционной работы на уроках русского языка; 5. Провести сравнительный анализ входного и итогового словарных диктантов по русскому языку, техники чтения.

Слайд 8

Теоретическая база опыта Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма, письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения ( А.Р.Лурия .) Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. (А.Н.Корнев) Аграмматизм — это нарушение речи, которое проявляется в сложностях при построении и восприятии предложений.( Хватцев М.Е.) Опыт основывается на работах Н.Н. Рождественского, В.П. Канакиной , В.В. Ераткиной , Г.М. Зегелбарт .

Слайд 9

Технология опыта Этапы работы Виды заданий Приёмы словарной работы 1. Группировка слов из программного списка по орфографическому и смысловому признаку. Кто больше вспомнит заданий словарных слов на тему: «Огород», «Посуда», «Животные», «Профессии». Выборочный диктант. Работа с орфографическими таблицами. 2. Организация работы, связанной со всеми разделами русского языка. - Упражнения для формирования фонетических понятий. - Морфологические упражнения. - Синтаксические упражнения. Подбор однокоренных слов - других частей речи. Подбор и запись синонимов и антонимов. Составление предложений и словосочетаний с данными словами. 3. Формирование у учащихся умения работать со словарями. -Работа со словарями: толковым и этимологическим, словарём синонимов и антонимов. Запись слов цепочкой, по алфавиту. Подбор слов с общим признаком. 4.Творческие задания. - Изложение текста с использование данных слов. Составление кроссвордов, ребусов.

Слайд 10

Работа со словарными словами.

Слайд 11

Виды орфографических таблиц. 1. Основа. 2. Угадайка . 3. Прятки. 4. Исправления. 5. Поля слов. Это упражнения, которые позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма .

Слайд 12

1. Основа - это стержень, на который нанизываются все последующие упражнения. В колонке «Верно» представлены слова, рекомендованные Министерством образования РФ для изучения в 1-4 классах. В них выделены орфограммы, которые надо запомнить. Во 2-ом классе при работе со словарными словами школьники также учатся: Распознавать имена существительные. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Различать собственные и нарицательные имена существительные.

Слайд 13

2.Угадайка . Основной задачей этого этапа является повышение скорости чтения, а также восстанавливая слово, ученик научиться правильному написанию. Во 3-ом классе при работе со словарными словами школьники также учатся: Называть грамматические признаки имён существительных (род, число). 2) Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Различать собственные и нарицательные имена существительные. 3) Находить неизменяемые имена существительные .

Слайд 14

3.Прятки . Этот этап также способствует повышению скорости чтения, ученик учиться воспринимать слово целиком, а не отдельные слоги. Ученик должен обвести слово в рамку, точно фиксируя начало и конец слова. Во 4-ом классе при работе со словарными словами школьники также учатся: Называть род, число, склонение имён существительных. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Слайд 15

4.Исправления. Этот этап предполагает формирование орфографической зоркости через исправление ошибок в словарных словах. Во 4-ом классе при работе со словарными словами школьники также учатся: Составлять словосочетания и предложения.

Слайд 16

5 . Поля слов . Это серия упражнений, которые повышают активизацию работы коры головного мозга, приводящая к существенному улучшению памяти и внимания ученика. Эти задания позволяют увеличивать скорость чтения и повысить грамотность за счёт запоминания и узнавания графического образа слова. Во 4-ом классе при работе со словарными словами школьники также учатся: Склонять данные слова по падежам и проводить наблюдения над окончаниями слов .

Слайд 17

Исследование слова в рамках проектной деятельности. Название проекта Предмет (класс) «Сочиняем сказку» «О слове» «Письмо Деду Морозу» «В словари за частями речи» «Имя прилагательное в загадках» Математика (3 класс ) Русский язык (2 класс) Русский язык (3 класс)

Слайд 18

Применение дидактических игр на занятиях внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 3-м классе. Игра « Мемори со словами» Игра «Словарное лото»

Слайд 19

Цель дидактических игр- создание благоприятных условий для запоминания словарных слов. При участии в играх ученики снова читают и запоминают трудные слова, а значит тренируют слуховую и зрительную память, что способствует улучшению навыков чтения и письма.

Слайд 20

Вывод Проведённый мониторинг показывает положительную динамику работы со словарными словами, что способствует грамотному письму и чтению . Новизна Новизна опыта заключается в подборе и систематизации методических материалов по теме «Предупреждение дислексии и дисграфии через работу со словарными словами на уроках русского языка».

Слайд 21

Список литературы: 1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.: ил. 2. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496 с. (Серия «Учимся играя») 3. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В.. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. //Начальная школа, 1995, №1. – 94 с. 4.Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 2009. 5. Жовнер Е.С.. Изучение словарных слов во втором классе. //Начальная школа, 1998, №7, – 112 с. 6. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с. – ( Творч . лаб. учителя. Нач . шк .). 7.Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей /методическое пособие, Спб .: Изд-во Политехн . ун-та, 2010г. 8.Коррекция нарушения письменной речи. Учебно-методическое пособие/Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО , 2014. 9. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы: к учебникам «Русский язык. 1 класс», «Русский язык. 2 класс» / С.Ю. Кремнева. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 95, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект») 10. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты 4 класс: к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс» / С.Ю. Кремнева. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 95, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)



Предварительный просмотр:

Образец  звукобуквенного (фонетического) разбор слов

1.Запиши данное слово, рядом запиши это слово, поделив его на слоги; поставь ударение.

2. На каждой новой строке записывай по одной букве по порядку, а через тире в скобках         запиши звук, который обозначает данная буква, и его характеристику.

Внимание!

Гласные  Е,Ё,Ю,Я дают два звука, если стоят в начале слова, после гласной или после  Ь и Ъ:

Е – й   Ю – й  Я – й  Ё - й

       э                у        а        о

В остальных случаях эти буквы обозначают по одному звуку.

Ь и Ъ звуков не обозначают.

3. Дай характеристику звуку по плану :

         Согласный       или    гласный   а, о, у, и, э, ы                                         парный                        ударный   или  безударный        

Б-п, в-ф, г – к, д –т,

ж –ш, з- с

или  непарный

й, ц, н, щ, х, р, л, ч, м.

звонкий

Б, в, г, д, ж, з, й, н, р, л, м

Или  глухой

П, ф, к, т, ш, с, ц, щ, х, ч

Твёрдый

Ж, щ, ц

Или мягкий

Й, щ, ч

Остальные согласные могут быть и твёрдыми , и мягкими. Если после согласного стоит одна из гласных букв ё, е, ю, я или ь, то согласный звук – мягкий. В остальных случаях согласный – твёрдый.

4.Подчеркни слово, подсчитай и запиши количество букв и звуков.

                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обог...

Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Методика работы со словарными словами от урока к уроку....

Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Консультация поможет учителям начальных классов и родителям при работе над словарными словами....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...