Урок русского языка по теме "Что мы знаем о частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3 а класс
Учитель: Корнеева Людмила Анатольевна
УМК: Гармония
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Тема | «Что мы знаем о частях речи» | ||||||
Цели | Образовательные: Повторить и обобщить изученный материал по теме «Части речи» Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: - Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка. - Регулятивные УУД: - Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять и оценивать «чужие» решения. (Р.) - Коммуникативные УУД: - Участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться. (К.) - Познавательные УУД: - Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. (П-1.) Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. (П-2.) | ||||||
Планируемый результат | Предметные: Выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, определять морфологические признаки слова, выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Выявлять в текстах слова, формы слов, обеспечивающие точность и выразительность речи. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, выполняя правила речевого поведения. Самостоятельно читать материалы учебника, извлекать информацию, следовать инструкциям. Применять освоенные правила письма, выполнять предписываемые ими действия. Личностные: Становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка) Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). | ||||||
Межпредметные связи | окружающий мир, литературное чтение | ||||||
Ресурсы:
| Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч. ; Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.2, справочный материал «Части речи» презентация, разноуровневые индивидуальные карточки, карточки с текстом для домашней исследовательской работы | ||||||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы | Осуществляемые действия | Формируемые способы | Осуществляемые действия | Формируемые способы | ||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) - Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Я предлагаю провести наш урок необычно, в форме игры, которая называется « Банк». - Что такое банк? Слайд №1 - Банк выполняет 3 основные задачи:
- Банки бывают разные. Ведь накапливать можно не только деньги. Вот, н-р, вы что можете накапливать? - Знания можно копить и использовать? - Этим мы сегодня и займемся. Используя свои знания и умения, мы будем копить фишки, которые будут показателем прибыли. | Слушают внимательно учителя Слушают информацию | Понимать информацию и выполнять инструкции Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Отвечают на вопросы учителя | Участвовать в общей беседе. Искать ответ на поставленный вопрос. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Проверяют свою готовность к уроку Слушают ответы детей в классе | Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности Контролировать и оценивать ответы детей | |
II. Актуализация знаний (3 мин) Предлагает записать число и начать урок со словарной работы. Словарная работа Слайд №2 - Оцените сами себя. Слайд №3 Если нет ошибок- красную фишку, 1-2 ошибки- синюю. - На какие группы можно разделить эти слова? | Списывают слова, вставляя нужные буквы. Анализируют и сравнивают слова | Осуществлять актуализацию полученных знаний Осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, группировки | отвечают на поставленный вопрос | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения | Сверяют записи с ответами на доске и оценивают себя. Придвигают к себе фишки | Контролировать процесс и результат, вносить коррективы, осуществлять самооценивание. | |
III. Формулирование темы урока, постановка цели. (2 мин) Организует формулирование темы урока и постановку цели урока учащимися. - Сегодня у нас урок- обобщение. | С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель урока. | Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение целей и функций учащихся, | Уметь оформлять свои мысли в устной форме | Слушают ответы детей в классе | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя | |
IV. Применение знаний в новой ситуации. (13 мин) - Итак, начнем игру « Банк». 1. Распознавание частей речи. (2 мин) Просит детей разделиться на 3 варианта. -Галочкой укажите : 1 в.-им. сущ., 2 в.- им. прил., 3 в.- гл. Проверка и самооценивание.Слайд№4 -Какие слова остались? Слайд №5 2. Сравнение и анализ слов. Найди «лишнее»(1 мин) - Среди глаголов какой глагол можно назвать «лишним»? Почему? -По какому принципу можно найти «лишние» слова среди имен сущ? - Какое прилагательное находится в начальной форме? 3.Обобщение и систематизация знаний.(групповая работа)(5 мин) - Поделитесь на группы. Подготовьте сообщения о частях речи. 4.Работа по тексту. (5 мин) Слайд№6 -Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? -Проведем небольшое исследование. Посчитайте сколько здесь глаголов. Назовите. -Сколько имен существительных? - Сколько имен прилагательных? - Какие можно сделать выводы? - Какие еще части речи использовали? | Выявляют принадлежность слова к той или иной части речи. Анализируют и сравнивают слова по освоенным признакам. Читают текст и извлекают информацию. | Осознавать общий способ действия для решения определенных конкретных задач и выполнять его. Осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, группировки. Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа. | отвечают на поставленный вопрос. Находят «лишние» слова. Обсуждают, собирают всю информацию о конкретной части речи и готовят сообщения. Считают количество им. сущ, им. прил., гл. в тексте. | Участвовать в общей беседе. Искать ответ на поставленный вопрос Уметь формулировать собственное мнение. Участвовать в совместной деятельности, воспроизводить информацию. Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения | Сравнивают свои ответы с ответами на доске. Оценивают себя. Слушают ответы детей в классе. Следят за правильностью ответов. Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют. | Контролировать процесс и результат, вносить коррективы, осуществлять самооценивание. Осуществлять контроль ответов. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль. Обнаруживать ошибки, вносить необходимые коррективы. Прогнозировать общий вывод | |
V. Физминутка. (1 мин) -Если назову глагол Б.вр., мн.ч., 1 л. -хлопаете, если нет- топаете: забудем, красивые, принесем, записываем, заговорим, заедут. | Анализируют слова как части речи | Наблюдать за языковым материалом | Топают, хлопают | Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности | |||
VI. Контролирующее задание. (разноуровневая работа по карточкам) (8 мин) - Все остальные выпишите из текста имена прилагательные с именами существительными, от которых они зависят. - Определите род, число, падеж имени прилагательного. ( один ученик у доски) Проверка карточек. Слайд №7 Вывод: - Какую особенность имен существительных и имен прилагательных во всех заданиях мы пронаблюдали? | Вспоминая правила, памятки из учебника, выполняют индивидуальные задания Делают вывод: имя прил подчиняется им сущ. | Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. Осуществлять выбор. Осуществлять целенаправленные действия анализа, умозаключения | Отвечают на поставленный вопрос. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме | Один ученик из 1 уровня читает свои слова, остальные сверяют и оценивают себя. Дети 3 уровня сверяют с доской. | Уметь осуществлять самоконтроль. Адекватно оценивать свою работу. | |
VII. Работа с глаголами. (5 мин) Берутся глаголы из текста, по которому работали. Самостоятельная работа | Проводят анализ глагола как части речи. (устно, а затем письменно) | Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач | Применяют освоенные правила | Передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться. | Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют. | Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия. Использовать речь для регуляции своих действий. | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности (5 мин) - Какую цель ставили в начале урока? -Мы достигли своей цели? - Оцените свою деятельность на уроке. -Что получилось? -На все ли вопросы вы знали ответ? -Что надо повторить? Оценивание. Подведение итогов по набранным фишкам. - Посчитаем, насколько прибыльно мы сегодня поработали. | Участвуют в беседе, | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Высказывают мнения | Строить высказывания понятные для партнеров. | Выслушивают мнения одноклассников. Считают фишки. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | |
IX. Домашнее задание ( 1 мин) (каждый ряд получает текст, в котором нужно подитожить количество им. сущ., им. прил, гл.) Продолжить исследовательскую работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: " Части речи"
Обощение по теме:" Части речи"( существительное, прилагательное, глагол )...
Урок русского языка во 2 классе. Тема:"Распознавание частей речи".
На уроке использован интересный материал о возникновении карандаша. Ход урока расписан подробно. На уроке дети будут учиться распознавать части речи, ...
Урок русского языка в 4 классе "Местоимение как часть речи"
Данный урок проводился в 4 классе по программе "Школа России". На уроке учащиеся знакомятся с новой для них частью речи - местоимением, выполняют задание Деда Всеведа. В конце урока выполняют интракти...
конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Предлог, как часть речи».
Цель урока: Знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урока:Образовательные:Расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке;Учить писать предлоги ...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Части речи в русском языке".
Урок открытия новых знаний. Проводится в технологии критического мышления....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи. Урок закрепление"
Нестандартный повторительно-обобщающий урок русского языка в виде "Строительство Дома Мечты"....