Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Цель и задачи урока:

- создать условия для формирования умения определять смыслоразличительную роль ударения в словах;

- находить ударный/безударный слоги;

- продолжить работу над предложением (самостоятельное составление и оформление);

- развивать интерес к предмету через применение электронных образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 1 классе по теме «Ударение»

Тема урока

Ударение.

Примечания

Цель

- создать условия для формирования умения определять смыслоразличительную роль ударения в словах;

- находить ударный/безударный слоги;

- продолжить работу над предложением (самостоятельное составление и оформление); 

- развивать интерес к предмету через применение электронных образовательных ресурсов.

Тип урока

Урок развития умений и навыков.

Ход урока:

  1. Орг. момент

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

  1. Постановка темы и цели урока

Актуализация знаний

  1. Основная часть урока

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла на урок?

ДЕТИ.

- Это барабан и барабанные палочки!

Палочкой ударяю в  барабан.

- Что я сделала?

ДЕТИ.

- Ударили палочкой в барабан.

- Барабан. Что это?

ДЕТИ. (Ответы детей.)

- У нас урок русского языка, а зачем нам ударный музыкальный инструмент барабан?

-  Подумайте и предположите, над какой темой мы будем работать на уроке?

ДЕТИ.

- Мы будем работать над темой «Ударение».

Игра «Продолжи фразу»

  - Слово можно разделить на …      (слоги)

  - Слоги бывают ударные  и (безударные) 
 
- Слог, который произносится сильнее других… (ударный)

 

Работа на интерактивной доске.

Задание 1.

- Выделить ударный слог в словах  (3 слова)

- Проверить есть ли ошибки. Правильно ли выделен ударный слог (3 слова, допущена одна ошибка, исправляем ошибку)

- Назовите безударные слоги (3 слова)

- Проверить сейчас.

- Прочитайте, не произнося вслух.

замок

замок

Работа в парах

- Я 2 раза записала одно слово?

- Удар в барабан будет означать окончанее обсуждения.

Проверка работы в парах (варианты ответов)

ДЕТИ.

 - На этот вопрос нельзя ответить.

- Что я должна была сделать, чтобы вы безошибочно ответили на мой вопрос?

 ДЕТИ.

- Поставить ударение.

Ставлю ударение в словах.

ДЕТИ.

- Нет. Вы записали два разных по значению слова.

- В чём их сходство и в чём различие?

ДЕТИ.

Сходство: слова написаны одинаково,

Различие:  значение у слов разное, в одном слове ударный слог первый, в другом – второй, в одном ударная буква а, а в другом о.

- Какую роль играет ударение в словах?

 (- От ударения  зависит смысл слова?)

ДЕТИ.

- Ударение меняет смысл слов, их значение.

Продолжите фразу

- Изменяя место ударения в словах, мы можем изменить … (смысл слова, его значение)

На доске появляется картинка замка и замка

Минутка чистописания

Нам необходимо написать эти слова в тетради. На какое соединение букв нужно обратить внимание? (На соединение ам.)

В словах замок и замок 

ам мо ок

зАмок замОк

Игра «Волшебник Ударение»

- Я называю слово, вы повторяете его, меняя место ударения. Я говорю значение своего слова, вы своего.

белкИ – бЕлки

Ирис – ирИс

кружкИ – крУжки

- Почему игра называется  «Волшебник Ударение»?

Работа по учебнику с. 23

С. 23 упр.44 (на доске и в тетради)

се/лО -  сЕ/ло

хло/пОк -  хлО/пок

пОл/ки  - пол/кИ

«Весёлая физминутка»

С. 23 упр.46

1. Чтение стихов.

2. Смысл каких слов не понятен?

3. Алиса поработала со словарём и выяснила значение этого слова. Значение этого слова знают и мальчики Игнат и Никита.  

Живёт щегол здесь –

Первый щёголь.

Проверка (щегол – ударный слог 2-й, первый – ударный слог 1-й)

(В односложных словах ударение не ставим, их переносить нельзя, на букву ё всегда падает ударение.)

С. 23 упр.46

Работа в группах

Пример предложений со словами  «замОк» и «зАмок»

Правила работы в группе.

  1. В группе работают все.
  2. Необходимо выслушать каждого, кто хочет высказать своё мнение.
  3. Договориться и совместно выполнить задание.
  4. Как только предложения будут составлены  ученики данной группы садятся

     и  наблюдают за работой других групп.

  1. Удар в барабан – окончание работы групп.

-  Как вы  оформите предложения на письме?

(Ответы детей)

СтОит – стоИт     ДорОги – дОроги  ПрОпасть – пропАсть  

 1-ряд                    2-ряд                             3-ряд

                              4-ряд

Правила работы в группе.

  1. В группе работают все.
  2. Необходимо выслушать каждого, кто хочет высказать своё мнение.
  3. Договориться и совместно выполнить задание.
  4. Как только предложения будут составлены,  ученики данной группы садятся на места

     и  наблюдают за работой других групп.

  1. Удар в барабан – окончание работы групп.

Билет до Москвы стОит дорого?

Часовой стоИт на посту.

ДорОги  были размыты дождём.

Вам дороги  эти письма?

Камни падали в прОпасть.

Он не должен пропАсть в горах!

Проверка работы групп

Самостоятельная  работа.

Работа на карточках

- На доске даны слова, выберите подходящие и вставьте в рамочки.

Демонстрируется барабан и барабанные палочки.

- БАРАБАН - ударный музыкальный инструмент, состоящий из полого цилиндрического корпуса

с натянутой на него кожей.

 В  барабан бьют руками, палочками или специальными колотушками.

Дети пробуют определить тему урока.

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

          (Г. Сапгир)

МАРКЕР

КАРТИНКА ЗаМКА и ЗАМКа

НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ СОЕДИНЕНИЯ И СЛОВА ДЛЯ ЧИСТОПИСАНИЯ

(Буквы, которые имеют овал или плавную прямую, соединяются нижним соединением. Буквы, что начинаем писать с прямой - верхним)

НА ДОСКЕ ТРИ УЗКИЕ СТРОКИ ДЛЯ ЗАПИСИ СЛОВ УПР. 44

ПОЛК -  воинская часть различных родов войск (танковый полк)

Хло́пок  — волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника

Щеголять - хвастать, хвалиться

Человек, нарядно одетый, любящий дорогие, изысканные наряды.

Один слог произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. Остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

ЛИСТЫ В УЗКУЮ ЛИНИЮ ДЛЯ РАБОТЫ В ГУППАХ

Что такое ударение?

От ударения  зависит смысл слова?

Когда не нужно ставить знак ударения?

Ставится ли знак ударения в односложных словах?

Секрет «удивительный».  Произнести слово

 с удивленной интонацией. Слог, который будет выделен голосом - ударный. Удивляемся, или с удивлением задаем вопрос. – ЛисА?

  1. Творческое задание

- Кому понравилось работать со словами? Если у вас будет желание, то …

- Найти в словаре (орфографическом или толковом) слова подобные тем, над которыми мы работали сегодня.

Они одинаковы по написанию, но разные

по звучанию и значению.  Нарисовать

к ним картинки.

Омографы

  1. Итог

Рефлексия

  Игра «Топай – хлопай»

(Ритм задаёт барабан)

- На уроке я играла в мяч.

- Я била в барабан.

- Вы определяли ударные и безударные слоги.

- Ударение может менять значение слов.

- Начало предложения пишем со строчной буквы.

- Начало предложения пишем с заглавной  буквы.

- В конце предложения ставим запятую.

- В конце предложения ставим . или ?, или !

- Мы дружные!

- Мы отлично учимся!

- Какое задание было самым сложным?

- Какое задание было самым интересным?

- Кому понравилось работать самостоятельно?

- Кто из ребят на уроке очень хорошо работал?

УРОК ОКОНЧЕН

Головоломка - шарада

Я – сборник карт; от ударенья

Зависит два моих значения:

Захочешь – превращусь  

в название

Блестящей шелковистой ткани я.     (Атлас-атлАс)

БЕЛКИ

ИРИС

 КРУЖКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока русского языка. Обобщение по теме "Язык - средство общения" Перспектива 4 класс

Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме "Язык -средство общения" Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник...

Урок русского языка "Безударные гласные непроверяемые ударением"

Способствовать развитию умения писать буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слов, ознакомлению с правописанием словарного слова "малина", создавать условия для запоминания правописания ...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...