Конспект урока русского языка. Обобщение по теме "Язык - средство общения" Перспектива 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме "Язык -средство общения" Перспектива 4класс.
Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспектива 4 класс. Обобщающий урок по теме "Язык - средство общения" | 84.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок русского языка
Тип: урок - рефлексии.
Тема: Обобщающий урока по теме «Язык как средство общения»
№п\п | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая техника |
1 | Мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 1 мин 1мин |
1 уч. Вошли Вы все в просторный светлый класс 2 уч. И поуютней на места расселись 3 уч. Представлен будет Вам урок сейчас 4 уч. Ряд психотехник важных, упражнений нужных… Я. Ну что ребята! В добрый час!!!
Она скверы украшает Разноцветною листвой. Она кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды. Приготовила природа Всевозможные плоды. - О каком времени года идет речь в стихотворении? Чем кормит в стихотворении осень и птиц и зверей и людей? СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 - Ребята, для нас тоже наступила горячая пора сбора урожая, ведь мы трудились все эти дни на уроках русского языка над важными и сложными темами. Мы отправимся с вами на сбор урожая знаний!
- -Итак, представьте себе круг и точку в круге. представьте себя в таком круге прямо сейчас и попробуйте определить: вы находитесь в точке? Где-то рядом? Или за кругом? Или есть ощущение, что вас «мотает « по внешнему кругу? - Попробуйте определить чувства, которые у вас есть, когда вы обнаруживаете себя в этой или иной точке круга. Какие у вас мысли, чего вам хочется? -Итак, начнем. Перед нами сад, но ворота закрыты. СЛАЙД 4 | Приветствуют гостей стихотворением По стихотворным строкам отгадывают время года, важное осеннее занятие- сбор урожая Выполняют технику, помогающую осуществить самодиагностику, понимание себя (ребята открывают глаза- перед ними слайд презентации с воротами. На них запись «Знания») | Техника «Точка сознания» |
2 | Актуализация и пробное учебное действие. 2 мин 3 мин | - СЛАЙД 5 Ребята, чтобы открыть ворота нашего сада, нужно подобрать ключик, выполнив правильно задания. Техника «Ленивая восьмерка» «Думательный колпак» 1.Минутка чистописания - Какую букву мы сегодня будем писать, вы мне скажете сами. Что общего в перечисленных словах? - Яблоко, маяк, яма, белая. Правильно, все слова объединяет наличие буквы - я. Дайте характеристику букве, звукам? Вспомните правила посадки. Пишем. я яя яяя 2. Работа над предложением - Посмотрите, пожалуйста, что у меня записано. Подумайте, какое задание можно подобрать к этим словам. Вам нужно собрать пословицу из этих слов. (не добра до доведёт язык) - Кто скажет, какая пословица тут зашифрована? - Каков смыл данной пословицы? Запишем её. Выполним синтаксический разбор предложения. Язык до добра не доведет. -Какие еще пословицы о языке знаете? (Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Язык болтает, а голова ничего не знает. Язык до Киева доведет. Не спеши языком- торопись делом. Язык мой- враг мой..) | Выполняют технику, позволяющую сосредоточиться Думают, делают выводы Отрабатывают навык каллиграфического письма Работают над деформированным предложением. Отрабатывают навык работы над синтаксическим разбором предложения | Техника «Ленивая восьмерка» «Думательный колпак» |
3 | Локализации индивидуальных затруднений. 2 мин | Задания выполнены. СЛАЙД 6 Ворота открыты. Итак, перед нами сад – знаний. Как вы думаете, знания по какой теме мы сегодня будем собирать? -СЛАЙД 7 Поможет вам раскрыть тему - техника «Синквейн» вы должны угадать ключевое слово, определяющее тему всего синквейна. Соберём яблони с яблоньки, работая по группам, составьте Синквейн по плану 1.-? 2.- русский английский 3.- говорить ощущать думать 4.- необходимо знать для общения 5.- это - средство - Итак, какое слово должно быть записано в теме? | Думают, рассуждают, выводят тему урока, работают по группам, применяют технику Синквейн, позволяющую осознать смысл изучаемого понятия | Техника «Синквейн» |
4 | Построение проекта коррекции выявленных затруднений. 3 мин | СЛАЙД 8 Правильно, тема урока «Язык - как средство общения» Техника «Позитивная установка» 1Посмотрите, как с закрытыми глазами написана тема сегодняшнего урока на экране вашего внутреннего взора. 2 Что вы видите, слышите, чувствуете?(ответы) 3 Вам нравится или не нравится то , что вы видите, слышите, чувствуете? Определитесь и проведите необходимые изменения (глубоко подышите те, кого не устраивает, то, что вы видите, слышите и чувствуете) 4 Как вы теперь видите, слышите, чувствуете тему урока и относитесь к ней? На слайде презентации я определила задачи сегодняшнего урока. Прочитайте их внимательно. Выскажите свое мнение. С чем вы согласны, с чем не согласны? (сигналим жестом)
| Формулируют тему урока, | Техника «Позитивная установка»- усиливает ресурс через нейтрализацию негативного отношения к теме |
5 | Реализация построенного проекта. 5 мин | СЛАЙД 9 Работа над звуковым составом слова -Перед вами яблонька. На каждом яблоке – запись. Подумайте, какая форма слова записана? (звуковая) Мини- опрос Что такое звук? (единица звучащей речи). На какие группы делятся звуки русского языка? (гласные - согласные) Чем отличаются гласные звуки от согласных? Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Гласных букв? (10 )Что можете сказать о согласных звуках? (37 звуков парные непарные по твердости мягкости; парные непарные по звонкости глухости) Подумайте, какое задание можно подобрать к данным словам?! (перевести из звуковой в буквенную форму слова) ( г р а м а к у р а т н ы й, а п, и т, и т к а л, и к т, и ф б а с, э й, н ) Грамм, аккуратный, аппетит, коллектив, бассейн. Запишите полученные слова. Проверим по образцу. Подумайте, почему они объединены в одну группу (почему растут на одной яблоньке)? Что это за слова? (словарные с удвоенной согласной) Сделайте вывод, чему мы учились, выполняя данное задание, являются ли звуки и буквы способом языкового общения? | Уточняют знания о звуках русского языка Учатся переводить звуковую форму слова в буквенную, повторяют написание слов с непроверяемой орфограммой | |
6 | Обобщение затруднений во внешней речи.
| Работа над правилами орфографии -СЛАЙД 10 Мы продолжаем собирать урожай знаний. Ребята, посмотрите, а с этих двух яблонь яблоки осыпались. Нам надо их собрать в две корзины. У каждой команды на столе картинки двух корзинок и конверт, в котором собраны вперемежку яблочки со словами на разные правила. Задача каждой команды распределить слова на две группы и объяснить по какому принципу, на какое правило. Проверим ваши корзины. (проверочные слова – устно) Шубка, дерево, арбуз, лесок, дела, кружка. Какие еще правила орфографии вам известны? СЛАЙД 11 Сделайте вывод, чему мы учились на данном этапе урока, являются ли слова способом языкового общения? | работая в группах, распределяют «яблочки» в две корзинки. Записывают слова по группам, подбирая проверочные
| |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - СЛАЙД 12 Ребята, посмотрите на содержание яблок на этой яблоне. Просто написаны слова!!! Как вы думаете, какое задание можно подобрать к этим словам. Итак, вы должны подобрать к данным словам - синонимы. Вспомните, что мы называем синонимами? Для чего они нужны в русском языке? Какие еще слова позволяют нам сделать наше общение ярким насыщенным разнообразным? (антонимы, омонимы, омографы , омофоны, фразеологизмы) Буря-, Вежливый-, Испуг-, - Проверьте ваши слова по словарику учебника на стр. 122. Оцените свою работу с помощью смайликов | Учатся подбирать синонимы. Вспоминают , что такое антонимы, омонимы, фразеологизмы | |
8 | Включение в систему знаний и повторения. | Работа над текстом. СЛАЙД 13 Ребята, на этой яблоне растут самые большие яблоки. Но, что это – вместо некоторых слов в предложениях изображены символы- картинки!!! Ребята, вспомните, как и с помощью чего люди могут общаться? (какие средства еще помогают нам общаться)? (мимика, жесты, интонация) Работая в группах, расшифруйте предложения -это . Растут на . По бывают ,,. По бывают , , сочными. Из варят, делают, выжимают . Зачитайте получившиеся предложения. (Яблоки- это фрукты. Растут на яблонях. По цвету бывают красными, желтыми, зелеными. По вкусу яблоки бывают сладкими кислыми сочными. Из яблок варят варенье, делают джем, выжимают сок). Подумайте, как можно назвать эту группу предложений? (текст) Что такое текст? Какой это тип текста? Какие типы текста вы знаете? Техника «Прием информации»
Мини- сообщение о пользе яблок
Лакомиться яблоками можно без вреда для фигуры – в их составе 87% воды, нет ни капли жира, а калорийность самого большого яблока не превышает 100 ккал (калорийность средних плодов 40-50 ккал). Сделайте вывод, чему вы учились, выполняя данное задание, являются ли предложения способом общения? | Работают в группе- думают, составляют предложения, рассуждают над понятием текст. Работают над текстом по технике «прием информации» с целью рефлексии Сообщают информацию о пользе яблок | Техника «Прием информации»- позволяет обучать рефлексии информации (свое отношение |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Мы собрали полные корзины урожая знаний в нашем саду. - Чему учились на руке? Обобщали знания, по какой теме? Какие средства общения существуют в русском языке? "Три М" - Ребята, предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке. Техника «Рефлексия» построенная по принципу незаконченного предложения.
- У меня на доске три корзинки разног цвета , а у вас на столах яблочко. 1. Если на уроке вам все понравилось, он прошел с пользой для вас – вы кладете яблочко в корзину зелёного цвета№1 2. Если на уроке у вас были затруднения в некоторых заданиях , и вам необходимо еще поработать над ними , кладете в корзину желтого цвета №2 3. Ну, а если урок для вас был непонятен и не интересен, то вы выбираете корзинку №3 - Ну, а нашим гостям я предлагаю отведать наш урожай знаний | Подводят итог урока. Само оценивают свою деятельность на уроке, называют три момента, которые у ребят получились на уроке лучше всего Подводят итог, выполняя технику «Рефлексия» | Техника «Рефлексия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.
Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном" (2 класс, Школа России)
Обобщение знаний об имени существительном...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...
Конспект урока русского языка «Обобщение по теме «глагол» (4 класс)
Цели деятельности учителя: Повторение темы «Глагол»; систематизировать знания о глаголе, как части речи;Планируемые результатыПредметные:знать: признаки глагола;уметь: оп...
Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глаголы»» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация полученных знаний учащихся о глаголах, совершенствование умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, расширение представлений о числ...