Этап урока и его цели |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя | Содержание урока
| Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -создание эмоционального настроя на урок; организация внимания школьников - вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха. |
Договаривают слова, дарят улыбки, садятся, определяя падеж.
|
Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.
| На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает).
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи.
Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в Д.п.; учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в Р.п.; учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в П.п.; -Вы готовы? Тогда приступаем стоять на остановке (3) побежать по дорожке: (1) выйти из дома.(2) Я рада, что вы не ошиблись.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” Девизом нашего урока будут слова «Знаем. Хотим узнать. Узнаем.» (Слайд) | Личностные УУД: -учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала; -развитие самоорганизации в учебном действии, положительный эмоциональный настрой на урок Познавательные УУД: учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы
|
II. Актуализация опорных знаний. Реализация общеучебных умений и навыков Цели: - организовать актуализацию знаний; -провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала. -развивать логическое мышление
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Поют звуки, определяя буквы для записи, вспоминают алгоритм написания букв. Вспоминают ранее пройденное. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
| Организует актуализацию умений писать буквы по алгоритму и образцу и знаний полученных ранее.
Организует выполнение учащимися самопроверки и взаимопроверки.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
| 1.Минутка чистописания с фонетической зарядкой Учитель: Красиво писать - Ученики: красоту творить.( Слайд) - Вот и мы начнем урок с красивого письма. Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа. (Помним правила посадки) А сейчас фонетическая зарядка, будем петь звуки, а я буду дирижером. Итак, приготовились ! Поём звук, который обозначен первой буквой алфавита. (АА- ААА-ААА) Уч Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания.( А) Уч -Давайте вспомним алгоритм написания заглавной буквы А Торк показывает Внимание на слайд, прописываем в воздухе заглавную букву А под счёт раз и два и. Пропишите у себя в тетради эту букву один раз. Посмотрите внимательно, получилось, ли у Вас так, как на образце? А, теперь ещё раз попробуйте написать. Уч -И снова фонетическая зарядка, Какое дерево растёт под окнами класса? Проговорим звук, обозначенный первой буквой этого слова.(е-е-е-е…) Мы будем прописывать 1-ую букву в слове «ель». Асырк показывает. Внимание на слайд ( прописываем строчную букву «е» в воздухе под счёт раз и, два и., в тетради один раз, сравнивают с образцом и ещё раз прописывают), Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем. А работать мы будем следующим образом , если Вы согласны, то в тетради пишите букву «А», а если нет то букву «е», а к доске пойдёт _______________ Уч -Вы готовы? Начали… Существительное – это член предложения. (Е)_ Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”(А) Обозначает действие предмета. (Е) --Обозначает предмет. (А) Изменяется по падежам? (А) Изменяется по числам? (А) Изменяется по родам? (е) В русском языке пять падежей? (Е) Уч. Возьмите карандаш и проверьте себя и ________(у доски)и оцените. .еАеАААее. -Проверку мы будем осуществлять условными сигналами. Если вы согласны с выбором ученика, то поднимаете «+», если нет , то « - ». -Что же такое имя существительное? | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строят рассуждения. (Коммуникативные УУД) Уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; (Регулятивные УУД)
|
III. Целеполагание и мотивация Цели: - организовать постановку цели урока; -организовать составление совместного алгоритма действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Работают с текстом учебника. Определяют тему урока . Обдумывают цели урока и произносят их с помощью учителя. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя, называют средства. | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного алгоритма действий. Организует определение средств.
| Откройте учебник на с. 52 и прочитайте стихотворение. – Кто автор стихотворения? (Фото С. Михалкова на слайде) - О ком идёт речь в стихотворении? - Какая орфограмма пропущена в словах? -Определите тему нашего урока. На слайде появляется тема урока «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе» и опорные слова: Я хочу: -узнать, что… - узнать, какие… - понять, как … | Я хочу научиться: - находить… -составлять… - обозначать… |
- По опорным словам сформулируйте для себя цель урока, которую вы сегодня хотите достичь и озвучьте её. - Как правильно писать безударные окончания имён существительных? Вспомним алгоритм наших действий. Слайд 1.Поставить существительное в начальную форму. 2.Определить склонение. 3. Определить падеж существительного. 3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу) 4. Проверить с помощью слов- помощников -Какие слова-помощники? (Слайд) Iскл. – стена, земля. II скл. – село, царь. III скл. – степь, рожь. - Почему именно эти слова? -Что нам поможет в работе? (свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель). | Поиск информации в учебной книге; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отбирать информацию, анализировать её (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
|
IV. Усвоение знаний и способов действий. Цель: Содействовать усвоению уч-ся знаний и способов действий по овладению этими знаниями. .
Физминутка для глаз | Выполняют задание на карточках индивидуально 2 человека у доски. Остальные ученики работают фронтально, отвечая на вопросы и самостоятельно распределяя существительные по склонениям. Проверка по эталону. Самооценка.
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению склонения. Организует самопроверку по эталону и проверку работающих у доски.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| 1. Индивидуальная работа по карточкам (2 человека работают за закрытыми досками) 2. Фронтальная работа. Остальные : -Что такое склонение. Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? к 3 склонению? 3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Распределим имена существительные по типу склонений. кошка, дядя, стекло, кот, лошадь, конь, брошь, цепь, цепочка( в тетрадях) Самопроверка. -У кого всё правильно? -У кого есть ошибки? -В каком месте ошибки? -В чём причина? -Исправьте ошибки. Проверка работы учеников на закрытойдоске Карточка 1.Слайд 11 Задание: Вставь окончания. Вспомни слова- помощники и запиши их в скобках. без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, к рощ… - Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами) Карточка 2. - Проверим как справился …. Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.( пользуйся таблицей) Слайд 12 К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…, о мыш… - Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний) Слайд Проводится гимнастика для глаз (Здоровьесберегающие технологии) | Аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять орфограммы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) Формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления. ( Регулятивные УУД) |
V. Закрепление полученных знаний. Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи по алгоритму. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включение в дальнейшую познавательную деятельность. | Выполняют задание, проговаривая алгоритм проверки. Выписывают словарные слова, проговаривают их. Находят родственные слова, выписывают, определяя какое слово дало жизнь какому. Работают с местоимением, заменяя его существительным. | Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в ед. числе с опорой на алгоритм с проговариванием во внешней речи. Организует актуализацию умений находить словарные и родственные слова, проверку знания частей речи.
| 1.Работа с учебником. Комментированное письмо. Вернёмся на страницу учебника. Упр 53 -Читаем задание. -Выпишите сущ. с пропущенной орфограммой, определите склонение и падеж, объясните орфограмму, подчеркните предлоги. ( Один ученик у доски) – Что такое шинель, ушанка? 2.Словарная работа. Найдите в тексте словарные слова, выпишите их, подчеркнув орфограмму. Проговорим эти слова. Вагон, трамвай, пассажир… Дополним эти слова другими по этой теме… автобус, троллейбус, вокзал.
-Какие родственные слова встретились? -Выпишем их, стрелочкой показав, какое слово дало жизнь какому. -Прочитайте выделенные слова. -Какая это часть речи? Замените их подходящим по смыслу существительным. -Это разные слова или форма одного и того же слова? | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
|
Физминутка |
|
| Музыкальная (слайд) Под музыку проводится комплекс упражнений на формирование осанки. (Здоровьесберегающие технологии) | Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления( Регулятивные УУД) |
VI Применение знаний и способов действий Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Применить свои знания для грамотного написания безударного окончания. |
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению безударного окончания им. сущ.. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Работа в парах. Слайд Здесь живут Асырк и Торк. В дом Асырк мы поселим слова с окончанием –е, а в дом Торка слова с окончанием –и. На слайде появляются слова: на дуб…, от ел…, в пол…, с ветк…, в озер…, на волн…, в зелен…, у дич… У каждого на столе карточки с домиками Асырк и Торка, дети в парах вписывают слова. Проверка по эталону на слайде.. -У кого всё правильно? -У кого есть ошибки? -В каком месте ошибки? -В чём причина? -Исправьте ошибки.
| Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.(Познавательные УУД):
|
VII. Включение в систему знаний и работа в парах Цели: - выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Выполняют задание под руководством учителя коллективно, а затем в парах. | Организует выполнение учащимися работы с фразеологизмами. | Упр55 (коллективно) Читаем текст. -Кто автор этого отрывка? –Из какого произведения отрывок? ( Фото А.П. Гайдара) -Какое устойчивое выражение встретилось в тексте? – Как поняла это выражение Светлана? А её отец? - В каком числе и падеже стоят выделенные слова? Почему у них разные окончания? Упр 56 Выполнение работы в парах: Находят предложения с фразеологизмами, объясняют их; выполняется фронтальная проверка. Куда глаза глядят – идти неизвестно куда, всё равно куда. | Засучив рукава – трудиться усердно, не жалея сил | Прикусить язык - замолчать | Правая рука – главный помощник (помощница) |
| Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД) Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать..(Познавательные УУД):
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: - зафиксировать изученное на уроке; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку. | Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | Какую цель ставили? Достигли цели? Какая тема урока была? слайд Я сегодня на уроке учился____________ Я работал с _____________настроением. Я________ доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _________________ . (Ответы детей)
| Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
IX.Информация о домашнем задании. Цели: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
|
| Д.з. Учебник 3 ч.,упр.52 с. 51 Спасибо за урок. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? |
|