Урок русского языка в 4 класс по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Калуцких Марина Викторовна

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по УМК "Планета Знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkiy_yazyk_4_klass.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 4 класса

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.

        подготовила:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Калуцких Марина Викторовна

              2019 г.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: определение глубины и прочности освоения учащимися алгоритма правописания безударных падежных окончаний на примере выполнения упражнений.

Задачи:

  1. формировать уважение к иному  мнению, к иной точке зрения, развивать самостоятельность (направлена на достижение личностных результатов обучения)
  2. формировать умение работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитывать любовь к родному краю (направлена на достижение метапредметных  результатов обучения)
  3. тренировать умение изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания имен  прилагательных и существительных (направлена на достижение предметных  результатов обучения)

Оборудование:

Учебник Л. Я. Желтовская “Русский язык”4 класс М., Астрель, 2014 г.,

Листок самооценки;

Карточки с заданием;

Мультимедийная установка;

Презентация к уроку.

Формы контроля - индивидуальная работа, работа в парах, в группах, самопроверка, взаимопроверка.

Используемые методы, приемы, формы - словесный, беседа по уточнению знаний, создание ситуации успеха, создание ситуации эмоционального комфорта, фронтальная работа, работа в паре, побуждающий диалог, индивидуальная и самостоятельная работа.

Формируемые УУД:

регулятивные - саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания, осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний, определять цели учебной деятельности, составлять план действий с учетом конечного результата, констатировать необходимость продолжения действий; 

коммуникативные - слушать и понимать речь учителя, вести диалог, аргументированно отвечать, слушать товарищей, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании; 

познавательные - находить ответы на вопросы, используя ранее изученную информацию, умение ориентироваться в своей системе знаний, умение осознанно строить речевое высказывание, формулировать информационный запрос, выдвигать предположения, находить, анализировать и выбирать рациональные пути решения проблемы, извлекать необходимую информацию из различных источников, умение осознанно строить речевое высказывание; 

личностные - осознание значимости полученных знаний и необходимости саморазвития; формирование  положительной учебной  мотивации; стимулирование готовности слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; умение адекватно оценивать свою деятельность

Предметные УУД: 

  • определять морфологические признаки имен существительных и прилагательных;
  • выделять безударные окончания у имен прилагательных и у имен существительных;
  • знать и применять алгоритм правильного написания безударных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • развивать  орфографическую зоркость; ассоциативное мышление;
  • формировать  потребность грамотного письма.

1. Организационный  момент (самоопределение к деятельности).

Эмоциональный настрой.

- Девизом нашего урока будут строчки:

Пусть этот урок нас порадует всех.

И каждый из нас ощутит свой успех.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.     

-На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу, заполняя листочки самооценки.

Побудь учителем минутку,

Поставь оценку, но не в шутку.

  • Начнём с того, что определим, что мы знаем и что хотим узнать.

- Посмотрите в таблицу, проведем начальную самооценку. Отметьте   знаком  +  те вопросы, на которые можете дать ответ.

-Отметьте V ту позицию, которая наиболее вам близка.  (Слайд 2)  В конце занятия мы сравним, насколько объективно вы себя оценили.

 

 

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Узнал

Как проверить безударную гласную в корне?

 

 

 

 

Как проверить безударную гласную в окончании существительных и прилагательных?

 

 

 

 

  • Мудрая сова передала вам орешек знаний. Внутри орешка спрятана информация. И на уроке мы должны её добыть.

Орешек знаний твёрд,

Но мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его поможет

Стремленье, воля и желанье узнавать.

-Вы готовы?

-Ну тогда начнём.

1.ЧИСТОПИСАНИЕ.

Пп плпл прпр пвпв пзпз

По тонк… нитк… ручейка

Сб…жал с пригор… снег.

(-Вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните грамматическую основу.)

Один человек у доски.

-Оцени себя. Оцените свою работу на листках самооценки.

-Какая орфограмма в пропусках слов объединяет слова? В какой части слова находится безударная гласная?

Задание

Успешность

1

Чистописание.

+ или -

2

Работа в парах. «Исправь ошибки»

+ или -

3

Исследовательская работа (в парах)

+ или -

4

Групповая работа. Игра «Заказ»

+ или -

5

Самостоятельная работа. Работа в паре сменного состава.

+ или -

                                 Самооценка

Оценка:

Оцените свою работу на прошедшем этапе урока, поставив + или -.

3.Определение учащимися темы и цели урока. Постановка учебной задачи.

- Работа в парах. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах и выполнить задание на карточке «Исправь ошибки». 

-Кто будет первым готов, возьмитесь за руки и поднимите их. (Слайд 3,4)

По дороги к бабушки Петя успел нарвать много землянике. Набрал целаю корзину грибов. Молоденькии берёзки нежно шелестели листвой ему вслед.

-Проверьте на слайде правильность написания слов и отметьте в листке, как вы справились с заданием.                                                                       ( слайд 4  )

-Где возникло затруднение? (В написании безударных гласных в окончаниях имён существительных и имён прилагательных.)

-Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд  5)

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.

-А какова цель урока? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

Повторить алгоритмы для решения орфографических задач при написании безударных падежных окончаний имён сущ. и имён прил.

- Для чего нам это надо?

- Итак: сегодня на уроке мы определим, насколько прочно вы овладели алгоритмом правильного написания падежных окончаний склоняемых частей речи, в частности имен существительных и прилагательных. А помогут нам в этом те упражнения, которые мы будем выполнять.

4.Физминутка (слайд 6)

5. Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных. ГОРОД  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (слайд7)

  • Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

(Слайд 7,8  )

-Проведите исследование  в парах: исключите лишнее слово (по склонению) допишите его в предложение, поставив в нужный падеж, сравните окончания.

НА КАРТОЧКЕ:

Ветер сорвал с (чего?) …. последний лист.

Осина, сосна, клен.

Березка, тополь, бук.

Малина, смородина, сирень.

- Определите падеж имён существительных, которые вы вписали в предложения. (Родительный) Сравните окончания этих сущ. (разные) Почему? (Потому что существительные разного склонения)

-Как же надо действовать, чтобы не ошибиться?

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На слайде опорная схема:

  1. Нач. ф. →  скл.
  2. Падеж.

Или:

  1. Проверочное слово.
  2. Пров. слово → падеж

Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

-  Для 2-го? (Конь, окно и т.д.)

- Для 3-го? (Степь и т.д.)

-Первую информацию удалось достать из орешка. Отправляем её в копилку знаний. (слайд 9 )

Обозначьте в своем листе самооценки результат вашей работы .

6.Групповая работа. Игра «Заказ». ГОРОД    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (слайд 10)

Работа по карточкам.

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача записать такое прилагательное и объяснить написание окончания.

  • Для этого вспомните алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.

(Слайд 11)

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному  окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

-Итак, запишите словосочетания, употребляя слова в тех формах, которые указаны в моем «заказе». (Слайд 12) 

  1. заветная цель         ( Д.п., ед.ч.)
  2. свежая зелень         ( Р.п, ед.ч.)
  3. колючий кустарник   ( П.п., ед.ч.)
  4. душистый ландыш   ( Р.п., ед.ч.)
  5. весенняя гроза        ( В.п., ед.ч.)
  6. соседняя местность  ( П.п., ед.ч.)
  7. героический подвиг   ( Т.п., ед.ч )
  8. письменный стол  (П.п., ед. ч.)

ПРОВЕРКА (выступление  по одному человеку от группы):

  1. заветной цели
  2. свежей зелени
  3. о колючем кустарнике
  4. душистого ландыша
  5. весеннюю грозу
  6. о соседней местности
  7. героическим подвигом
  8. о письменном столе
  9. -Вторую информацию удалось достать из орешка. Отправляем её в копилку знаний.

(слайд 13)

Обозначьте в своем листе самооценки результат вашей работы в команде.

-Отметьте в своей карточке, как на ваш взгляд, вы выполнили работу. Критерий – правильность.

  1. Работа в паре сменного состава. Закрепление. (слайд 14)

-Продиктуйте друг другу словосочетания, выделите окончания имён сущ. и  прил., определите склонение и падеж имён сущ. Проверьте, обменявшись тетрадями, и по моей  команде поменяйтесь парами и выполните туже работу.

за могучим дубом

в соседней местности

к ближайшему селу

о хорошем поступке

на белой скатерти

в берёзовой роще

о дальних странах

в синем небе

о доброй девочке

за широкой рекой

с главной аллеи

на мягкой кровати

к берёзовой роще

из свежей зелени

в прозрачном воздухе

за дремучим лесом

по широкой долине

по зимней дороге

из детского дома

о скорой встрече

-Отметьте в своей карточке, как на ваш взгляд, вы выполнили работу.

  1. Домашнее задание. С. 107 упр.271

  1. Рефлексия. (слайд 15)

Я понял (а)………

Мне было трудно (легко)……….

Теперь я знаю (умею)……….

- Давайте вернёмся к таблице. У вас стоял вопрос. Узнали? Можете поставить «+» в графе «Узнал».

- На листочке самооценки оцените свою работу на протяжении всего урока.

- Прочитайте фразеологизмы, замените одним словом.

-Возьмите кружочки и прикрепите к тем фразеологизмам, которые выразят ваше отношение к уроку.

Ни жарко, ни холодно (безразлично, всё равно, остались равнодушными).

Ломали голову (думали напряжённо, было тяжело).

Зарубил себе на носу (хорошо и надолго запомнил).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».

Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой  (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....

Урок русского языка в 4 классе на тему:«Правописание падежных окончаний имён существительных»

Целевые установки на достижение результата:личностные:-развитие мотивов учебной деятельности;-признание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры челов...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе . Тема: " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Учащиеся путём анализа выводят тему урока, ставят цели, создают алгоритм напис...

Урок по русскому языку. в 4 классе.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

закрепляем знаний о склонении, падежах имен существительных, формируем знание о написании падежных окончаний имен существительных....

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...