Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку на тему
В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащать словарный запас детей, развивать речь, интерес и внимание к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slovarnymi_slovami.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со словарными словами в начальной школе
Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи. Особое значение она приобретает в младшем школьном возрасте, который является сенситивным для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся, для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свой диалог.
Словарная работа преследует определённые цели и имеет разнообразное содержание:
- направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;
- преследует грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов);
- проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.);
- помогает усвоить нормы правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение трудных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребёнка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие современных видов работ, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Первый этап работы – знакомство с новым словом.
Познакомить учащихся со словом желательно в начале урока, для того, чтобы включать его в содержание урока.
Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой начального образования гуманитарного цикла Владимирского государственного университета, Канакина Валентина Павловна предлагает один из вариантов работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:
1-учитель предлагает учащимся карточку со словом;
2-необходимо уточнить лексическое значение, познакомить с этиологией слова;
3-определить место ударения, указать количество слогов, прочитать орфографически, установить разницу в произношении и написании;
4-решить орфографические задачи /какую букву нужно проверить в слове и почему, как проверить эту букву, можно ли проверить написание буквы путем подбора проверяемого слова/;
5-записать слово в в тетрадь /поставить ударение, выделить букву, которую надо при письме запомнить, подобрать однокоренное слово, провести наблюдение над единогласным написанием в них корня/;
6-проверить по словарю новое слово;
7-составить словосочетание или предложение с новым словом.
В.П. Канакина в книге «Работа над трудными словами в начальных классах» предлагает интересный материал для работы по знакомству с новым словом. Языковой материал по каждому слову включает разделы:
1) толкование слова;
2) к истокам слова;
3) однокоренные слова;
4) сочетаемость слов;
5) синонимы, антонимы;
6) когда так говорят;
7) практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения, тексты из художественных произведений и деловых статей, в которых употребляется рассматриваемое слово.
Например: Автомобиль.
Автомобиль, - а,м. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания , для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили.(С.Я.Маршак) //прил.автомобильный, -ая, -ое. Автомобильный транспорт. Автомобильный завод.
^ К истокам слова. Автомобиль- слово, составленное из греческого местоимения аутос, означающего «сам», и латинского прилагательного мобилис, которое значит «подвижный». Автомобиль – «сам собою подвижной».
Однокоренные слова. Автомобиль, автомобильчик, автомобилист, автомобилистка, автомобильный.
^ Сочетаемость слов. Небольшой, маленький, новый, старый, красный, тесный, удобный, грузовой, легковой, служебный… автомобиль.
Водитель автомобиля. Посадка на автомобиль. Поездка на автомобиле.
Водить автомобиль; выпускать автомобиль; ехать автомобилем.
Автомобиль мчится, едет, подошёл, затормозил, остановился, тронулся, повернулся куда-л , сломался, переполнен, едет…
Синонимы. Автомобиль, автомашина, машина.
Загадки. 1) Чтоб тебя я повёз мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, дай копытца на резину, и тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль).
2).Дом на улице идёт, на работу нас везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.
^ Предложения, тексты.1).Тогда ещё в моде извозчики были и редко ходили автомобили. (Н. Асеев) 2). По горам то вниз, то в гору, за собой вздымая пыль, мчался в утреннюю пору голубой автомобиль. ( Б. Чалый) 3).Жил-был маленький автомобильчик. Он был такой крохотный, что хозяин звал его просто Малыш. (Л.Берг) 4). Между холмами - сопками, мимо старых деревень и новых посёлков, петляла автомобильная дорога. (М. Аджиев)
Вводить новое слово учитель может разными способами.
- Учитель предлагает загадку, а отгадка – новое слово.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее – ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год!
- (Декабрь)
Загадка
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
- (Январь)
Загадка
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега –
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон;
День прибавился заметно.
Ну так что за месяц это?
- (Февраль)
2. Разгадывание кроссвордов
Кроссворд .
Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в выделенных клетках. (Слова записать в тетрадь.)
1. Каждый день по многу раз
Входим мы в знакомый ... .
2. Я в кроссворде слово спрятал.
Что за слово, а, ... ?
3. Поможем, если у кого-то
Не получается ... .
4. Сидела на скамеечке
Маленькая ... .
5. Коля Котиков не знал,
Где лежит его ... .
6. С парты не забудь убрать
И учебник, и ... .
7. Открываем ...
Начинается январь.
8. Снова в школу я пришел,
Это очень ... .
Ответы:
1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка. 5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь.
8. Хорошо.
В выделенных клетках – слово «карандаш».
3. Знакомство с новым словом через составление или отгадывание ребусов
Ребусы:
100 лица 40а Р1а
Ответы: столица, сорока, Родина
4. Предложить карточку-картинку с изображением предмета
5. Предложить карточку со словом
Второй этап работы - закрепление слов с непроверяемым написанием.
Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты, которые можно использовать в работе со словарными словами.
1-картинный диктант
Учитель показывает карточку-картинку. Дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставят знак ударения или дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную в слове, которую нужно запомнить при письме, ставят ударение.
2-зрительный диктант /учащиеся орфоэпически и орфографически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной, выясняют его значение и записывают по памяти/
3-распределительный диктант /группировка и запись слов по орфографическим признакам в заданные столбцы/
4-диктант с использованием загадок
5-диктант по памяти /по темам: овощи, посуда, инструменты и др.; с безударными гласными «О», «И», «Е»/
6-творческий диктант /замена описательных оборотов словами-синонимами/
Обучение животных – дрессировка, асфальтированная дорога – шоссе.
7-диктант с комментарием /учитель диктует слова, учащийся комментирует их написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь/
8-диктант «Проверь себя» /учитель диктует слова, учащиеся записывают их, а те слова, в написании которых сомневаются – пропускают. По окончании диктанта спрашивают учителя, как нужно писать и вставляют орфограмму.
Для закрепления можно предложить творческое задание-составление рассказов со словарными словам (работы учащихся)
Москва.
Москва- столица России. Самое знаменитое место Москвы- Красная площадь. В городе много магазинов, есть метро.
Вот какой прекрасный город Москва!
Школа.
Девочка Люба пошла в школу. Она взяла тетради, пенал и карандаши. Ученица хорошо подготовилась к занятиям. У ребят начался урок русского языка. Люба помогает своим товарищам.
Какой вывод можно сделать?
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....
Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Методика работы со словарными словами от урока к уроку....
Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Консультация поможет учителям начальных классов и родителям при работе над словарными словами....
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...
Профилактика дислексии и дисграфии при работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Презентация, в которой описаны практические упражнения для профилактики дислексии и дисграфии на уроках русского языка....