Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок закрепления нового знания  по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" в 3 классе с УУД , Перспективная начальная школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Бирюкова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 5 г. Балаково Саратовской области

Система «Перспективная начальная школа»

Тип урока

Урок закрепления нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»

Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД: 

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать
способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

отрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний:; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

- Знать  правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Основные понятия

 Склонение, название падежей, вопросы к падежам,  окончание, часть речи;

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова Русский язык учебник для 3-го класса. Часть III

-  тетрадь

- проектор, экран, компьютер, карточки  для групповой работы, картинки с изображением Анишит Йокоповны, Асырк и Торка, летучей мыши.

- презентация Power Point

Организация

пространства

Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах;

Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-создание эмоционального настроя на урок; организация внимания школьников

-  вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Договаривают слова, дарят улыбки, садятся, определяя падеж.

Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности.

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.

Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в Д.п.;
учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в Р.п.;
учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в П.п.;

-Вы готовы? Тогда приступаем
стоять на остановке (3)
побежать по дорожке: (1)
выйти из дома.(2)
Я рада, что вы не ошиблись.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Девизом нашего урока будут слова

«Знаем. Хотим узнать. Узнаем.» (Слайд)

Личностные УУД: -учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала;

 -развитие самоорганизации в учебном действии, положительный эмоциональный настрой на урок
Познавательные УУД: учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы

II. Актуализация опорных знаний. Реализация общеучебных умений и навыков

Цели:

- организовать актуализацию знаний;

-провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала.
-развивать логическое мышление

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Поют звуки, определяя буквы для записи, вспоминают алгоритм написания букв.

Вспоминают ранее пройденное.

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует  актуализацию умений писать буквы по алгоритму и образцу и знаний полученных ранее.

Организует выполнение учащимися самопроверки и взаимопроверки.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1.Минутка чистописания с фонетической зарядкой

Учитель: Красиво писать -
Ученики:
красоту творить.( Слайд)
- Вот и мы начнем урок с красивого письма.
Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
(Помним правила посадки)

А сейчас фонетическая зарядка, будем петь звуки, а я буду дирижером. Итак, приготовились ! Поём звук, который обозначен первой буквой алфавита.
(АА- ААА-ААА)
Уч Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания.( А)
Уч -Давайте вспомним алгоритм написания заглавной буквы А

Торк показывает Внимание на слайд, прописываем в воздухе заглавную букву А под счёт раз и два и. Пропишите у себя в тетради эту букву один раз. Посмотрите внимательно, получилось, ли у Вас так, как на образце? А, теперь ещё раз попробуйте написать.

 Уч -И снова фонетическая зарядка, Какое дерево растёт под окнами класса? Проговорим звук, обозначенный первой буквой этого слова.(е-е-е-е…) Мы будем прописывать 1-ую букву в слове «ель». Асырк показывает. Внимание на слайд ( прописываем строчную букву «е» в воздухе под счёт раз и, два и., в тетради один раз,  сравнивают  с образцом и ещё раз прописывают),
Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем.

А работать  мы будем следующим образом , если Вы согласны, то в тетради пишите букву «А», а если нет то букву «е», а к доске пойдёт  _______________

Уч -Вы готовы? Начали…
 Существительное – это член предложения. (Е)_
 Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”(А)
 Обозначает действие предмета. (Е)  --Обозначает предмет. (А)
 Изменяется по падежам? (А)
 Изменяется по числам? (А)
 Изменяется по родам? (е)
 В русском языке пять падежей? (Е)
Уч. Возьмите карандаш и проверьте себя и ________(у доски)и оцените.

.еАеАААее.

-Проверку мы будем осуществлять условными сигналами. Если вы согласны с выбором ученика, то поднимаете «+», если нет , то « - ».

-Что же такое имя существительное?

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме, строят рассуждения. (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку;

(Регулятивные УУД)

III. Целеполагание и мотивация

  Цели:

- организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного алгоритма действий;

-    определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности. 

Работают с текстом учебника.

Определяют тему урока .

Обдумывают цели урока и произносят их с помощью учителя.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя, называют средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного алгоритма действий. 

Организует определение средств.

Откройте учебник на с. 52 и прочитайте стихотворение. – Кто автор стихотворения? (Фото С. Михалкова на слайде)

- О ком идёт речь в стихотворении?

- Какая орфограмма пропущена в словах?

-Определите тему нашего урока.

На слайде появляется тема урока «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе» и опорные слова:

Я хочу:

 -узнать, что…

- узнать, какие…

- понять, как …

Я хочу научиться:

- находить…

-составлять…

- обозначать…

- По опорным словам сформулируйте для себя цель урока, которую вы сегодня хотите достичь и озвучьте её.

- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? Вспомним алгоритм наших действий.

Слайд

1.Поставить существительное в начальную форму.

2.Определить склонение.

3. Определить падеж существительного.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу)

4. Проверить с помощью слов- помощников

-Какие слова-помощники? (Слайд)

Iскл. – стена, земля.

II скл. – село, царь.

III скл. – степь, рожь.

- Почему именно эти слова?

-Что нам поможет в работе? (свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель). 

Поиск информации в учебной книге; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отбирать информацию, анализировать её (Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

IV. Усвоение знаний и способов действий.

Цель: Содействовать усвоению уч-ся знаний и способов действий по овладению этими знаниями.

.

Физминутка для глаз

Выполняют задание на карточках индивидуально 2 человека у доски. Остальные ученики работают фронтально, отвечая на вопросы и самостоятельно распределяя существительные по склонениям. Проверка по эталону. Самооценка.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению склонения.

Организует самопроверку по эталону и проверку работающих у доски.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1. Индивидуальная работа по карточкам

(2 человека работают за закрытыми досками)

2. Фронтальная работа.

Остальные :

-Что такое склонение. Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? к 3 склонению?

3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Распределим имена существительные по типу склонений. кошка, дядя,  стекло, кот, лошадь, конь, брошь, цепь, цепочка( в тетрадях) Самопроверка.

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина?

 -Исправьте ошибки.

Проверка работы учеников  на закрытойдоске

Карточка 1.Слайд 11 

 Задание: Вставь окончания. Вспомни слова- помощники и запиши их в скобках.

без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, к рощ…

 - Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами)

Карточка 2.

- Проверим как справился ….

Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение    существительных.( пользуйся таблицей) Слайд 12

К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…, о мыш…

  - Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)

Слайд Проводится гимнастика для глаз (Здоровьесберегающие технологии) 

Аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять орфограммы. Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме  (Коммуникативные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
Формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы;
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления.

( Регулятивные УУД)

V. Закрепление полученных знаний.

Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
 - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи по алгоритму.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включение в дальнейшую познавательную деятельность. 

Выполняют задание, проговаривая алгоритм проверки.

Выписывают словарные слова, проговаривают их.

Находят родственные слова, выписывают, определяя какое слово дало жизнь какому.

Работают с местоимением, заменяя его существительным.

Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в ед. числе с опорой на алгоритм с проговариванием во внешней речи.

 Организует  актуализацию умений находить словарные и родственные слова, проверку знания частей речи.

1.Работа с учебником. Комментированное письмо.

 Вернёмся на страницу учебника. Упр 53

-Читаем задание. -Выпишите сущ. с пропущенной орфограммой, определите склонение и падеж, объясните орфограмму, подчеркните предлоги. ( Один ученик у доски)

– Что такое шинель, ушанка?

2.Словарная работа.

Найдите в тексте словарные слова, выпишите их, подчеркнув орфограмму. Проговорим эти слова. Вагон, трамвай, пассажир… Дополним эти слова другими по этой теме… автобус, троллейбус, вокзал.

-Какие родственные слова встретились? -Выпишем их, стрелочкой показав, какое слово дало жизнь какому.

-Прочитайте выделенные слова. -Какая это часть речи? Замените их подходящим по смыслу существительным.

-Это разные слова или форма одного и того же слова?

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Физминутка

Музыкальная (слайд)

Под музыку проводится комплекс упражнений на формирование осанки. (Здоровьесберегающие технологии) 

Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления( Регулятивные УУД)

VI Применение знаний и способов действий

Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Применить свои знания для грамотного написания безударного окончания.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению безударного окончания им. сущ..

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа в парах. Слайд

Здесь живут Асырк и Торк. В дом Асырк мы поселим слова с окончанием –е, а в дом Торка слова с окончанием –и.
На слайде появляются слова:
на дуб…, от ел…, в пол…, с ветк…, в озер…, на волн…, в зелен…, у дич…

У каждого на столе карточки с домиками Асырк и Торка, дети в парах вписывают слова.

Проверка по эталону на слайде..
-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина? -Исправьте ошибки.

Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 (Регулятивные УУД).

Сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.(Познавательные УУД):  

VII. Включение в систему знаний и работа в парах

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют задание под руководством учителя коллективно, а затем в парах.

Организует выполнение учащимися работы с фразеологизмами.

Упр55 (коллективно) Читаем текст. -Кто автор этого отрывка? –Из какого произведения отрывок? ( Фото А.П. Гайдара)

-Какое устойчивое выражение встретилось в тексте? – Как поняла это выражение Светлана? А её отец?

- В каком числе и падеже стоят выделенные слова? Почему у них разные окончания?

Упр 56 Выполнение  работы в парах:

Находят предложения с фразеологизмами, объясняют их; выполняется фронтальная проверка.

Куда глаза глядят – идти неизвестно куда, всё равно куда.

Засучив рукава – трудиться усердно, не жалея сил

Прикусить язык - замолчать

Правая рука – главный помощник (помощница)

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать..(Познавательные УУД):  

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать изученное на уроке;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку. 

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

слайд

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

 (Ответы детей)

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

IX.Информация о домашнем задании.
Цели: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д.з. Учебник 3 ч.,упр.52 с. 51

Спасибо за урок. Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка "Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных"

                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе . Тема: " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Учащиеся путём анализа выводят тему урока, ставят цели, создают алгоритм напис...

Карточки по русскому языку 3 класс по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных".

Карточки по русскому языку 3 класс по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"....

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа....

Конспект урока по теме «Правописание и способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.»

Методическая разработка урока по русскому языку. На уроке использованы интерактивные тесты, разноуровневые задания, игры, карточки для самостоятельной работы и самоанализа....

Конспект урока «Русского языка» 4 класс Школа России. «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

Тип урока: закрепление изученного материала.Цель урока: закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.Задачи:Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систе...