Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Андреева Ирина Борисовна

В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащать словарный запас детей, развивать речь, интерес и внимание к слову.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slovarnymi_slovami.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарными словами в начальной школе



         
Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи. Особое значение она приобретает в младшем школьном возрасте, который является сенситивным для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся, для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свой диалог.

           
Словарная работа преследует определённые цели и имеет разнообразное содержание:

  • направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;
  • преследует грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов);
  • проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.);
  • помогает усвоить нормы правописания слов с непроверяемыми орфограммами;


             
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение трудных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

         
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

         
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребёнка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие современных видов работ, способствующих прочному запоминанию правильного написания.


Первый этап работы – знакомство с новым словом.

Познакомить учащихся со словом желательно в начале урока, для того, чтобы включать его в содержание урока.

Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой начального образования гуманитарного цикла Владимирского государственного университета, Канакина Валентина Павловна предлагает один из вариантов работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:

1-учитель предлагает учащимся карточку со словом;

2-необходимо уточнить лексическое значение, познакомить с этиологией слова;

3-определить место ударения, указать количество слогов, прочитать орфографически, установить разницу в произношении и написании;

4-решить орфографические задачи /какую букву нужно проверить в слове и почему, как проверить эту букву, можно ли проверить написание буквы путем подбора проверяемого слова/;

5-записать слово в в тетрадь /поставить ударение, выделить букву, которую надо при письме запомнить, подобрать однокоренное слово, провести наблюдение над единогласным написанием в них корня/;

6-проверить по словарю новое слово;

7-составить словосочетание или предложение с новым словом.

В.П. Канакина в книге «Работа над трудными словами в начальных классах» предлагает интересный материал для работы по знакомству с новым словом. Языковой материал по каждому слову включает разделы:

1) толкование слова;

2) к истокам слова;

3) однокоренные слова;

4) сочетаемость слов;

5) синонимы, антонимы;

6) когда так говорят;

7) практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения, тексты из художественных произведений и деловых статей, в которых употребляется рассматриваемое слово.
Например: Автомобиль.
Автомобиль, - а,м. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания , для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили.(С.Я.Маршак) //прил.автомобильный, -ая, -ое. Автомобильный транспорт. Автомобильный завод.

^ К истокам слова. Автомобиль- слово, составленное из греческого местоимения аутос, означающего «сам», и латинского прилагательного мобилис, которое значит «подвижный». Автомобиль – «сам собою подвижной».

Однокоренные слова. Автомобиль, автомобильчик, автомобилист, автомобилистка, автомобильный.

^ Сочетаемость слов. Небольшой, маленький, новый, старый, красный, тесный, удобный, грузовой, легковой, служебный… автомобиль.

Водитель автомобиля. Посадка на автомобиль. Поездка на автомобиле.

Водить автомобиль; выпускать автомобиль; ехать автомобилем.

Автомобиль мчится, едет, подошёл, затормозил, остановился, тронулся, повернулся куда-л , сломался, переполнен, едет…

Синонимы. Автомобиль, автомашина, машина.

Загадки. 1) Чтоб тебя я повёз мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, дай копытца на резину, и тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль).

2).Дом на улице идёт, на работу нас везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

^ Предложения, тексты.1).Тогда ещё в моде извозчики были и редко ходили автомобили. (Н. Асеев) 2). По горам то вниз, то в гору, за собой вздымая пыль, мчался в утреннюю пору голубой автомобиль. ( Б. Чалый) 3).Жил-был маленький автомобильчик. Он был такой крохотный, что хозяин звал его просто Малыш. (Л.Берг) 4). Между холмами - сопками, мимо старых деревень и новых посёлков, петляла автомобильная дорога. (М. Аджиев) 

        Вводить новое слово учитель может разными способами.

  1. Учитель предлагает загадку, а отгадка – новое слово.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее – ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год!

  1. (Декабрь)

Загадка

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

  1. (Январь)

Загадка

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега –
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон;
День прибавился заметно.
Ну так что за месяц это?

  1. (Февраль)



2. Разгадывание кроссвордов

Кроссворд .

Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в выделенных клетках. (Слова записать в тетрадь.)

        1.  Каждый день по многу раз
        Входим мы в знакомый ... .

2.  Я в кроссворде слово спрятал.
Что за слово, а, ... ?

3.  Поможем, если у кого-то
Не получается ... .

4.  Сидела на скамеечке
Маленькая ... .

5.  Коля Котиков не знал,
Где лежит его ... .

6.  С парты не забудь убрать
И учебник, и ... .

7.  Открываем ... 
Начинается январь.

8.  Снова в школу я пришел,
Это очень ... .

Ответы:

1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка. 5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь. 

8. Хорошо.

В выделенных клетках – слово «карандаш».

 

3. Знакомство с новым словом через составление или отгадывание ребусов 

Ребусы:

100 лица             40а              Р1а

Ответы: столица, сорока, Родина

4. Предложить карточку-картинку с изображением предмета


5. Предложить карточку со словом

 

Второй этап работы - закрепление слов с непроверяемым написанием.

 
     
Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты, которые можно использовать в работе со словарными словами.

1-картинный диктант

Учитель показывает карточку-картинку. Дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставят знак ударения или дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную в слове, которую нужно запомнить при письме, ставят ударение. 

2-зрительный диктант /учащиеся орфоэпически и орфографически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной, выясняют его значение и записывают по памяти/

3-распределительный диктант /группировка и запись слов по орфографическим признакам в заданные столбцы/

4-диктант с использованием загадок

5-диктант по памяти /по темам: овощи, посуда, инструменты и др.; с безударными гласными «О», «И», «Е»/

6-творческий диктант /замена описательных оборотов словами-синонимами/

Обучение животных – дрессировка, асфальтированная дорога – шоссе.

7-диктант с комментарием /учитель диктует слова, учащийся комментирует их написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь/

8-диктант «Проверь себя» /учитель диктует слова, учащиеся записывают их, а те слова, в написании которых сомневаются – пропускают. По окончании диктанта спрашивают учителя, как нужно писать и вставляют орфограмму.

        Для закрепления можно предложить творческое задание-составление рассказов со словарными словам (работы учащихся)

Москва.

         Москва- столица России. Самое знаменитое место Москвы- Красная площадь. В городе много магазинов, есть метро.

         Вот какой прекрасный город Москва!

Школа.

        Девочка Люба пошла в школу. Она взяла тетради, пенал и карандаши. Ученица хорошо подготовилась к занятиям. У ребят начался урок русского языка. Люба помогает своим товарищам.


       
 Какой вывод можно сделать?

         Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....

Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Методика работы со словарными словами от урока к уроку....

Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Консультация поможет учителям начальных классов и родителям при работе над словарными словами....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...

Профилактика дислексии и дисграфии при работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Презентация, в которой описаны практические упражнения для профилактики дислексии и дисграфии на уроках русского языка....