ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Системно-деятельностный подход положен в основу новых ФГОС, определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.
Положения системно-деятельностного подхода в ФГОС начального общего образования нашли отражение в требованиях к его реализации: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» | 45.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Системно-деятельностный подход на уроке
Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова»
(УМК «Школа 2100», 3 класс)
Выполнила: Лисинкова О.А.
МБОУ «СОШ №92»
Курс № 22/3
Научный руководитель:
Демчук Н.А., к.п.н.,
доцент кафедры
начального образования
Новокузнецк, 2014
Содержание
I.Введение……………………………………………………………………3
II.Урок русского языка…….……………………………………………… 4
III.Заключение……………………………………………………………….9
IV.Список литературы………………………………………………………10
I.Введение
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Системно-деятельностный подход положен в основу новых ФГОС, определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.
Положения системно-деятельностного подхода в ФГОС начального общего образования нашли отражение в требованиях к его реализации: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.
Важная составляющая системно-деятельностного подхода – учебная деятельность школьников, которая становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Системно-деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого,
Тема урока: «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова»
УМК «Школа 2100» 3 класс
Тип урока: урок практической направленности, открытия нового знания.
Цели:
обучающая: формирование способа проверки безударных гласных в корне слова, путем подбора однокоренных слов;
развивающая: развитие познавательного интереса к учебной деятельности на основе предметного содержания, сравнения и анализа, обобщения слов;
воспитательная:
формирование орфографической грамотности учащихся.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, словари, карточки со словами, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Организационный момент
(проверка готовности к уроку)
- Актуализация знаний. Мотивация
- Работа со словами на доске
Задание
- Прочитайте слова.
(Весна, мороз, береза, сова, колосок, собака, трава).
-Что в них общего?(…………)
- Разбейте слова на два столбика по ………...
2.2
Что у вас получилось? (….не знаем,
Дети: Варианты ответов: слова, где есть безударная гласная, проверяемая ударением, и словарные слова.
Выполняем работу по плану: прочитать слово, поставить ударение, определить к какому столбику отнести.
Весна Береза
Сова Собака
Трава Мороз
2.2 Наблюдение. Формулирование проблемы
- Что вызвало у вас затруднение?
Дети: Куда отнести слово «колосок».
- Почему вы не можете определить в какой столбик писать это слово?
Дети: Потому что в нем две безударные гласные в корне слова.
- Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову «колосок» и запишем их на доске.
Дети: колос, колосится, колосья.
- Выделите корень, поставьте ударение. Что заметили?
Дети: Слова «колос», «колосья» могут быть проверочными к слову «колосок».
III. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Что мы должны научиться делать?
Дети: Сегодня на уроке мы должны научиться писать слова с двумя безударными гласными в корне слова и подбирать проверочные слова к ним.
- А как мы писали слова с одной безударной гласной?
Дети: Подбирали однокоренное слово с ударением на эту гласную.
- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?
Нам нужно научиться писать слова с двумя безударными гласными в корне слова.
IV. Познавательная деятельность.
4.1 Наблюдение над словами с двумя безударными гласными в корне. Работа с учебником. Стр. 90, упр. 101.
Сначала проводится устный разбор по заданиям упражнения.
Образец рассуждения:
Говорит. В слове 3 слога. Ударный третий слог.
В корне говор два безударных гласных. Проверяем букву 1-го безударного гласного – говор, вторую – разговор.
Обозначаем орфограмму.
4.2 Составление алгоритма написания безударных гласных в корне.
1. Ответы на вопросы учебника (с. 91).
2. Составление алгоритма.
•Читаю слово.
• Ставлю ударение.
• Выделяю корень.
• Подчёркиваю буквы безударных гласных в корне.
• Подбираю проверочные слова. (Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов.)
• Пишу слово, вставляю буквы.
• Обозначаю орфограмму.
4.3 Организация Групповой работы
- Ребята, мы сегодня будем работать в группах. Итак давайте вспомним правила работы в группах.
Правила работы в группе:
1. Отвечая на вопрос, аргументируй свой ответ;
2. Уважительно относитесь друг к другу, называя по имени.
3. Говорите по очереди, не перебивая товарища.
4. Обсуждайте спокойно, никому не мешая.
Работайте по инструкции:
- Прочитайте задание.
- Обсудите его в группе и выполните действия.
3. Каждая группа проводит свою работу и записывает слова в тетрадь.
Задание для 1 группы (стр. 92, упр. 102)
План работы | Слова для работы группы | Результат работы |
Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Подчёркни буквы безударных гласных в корне. Определи, какое слово проверяемое, а какое проверочное. | Голоса, голос отголосок. Лошаденка, лошадь, лошадка. колос, колосок, колосья. |
Задание для 2 группы (стр. 92, упр. 103)
План работы | Слова для работы группы | Результаты работы |
Произнеси слова. Определи, сколько в каждом слове безударных гласных. Подбери проверочные слова. Как нужно действовать, если из двух безударных гласных в корне слова, можно проверить только один? | Холодок, серебро, скатерть, колотил, сковорода, полоса. |
Задание для 3 группы (стр. 92, упр. 104)
План работы | Слова для работы группы | Выводы Свойство |
Произнеси слова. Определи, сколько в каждом слове безударных гласных. Подбери проверочные слова. Как нужно действовать, если из двух безударных гласных в корне слова можно проверить только один? | Сокол, соколиная (охота), соколята, соколик, сокольничий, сокольники. Город, городок, пригород, городская, загородный. |
По ходу групповой работы учитель наблюдает за работой учащихся. Оказывает помощь при затруднениях.
4.4 Самооценка работы групп
Выступление представителей групп.
- Какие открытия мы сделали в процессе нашей работы?
1 группа
Дети: мы нашли проверочные и проверяемые слова.
2 группа
Дети: Мы столкнулись со словами, в которых можем проверить не все безударные гласные. Поэтому нам пришлось воспользоваться словарями.
3 группа
Дети: А мы еще столкнулись с непонятными словами. Нам пришлось воспользоваться толковым словарем.
- Оцените работу своей группы.
Физкультминутка (СаНПиНы).
V. Самостоятельная работа
5.1 Упражнение на карточках «Вставь пропущенные буквы»
1. д_р_вяшка
2. б_р_да
3. в_л_сок
4. л_б_диный
5.2 Фронтальная проверка после выполнения. Слова на доске.
Поднимите руки, у кого получилось также как на доске.
Поднимите руки, кто допустил ошибки.
VI. Итог урока.
6.1. Рефлексия
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
Дети: научиться писать слова с двумя безударными гласными в корне слова
- Какие способы проверки мы узнали.
Дети: подбор однокоренных слов и словари.
6.2. Самооценка
- Сегодня на уроке мне было интересно …
- было легко/трудно
- справлялись сами/нуждались в помощи
VII. Домашнее задание (на выбор)
1. Стр. 101, упр. 1
2. Составить несколько предложений, в которых есть слова с двумя безударными в корне. Подобрать к ним проверочные слова (два-три предложения).
III.Заключение
Урок русского языка, разработанный в системно-деятельностном подходе, заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
В настоящее время деятельностный подход как исследовательский метод обучения, используемый в практической деятельности на уроке русского языка, следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.
Считаю, что новый учебный материал представлен в противоречии: создана проблемная ситуация и показаны пути выхода из нее (способ его разрешения на уроке).
Системно-деятельностный подход на уроке способствует воспитанию активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
IV. Список литературы
1. Бунеев Р.Н. Русский язык. 3 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений: в 2-х ч. Ч. 1/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. _ М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 176 с.
2. http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?
3. http://beginnerschool.ru/gen_rules/pravopisanie-glasnyih-v-korne-slova
4. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя./Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н. – М.: Вита-Пресс, 2012. – С.288
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...
Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова. Закрепление" 2 класс
Урок-сказка, русский язык, 2 класс...
Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС
Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс
Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" 3 класс.
Урок составлен с учетом новых ФГОС. Урок-закрепление....
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс...
Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова". 2 класс
Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Тип урока: применение знаний и способов действий. Цель: совершенствование и развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных сло...