БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Слова-омографы. УМК школа 2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok.doc | 90 КБ |
pervichnoe_zakreplenie.ppt | 2.02 МБ |
poisk_novyh_znaniy.ppt | 1.21 МБ |
proverka_dom_rab.ppt | 769.5 КБ |
slovarnaya_rabota.ppt | 962 КБ |
chistopisanie.ppt | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Урок 123
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Слова-омографы.
Цель: наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью; развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, учебник русского языка, рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки с заданиями для работы в паре, толковый словарь учителю, толковый словарь школьника.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Зовут меня Анастасия Николаевна.
- Проверим готовность к уроку. Нам понадобится учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
- Все готовы? Тогда начнём урок.
- Посмотрите в окно и скажите, какой сегодня день?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А что сделать, чтобы и на душе стало также тепло и спокойно? (улыбнуться)
- Порадуйте своей улыбкой тех, кто сейчас находится рядом с вами, улыбнитесь друг другу. У вас такие солнечные улыбки, что от них становится ещё ярче и теплее день.
- Я тоже дарю вам свою улыбку и желаю вам удачи .
2. Погружение в урок.
- На прошлом уроке вы приступили к изучению нового раздела. Давайте вспомним как он называется? ( Буквы безударных гласных в корне слова)
- Сегодня мы с вами продолжим наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.
- Для нас урок – это работа. Любая работа имеет цель. Вы видите облака с целями урока, выберите каждый свою цель.
- Учится красиво и правильно писать;
- Упражняться в постановке ударения;
- Учиться различать ударный и безударный гласные звуки;
- Наблюдать над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне;
- Повторить словарные слова;
- Получить новые знания о словах;
Учитель: - В конце урока мы проверим , справились ли вы с поставленными целями . Я буду вам помогать в достижении этих целей.
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идет весна по городу!
- О чём это стихотворение? (о весне)
- Это стихотворение Ю. Мориц называется “Идет весна по городу”
- По улицам нашего города ступает осторожными шагами Весна!
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает?
- Это весеннее солнышко. Посмотрите, как оно ярко светит, пытаясь согреть вас своими лучами, настроить вас на хорошую работу на уроке.
- Что приносит солнце людям? (Свет, тепло, радость, здоровье)
-Ой, ребята, с нашим солнышком случилась беда. Его спрятала тучка.
- Что же теперь будет? Надо что-то делать, как - то спасать солнышко?
Тучка: «Я верну вам солнышко, если вы пройдёте все мои испытания.»
- Ну что, ребята, будем спасать солнышко, не боитесь испытаний?
- Перед уроком мы с вами записали число и классную работу. Поэтому начинаем проходить испытания.
3. Чистописание
- Ребята, посмотрите на слайд, и скажите, написание каких букв мы повторяем сегодня? (Вв Сс Нн Ее Аа)
-А сейчас сели правильно. Спинку держим ровно.
- Вспомним написание букв Вв Сс Нн Ее Аа .
(щелчок мышкой – «шарик» показывает последовательность движений при написании буквы)
- Запишите эти буквы в тетрадь. Следите за высотой и наклоном букв. (Дети прописывают буквы)
- Обведите лучшую букву в кружок простым карандашом.
- А кто мне скажет, какое слово можно составить из этих букв? (весна)
- Ребята, вы справились с первым испытанием. Посмотрите, что изменилось на картинке?
- Наше солнышко показало свой первый лучик из-за тучки.
4. Словарная работа.
- Перед вами звуковая запись слов:
[в′исна],[горат],[нарот],[ул′ица],[марос]
- Сделайте буквенные записи.
- Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.
– Каким общим свойством можно объединить эту группу слов? (в каждом слове есть безударная гласная)
– Какое слово лишнее? (Лишнее слово весна, т.к. безударную гласную в корне можно проверить - вёсны, а в остальных – непроверяемая гласная).
-Ребята, а какая орфограмма ещё есть в словах город, народ, мороз?(парная согласная)
Проверка по эталону!
Город, народ, весна, улица, мороз.
- Поднимите руки те, кто не сделал не одной ошибки.
- Остальные ребята, запомните правильное написание этих слов. Я думаю, в следующий раз вы не допустите в них ошибок.
- Молодцы, ребята. Мы прошли второе испытание к спасению солнышка. Что изменилось на картинке?
- Наше солнышко показало второй лучик.
5. Проверка домашнего задания:
- Мы поиграем в игру «Верно ли, что…».
- Встали возле парт.
- Я буду читать предложения, а вы если верно - хлопаете в ладоши, если нет – топаете.
– В русском языке ударение всегда падает на первый слог. (Топают)
– Сколько в слове звуков, столько и слогов. (топают)
– Ударный слог в слове может быть только один. (Хлопают)
– Ударными бывают гласные и согласные звуки. (Топают)
– Ударными бывают только гласные звуки. (Хлопают)
– Слова могут состоять из одного, двух и более слогов. (Хлопают)
- В слове столько слогов, сколько гласных звуков. (Хлопают)
- Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовили домашнее задание. Мы прошли третье испытание к спасению солнышка.
- Что ещё изменилось на картинке?
- Наше солнышко показало ещё один лучик из-за тучки.
6. Поиск новых знаний.
– Прочитайте слова про себя.
Опасаться, острый, мука, бояться, тупой, мука.
– Перед вами карточка с таблицей.
Синонимы | Антонимы | |
- Найдите среди этих слов слова-синонимы и запишите их в первую графу таблицы.
- Какие слова вы записали? (опасаться – бояться)
- Докажите, что эти слова синонимы. (Различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение- «испытывать боязнь, страх»)
– Найдите среди этих слов слова – антонимы и запишите их во вторую графу таблицы.
- Какие слова вы записали? (острый- тупой)
- Докажите, что эти слова антонимы. (Различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение - «тупой- т.е недостаточно отточенный, чтобы хорошо резать или колоть; острый- т.е хорошо отточенный»)
– У нас остались два слова… (мука)
- Можем ли мы их отнести к синонимам или антонимам? (Нет)
- Вот ребята, нашей целью будет выяснить, что это за слова, как называется группа таких слов.
- Запишите эти слова в третью графу.
- Как вы думаете, это одно слово или разные?
- Поставьте ударение в этих словах так, чтобы слова были разными.
– Что интересного замечаете в этих словах? Как они пишутся?
- Одинаково ли звучат?
- А какое имеют лексическое значение?
(Они одинаково пишутся, но совершенно разные по лексическому значению и произношению: "мука" - продукт и "мука" – страдание, мучение).
- Это новая группа слов называется омографы.
- Давайте выясним, что такое омографы?»
- Где мы можем узнать значение этого слова? (В толковом словаре)
- Вы видите выписку из толкового словаря. Прочитаем её.
Омографы (от двух греческих слов: омо – одинаковый и графо – пишу, т.е слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение).
- Молодцы, ребята. Вы прошли ещё одно испытание к спасению солнышка. – Какие изменения вы видите на картинке?
- Наше солнышко показало ещё один лучик из-за тучки.
7. Первичное закрепление полученных знаний:
- В следующем испытании необходимо применить полученные знания о словах- омографах. Это последнее испытание и самое сложное.
Задание 1: - Работа в парах по карточкам. Карточки на парте. Прочитайте стихотворение, найдите слова – омографы, подчеркните их . Поставьте в них ударение.
Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки.
- Проверяем! (дети читают стихотворения, слова-омографы)
- Прочитайте стихотворение.
- Назовите слова омографы.
- Объясните лексическое значение слов: белка и белок.
Белка- лесной зверек-грызун с пушистым хвостом.
Белок- прозрачная часть яйца, белеющая при варке.
– Что же помогло нам различить значения этих слов? (Ударение)
– Кто заметил, что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.)
Учитель: Вы наблюдали за новым свойством русского ударения – подвижностью.
- Ребята, докажите, что эти слова - омографы. (Эти слова пишутся одинаково, но имеют разное произношение и значение)
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием. Я уверенна, что вы справитесь и со следующим заданием.
Задание 2: - Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.138, найдите упр.216.
- Запишите 1-ое слово из упражнения. Поставьте в нём ударение.
- Проверим, какое слово у вас получились? А у кого получилось другое слово?
- Объясните лексическое значение слова кружки( сосуд для питья в виде стакана с ручкой) , кружок ( геометрическая фигура или объединение людей для совместных занятий чем-нибудь, например танцевальный кружок, кружок рисования) .
- Что помогло нам различить эти слова? (Ударение)
-Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (Подвижность)
- Как называются такие слова?(Омографы)
- Выберите каждый себе задание с этим словом:
Слайд: - составьте и запишите с записанным вами словом предложение;
- составьте и запишите предложения со словами омографами;
- составьте и запишите предложения со словами омографами и подчеркните безударные гласные.
- Как вы выполнили это задание, проверит ваш учитель.
- Ребята, посмотрите на картинку, что изменилось на картинке?
- Солнышко показало последний лучик, а злая тучка улетела. Значит, мы справились с последним испытанием.
8. Итог урока.
Солнышко читают дети: «Спасибо, ребята, что освободили меня. Теперь я опять могу приносить своё тепло и радость людям. Согревать природу своими лучами, чтобы она могла пробудиться от зимнего сна»
- Посмотрите, какая у нас получилась весенняя картина. Что помогло нам создать её? (Наши знания)
- А сейчас давайте подведем итоги пройденных испытаний.
- С какой новой группой слов вы познакомились? (словами-омографами)
- Что особенного у этих слов? (пишутся одинаково, отличаются ударением, имеют разное значение)
- Какое свойство ударения вы наблюдали в этих словах? (Подвижность)
9. Домашнее задание: Дидактические материалы, с.94, упр.215.- составить и записать по два предложения со словами омографами.
10. Рефлексия:
- Наш урок заканчивается.
- Пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось на уроке, достиг ли он поставленных целей в начале урока.
- У вас на партах лежат оценочные листы. Покажите в них ваше настроение:
Если ты доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй улыбающееся солнышко.
Если тебе на уроке было сложно, то рисуй грустное солнышко. Не переживай, в следующий раз будет лучше.
Дети рисуют настроение, в этот момент звучит песня А.Островского «Пусть всегда будет солнце»
- (Иду между рядов) Я вижу, все довольны своей работой.
- Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Вы были очень активными и внимательными. Молодцы!
- Я хочу закончить наш урок следующими словами, пусть они станут вашим девизом: Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет! - Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стр. 138. Упражнение 216.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое омографы ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка по эталону:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне слова»
Урок по теме: "Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне слова" проведён во втором классе ОС "Школа 2100" Конспект урока построен в соответствии с требованиями стандарта второг...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»
Урок разработан по всем требованиям ФГОС....
Урок русского языка 2 класс (2100). Обучение применению правила написания буквы безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка с использованием ИКТ...
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....
Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд...
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Разработка конспекта урока по русскому языку в 3 классе....