Мастер-класс «Метапредметные результаты на уроках русского языка на примере темы 3 класса «Имя прилагательное»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Метапредметные результаты на уроках
русского языка на примере темы 3 класса
«Имя прилагательное»
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Ф.И.О. учителя | Захарченко Светлана Григорьевна |
Образовательное учреждение | МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска» |
Тема | Имя прилагательное |
Образовательные ресурсы | Учебник Русский язык: 3 класс, в двух частях: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: Вентана -Граф, 2015. |
Цель учебного занятия | Цель: формировать представление об изменении имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных. |
Основные задачи: | Задачи урока: Обучающие: сформировать умение определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи; Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку. |
Тип учебного занятия | урок открытия новых знаний |
Форма проведения учебного занятия | исследование |
Наглядно – демонстрационный материал | рабочие листы |
Методы и формы обучения | По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная) По видам деятельности – поисково-исследовательский По результатам выполнения – практический |
Планируемые результаты | Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности. Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап | Основное содержание |
Индукция. | - Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный. светлый.) - С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного). - С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (Прилагательные делают нашу речь точной и выразительной). - Что такое имя прилагательное? (Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?) - С какой частью речи связано? (С существительным) |
Самоконструкция | На доске мороз, ветер, дождь, дождливый, солнце, снег - Назовите «лишнее» слово ( дождливый ). - Почему оно лишнее? - Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные) -Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет). -Как вы думаете, из оставшихся слов, какое лишнее.( солнце-ср.р. остальные м.р) - Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» в первом случаи: слово дождливый. - Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова? - Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи). -Определите тему урока. - Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного). |
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы | Организация познавательной деятельности. -Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша? Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг была болшое река. Нас ждало интересная путешествие. - Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных) Попробуйте исправить текст. - Поставьте вопрос к каждому прилагательному.( Стрел. На лист.) -От какой части речи будем задавать вопрос?( От существительного) -Почему? ( Существительное связано с прилагательным) Что изменилось в имени прилагательном.( окончание.) -Какой можно сделать вывод из данного упражнения?(окончание прилагательного зависит от вопроса поставленного от существительного) - Давайте определим род у главного слова. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании должно стоять в том же роде, что и существительное? -Укажите род прилагательных. |
Социализация. | - Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? - В русском языке есть правило: (Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному.) |
Афиширование - представление результатов деятельности | - Давайте составим алгоритм. (вывешивается на доске) Алгоритм. 1. Найди существительное, определи его род 2. Задай от существительного вопрос к прилагательному 3. По роду существительного и вопросу определи род имени прилагательного |
Разрыв. понимание | Закрепление пройденного Задание выполняется по рядам: 1 ряд выписывает словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в ж. р. 2 ряд – в м. р. , 3 ряд – в с. р. Добр.. слово, лесист.. местность, нов.. платье, пёстр.. оперение, прохладн.. день, проворн.. белочка, верн.. друг, мягк.. зима, зимн.. лес (М.Р. прохладный день, верный друг. Зимний лес Ж.Р. лесистая местность, проворная белочка, мягкая зима С.Р. доброе слово, новое платье, пестрое оперение) |
Рефлексия | Чему мы сегодня научились на уроке? Легко ли вы справлялись со всеми заданиями? У кого были трудности? В чем? Урок был… (полезный,активный,легкий,плодотворный,посильный,увлекательный,однообразный,четкий) Какой род будет у этих прилагательных (мужской) |
Презентация педагогического опыта учителем-мастером | Вам был предложен отрывок урока русского языка в 3 классе. Я постаралась показать при помощи каких технологий, методов и приёмов мы добиваемся метапредметных результатов. Для реализации познавательной и творческой активности школьника использовала элементы технологий критического мышления. Методы и формы обучения: По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная) По видам деятельности – поисково-исследовательский По результатам выполнения – практический Все это позволило добиться следующих метапредметных результатов:
Это даёт возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика предметных результатов по русскому языку у обучающихся начальных классов.
Данные диагностические материалы позволяют проверить уровень сформированности предметных знаний по русскому языку у обучающихся с 1 по 4 класс. Рекомендованы для проведения в конце 1 полугодия....
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Интегрированный урок по русскому языку и риторике 4 класс "Имя прилагательное. Информация"
Конспект интегрированного урока по русскому языку и риторике в 4 классе "Имя прилагательное. Информация"....
Педагогическая диагностика трудностей обучения русскому языку (на примере 3 класса)
Работая в интегрированном классе очень важно создать оптимальные педагогические условия, позволяющие каждому ребёнку адаптироваться в школьной среде и успешно овладевать программой. Необходима своевре...
Творим на уроках английского языка. На примере 2 классов ГБОУ гимназии-интерната №664 , Красногвардейского р-на СПБ
Учащегося начальной школы, прежде всего, должен заинтересовать мир детей другой страны. Именно поэтому в центре внимания на занятиях иностранного языка должны быть факты и явления не взрослой, а детск...
Предметные результаты по русскому языку и математике. 1 класс
Аналитический отчет по контрольной работеПредмет: математикаФИО учителя: Убашеева О.Б.Дата проведения: 03.03. 2022г.1. Цель к/р: проверить умение решать примеры и задачи на изученные...
Самостоятельная работа по русскому языку. Школа России. 2 класс. Имя прилагательное.
Самостоятельная работа. 2 класс....