Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (в рамках ФГОС) 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чистякова Людмила Валерьевна

Урок содержит технологическую карту + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Дата:

24.11.2014 г.

Тип урока:

Урок постановки и решения учебной задачи (применения и совершенствования знаний)

Задачи:

  • развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударных окончаний;
  • учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания;
  • расширение и закрепление знаний учащихся об имени существительном.

Планируемый результат:

Предметные умения

Формировать УУД

- устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

- выбирать нужный способ проверки безударного окончания;

- обосновывать написание безударного падежного окончания;

- находить и исправлять ошибки при написании безударного окончания.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

- осознавать важность получения новых знаний, ответственность за выбор своих действий.

 – формировать чувство любви к окружающей природе, гордость за свою страну;

- осознание важности физического развития

- планирование своих действий в соответствии с учебной задачей; - оценка правильности выполнения действий.

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач,

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся, отстаивать свою точку зрения.

- формулирование проблемы,

 - построение высказывания в устной и письменной форме, - поиск способов решения учебных задач,

- поиск и выделение необходимой информации

-обогащение словарного запаса учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

Межпредмет-ные связи:

Окружающий мир

Учебник:

  Учебник «Русский язык: 4 класс» Канакина В.П. Москва. «Просвещение», 2014 г.

ЭОР/ЦОР:

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Канакина В.П. 4 класс Издательство «Просвещение», 2014

Видео фрагмент.

Задание №2

Единая коллекция ЦОР.

презентация

http://fcior.edu.ru/card/4933/pravopisanie-padezhnyh-okonchaniy-sushestvitelnyh.html

Инфоурок. Начальные классы.

видеоролик

http://inrourok.ru/material/html?mid=1996

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, парная

Структура и ход урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые СОТ

Время

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

(орг. момент)

– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Проверяет готовность обучаю-щихся к уроку. Слайд №1

Мы услышали звонок.
Пора уже начать урок.
Проверим дружно, всё ль в порядке:
Ручки, карандаш, тетрадки?
Что же, время нас не ждёт.
Соберёмся и: ВПЕРЁД!

Приветствие учащихся.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число, вид работы.

Здоровьесбере-гающие

технологии

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

2

Повторение пройденного материала.

(проверка домаш. работы) с.97 упр.172

- актуализация необходимых знаний для изучения темы урока

Проверяет правильность выполнения домашней работы. Обращает внимание на ошибки.

Читают по предложению, называют главные члены предложения, объясняют выбранный падеж

Технологии коллективного сотрудничества.

2 мин

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся, отстаивать свою точку зрения.

3

Актуализация знаний.

- актуализация необходимых знаний для изучения темы урока

Приём «Составление кластера»

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами довольно плодотворно работали по   теме: «Имя существительное»  Давайте  вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

(У каких существительных после шипящих мягкий знак НЕ пишется?)

Дети говорят, а учитель фиксирует на доске.

Игра: «Я знаю, что…»

(дети говорят, а учитель фиксирует на доске)

Участвуют в игре «Я знаю, что…», по очереди, дополняя друг друга, воспроизводят имеющиеся знания по теме.

Технологии критического мышления

2 мин

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся,

4

Постановка учебной задачи.

- создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность.

- Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, давайте обратимся к родной матушке Природе. Она всегда помогала людям в трудные минуты, придавала сил, наставляла на путь истинный. (Зарисовка видеосюжетов с изображением уголков природы, каждый из которых " дарит" словосоче-тание по теме урока).

Слайд №2

прислониться к окну

пройти по дорожке

наклониться к цветку

шагать по тени

подбежать к реке

подъехали к берегу

- Что общего у словосочетаний?

(Существительные стоят в дательном падеже).

- Распределите эти словосочетания в два столбика. По какому признаку вы можете это делать? (1-ый столбик - словосочетания, в которых есть существительные с ударными окончаниями; во 2-ой столбик - существительные с безударными окончаниями).

- Написание каких окончаний вызывает сложность? (Безударных).  Слайд № 3

Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, формулируют цели урока, дают аргументированные ответы.

Учащиеся приходят к выводу, что существительные стоят в дательном падеже.

Активируя свои знания, учащиеся выделяют признаки по которым можно разделить словосочетания на 2 группы.

(1-ый столбик - словосочетания, в которых есть существительные с ударными окончаниями; во 2-ой столбик - существительные с безударными окончаниями).

Технология проблемного обучения

5  мин

Личностные УУД: формировать чувство любви к окружающей природе, гордость за свою страну

 Познавательные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД: прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование

5

Целепола-гание и мотивиро-вание

- спрогнозировать цель урока

- Опираясь на вышеуказанное, сформулируйте тему урока.

-  Какова основная цель нашей работы? 

-Что мы должны делать, чтобы добиться поставленной цели?

Приходят к выводу, что написание безударных окончаний вызывает сложность.

Формулируют тему урока.

- Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.

Формулируют цель урока.

- (Научиться правильно писать окончания существительных 1 скл., 2скл., 3 скл. в дательном падеже.)

Сообщают, что они будут делать, чтобы добиться своей цели.

-  Работать в парах, высказывать свои мысли, активно работать на уроке, советоваться друг с другом, доказывать свои мысли, отвечать полным ответами т.д.

Технология критического мышления

4 мин

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог

 Регулятивные УУД: прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование

6

Усвоение новых знаний.

- создание ситуации, приводящей к формулированию определения

Работа с таблицей. Слайд 4

Определение признаков дательного падежа.

- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в дательном падеже?

Работают с таблицей. (стр.102)  Сравнивают, выявляют закономерность, делают выводы, формулируют правило.

- алгоритм проверки написания безударного окончания имени существительного

Технология критического мышления

3 мин

Познавательные УУД:

- построение высказывания в устной форме,

 - поиск способов решения учебных задач

проконтролировать промежуточные результаты знаний

Работа на интерактивной доске.

- Повторим склонение существительных.

 Слайд 5

- Спишите, изменяя окончания существительных, определите склонение. Докажите, почему окончание должно быть именно таким. (Первые два выполняются вместе, остальные самостоятельно. Затем - самопроверка с помощью слайда).  Слайд № 6.

Карточка (вставить окончания, указать склонение)

Ехал по улиц..(.. скл.), по площад.. (..скл.).

Плыл  по речк.. (.. скл.,) по мор.. (..скл.).

Подошёл  к берёз.. (..скл.)

Поднялся  по лестниц.. (..скл.).

Подарил  сестрёнк.., (.. скл.)

Бежал  к озер... (.. скл.), к ручь.. (.. скл.)

- Итак, какие же окончания имеют существительные в дат. падеже? - е - у, - ю – и

Оценочные линейки

Работа на интерактивной доске. Объясняют свой выбор.

Сравнивают,    объясняют, доказывают свою точку зрения,

Записывают  слова.

Самопроверка с помощью слайда

Размышляют, отвечают, запоминают, приводят примеры слов, записывают в тетрадь.

Проверяют по интерактивной доске.

Работа в парах. Работая в парах, осуществляют взаимопомощь,  самоконтроль, коррекцию.

Учащиеся делают вывод.

Оценивают свои успехи, выясняют, что повторить, для достижения поставленной цели.

Технология дифференци-рованного обучения

Компьютерные технологии.

6 мин

Познавательные УУД:

- поиск способов решения учебных задач

Регулятивные УУД:

 развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать

Регулятивные УУД:

оценка правильности выполнения действий.

7

Физ. минутка

- создать на уроке здововьесберегающую ситуацию

Слайд 7

«Обезьяны»

http://inrourok.ru/material/html?mid=1996

Дети активно танцуют. Осуществляют профилак-тику утомляемости. Ориентируются на здоровый образ жизни.

«Гостям» предложено тоже отдохнуть.

Здоровьесбере-гающие

технологии

2 мин

Регулятивные УУД:

осознание важности физического развития

8

Применение полученных знаний.

 

проконтролировать промежуточные результаты знаний

Работа в группах. Проблемный вопрос

На доске записаны слова, сгруппированные в 2 столбика.

Вставьте пропущенные окончания (определив падеж и склонение)

- По какому признаку сгруппированы слова?

около лужайк

по лужайк…

 к речк..

от речк..

от подруг..

к подруг..

вокруг кроват

к кроват..

для тетрад..

по тетрад..

до старост..

к старост..

-Почему окончания разные?

Какое окончание имеют сущ. 3 скл.?

Работая в парах, осуществляют взаимопомощь,  самоконтроль, коррекцию.

Технология проблемного обучения

3 мин

Познавательные УУД:

поиск способов решения учебных задач

- фиксация знаний

Работа с компьютером

Используют  аудиоприложение к учебнику CD-диск.

Видео фрагмент. Задание №2

Используют  аудиоприложение к учебнику CD-диск. Проверка с использованием интерактивной доски

Компьютерные технологии

5 мин

Познавательные УУД:

поиск способов решения учебных задач

Практическая работа

- Что это?  Конверт.

- Записывали ли вы когда- нибудь адрес на конверте?

В каком падеже ставит фамилию, имя и отчества тот, кто отправляет письмо?

Выполняют практическую работу по заполнению конверта.

Технология проблемного обучения

4 мин

Познавательные УУД:

совершенствовать орфографические умения.

9

Повторение ранее изученных знаний

- повторить знания, которые необходимы для проведения следующего урока.

Орфографическая работа.

Слайд № 8

Учитель. Найдите "лишнее" слово в каждой группе, которое не имеет признака объединяющего остальные.

Складной, жемчужный, пограничный, местность.

(Местность - слово с непроизносимой согл., тогда как остальные объединены орфограммой "Безударная гласная в корне слова").

Честный, аккуратный, аппетитный, длинный.

(Честный - здесь - непроизносимая согласная, а в остальных словах удвоенная согласная.)

Тростник, окрестность, свистнул, местность.

(Свистнул - глагол, остальные существительные).

Солнышко, лестница, окошко, лукошко.

(Лестница -ж.р., а остальные существительные - с.р.)

Размышляют, отвечают, запоминают, приводят примеры слов,

Технология дифференци-рованного обучения

5 мин

Познавательные УУД:

- построение высказывания в устной форме,

 - поиск способов решения учебных задач,

- совершенствовать орфографические умения.

10

Рефлексия деятельности.

- оценить уровень понимания новой темы

 - «Альпинисты на горе»

- Что нового узнали сегодня?

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Слайд 9

Учащиеся находят своё место на «горе» и аргументируют выбор.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями от урока.

Технология дифференци-рованного обучения

3 мин

Личностные УУД: осознавать важность получения новых знаний

11

Инструктаж домашнего задания.

-организовать домашнюю работу, для закрепления знаний, полученных на уроке

Слайд 10   

Стр.116, упр. 217, заполнить конверт (записать свой адрес)

+ карточки с разно уровневыми заданиями

Слайд 11, 12

Запись учащимися задания в дневники.

Дети обдумывают и выбирают карточки разных уровней

Технология дифференци-рованного обучения

2 мин


Заместитель руководителя ОУ                                                    __________________________________ / Т.А.Коннова /

  МП


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы услышали звонок. Пора уже начать урок. Проверим дружно, всё ль в порядке: Ручки, карандаш, тетрадки? Что же, время нас не ждёт. Соберёмся и …ВПЕРЁД!

Слайд 2

пройти по дорожке подбежать к реке подъехали к берегу наклониться к цветку шагать по тени прислониться к окну

Слайд 3

Правописание безударных окончаний существительных пройти по дорожке подъехали к берегу шагать по тени

Слайд 4

Существительные в дат. п. О твечают на вопросы: кому? чему? Употребляются с предлогами: к, по. Имеют окончания: 1скл. 2 скл. 3 скл. - е - у, - ю - и

Слайд 5

Склонение имён существительных 1 склонение 3 склонение 2 склонение Ж.р. + М.р. -а -я 1 склонение Ж.р. 3 склонение М.р. + Ср.р. -о -е 2 склонение лиса дерево кот лошадь дядя рожь

Слайд 6

Ехал ( где? по чему? ) по улице ( 1 скл.), по площади ( 3 скл.). Плыл ( где? по чему?) по речке ( 1 скл.) по морю ( 2 скл.). Подошёл ( к чему?) к берёзе ( 1 скл.), к сирени ( 3 скл). Поднялся ( по чему?) по лестнице (1 скл.). Подарил (кому?) сестрёнке ( 1 скл.), братишке (1 скл.). Бежал (куда? к чему?) к озеру ( 2 скл.), к ручью ( 2 скл.) Существительные в дательном падеже 1 скл. 2 скл. 3 скл. -е -у, -ю -и

Слайд 7

Момент пришёл для игр и шутки, Точнее, для физкультминутки. Флюгер есть, друзья, у нас, Завращается сейчас. Ветер справа, ветер слева, Флюгер вертится умело. Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большим , До солнца дотянусь. А теперь с охотой Возьмёмся за работу!

Слайд 8

Скл…дной, ж…мчужный, погр…ничник, мес…ность . Чес…ный, а … уратный, а … етитный, дли … ый. Трос…ник, окрес…ность, свис…нул, мес…ность. Солнышк…, лестниц…, окошк…, лукошк… . а т т о о а о а т нн т т пп кк е т

Слайд 9

Существительные в Р . п. Имеют окончания: 1скл. 2 скл. 3 скл. - и - а, - я - и Запомни!

Слайд 10

Существительные в Д . п. Имеют окончания: 1скл. 2 скл. 3 скл. - е - у, - ю - и Запомни!

Слайд 11

Существительные в П . п. Имеют окончания: 1скл. 2 скл. 3 скл . - е - е , - и Запомни!

Слайд 12

Домашнее задание стр.116 упр. 217 конверт, разно уровневые задания

Слайд 13

Мы услышали звонок. Пора закончить наш урок. Всем спасибо за старание! Урок окончен. До свидания!

Слайд 14

СПАСИБО ЗА УРОК !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" ПНШ

Урок закрепления нового знания  по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" в 3 классе с УУД , Перспективная начальная школа....

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...