Урок русского языка в 4 класс по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по УМК "Планета Знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkiy_yazyk_4_klass.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для 4 класса
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.
подготовила:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Калуцких Марина Викторовна
2019 г.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: определение глубины и прочности освоения учащимися алгоритма правописания безударных падежных окончаний на примере выполнения упражнений.
Задачи:
- формировать уважение к иному мнению, к иной точке зрения, развивать самостоятельность (направлена на достижение личностных результатов обучения)
- формировать умение работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитывать любовь к родному краю (направлена на достижение метапредметных результатов обучения)
- тренировать умение изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных и существительных (направлена на достижение предметных результатов обучения)
Оборудование:
Учебник Л. Я. Желтовская “Русский язык”4 класс М., Астрель, 2014 г.,
Листок самооценки;
Карточки с заданием;
Мультимедийная установка;
Презентация к уроку.
Формы контроля - индивидуальная работа, работа в парах, в группах, самопроверка, взаимопроверка.
Используемые методы, приемы, формы - словесный, беседа по уточнению знаний, создание ситуации успеха, создание ситуации эмоционального комфорта, фронтальная работа, работа в паре, побуждающий диалог, индивидуальная и самостоятельная работа.
Формируемые УУД:
регулятивные - саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания, осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний, определять цели учебной деятельности, составлять план действий с учетом конечного результата, констатировать необходимость продолжения действий;
коммуникативные - слушать и понимать речь учителя, вести диалог, аргументированно отвечать, слушать товарищей, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании;
познавательные - находить ответы на вопросы, используя ранее изученную информацию, умение ориентироваться в своей системе знаний, умение осознанно строить речевое высказывание, формулировать информационный запрос, выдвигать предположения, находить, анализировать и выбирать рациональные пути решения проблемы, извлекать необходимую информацию из различных источников, умение осознанно строить речевое высказывание;
личностные - осознание значимости полученных знаний и необходимости саморазвития; формирование положительной учебной мотивации; стимулирование готовности слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; умение адекватно оценивать свою деятельность
Предметные УУД:
- определять морфологические признаки имен существительных и прилагательных;
- выделять безударные окончания у имен прилагательных и у имен существительных;
- знать и применять алгоритм правильного написания безударных окончаний имен существительных и прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость; ассоциативное мышление;
- формировать потребность грамотного письма.
1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).
Эмоциональный настрой.
- Девизом нашего урока будут строчки:
Пусть этот урок нас порадует всех.
И каждый из нас ощутит свой успех.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
-На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу, заполняя листочки самооценки.
Побудь учителем минутку,
Поставь оценку, но не в шутку.
- Начнём с того, что определим, что мы знаем и что хотим узнать.
- Посмотрите в таблицу, проведем начальную самооценку. Отметьте знаком + те вопросы, на которые можете дать ответ.
-Отметьте V ту позицию, которая наиболее вам близка. (Слайд 2) В конце занятия мы сравним, насколько объективно вы себя оценили.
| Знаю | Не знаю | Хочу узнать | Узнал |
Как проверить безударную гласную в корне? |
|
|
|
|
Как проверить безударную гласную в окончании существительных и прилагательных? |
|
|
|
|
- Мудрая сова передала вам орешек знаний. Внутри орешка спрятана информация. И на уроке мы должны её добыть.
Орешек знаний твёрд,
Но мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет
Стремленье, воля и желанье узнавать.
-Вы готовы?
-Ну тогда начнём.
1.ЧИСТОПИСАНИЕ.
Пп плпл прпр пвпв пзпз
По тонк… нитк… ручейка
Сб…жал с пригор… снег.
(-Вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните грамматическую основу.)
Один человек у доски.
-Оцени себя. Оцените свою работу на листках самооценки.
-Какая орфограмма в пропусках слов объединяет слова? В какой части слова находится безударная гласная?
№ | Задание | Успешность |
1 | Чистописание. | + или - |
2 | Работа в парах. «Исправь ошибки» | + или - |
3 | Исследовательская работа (в парах) | + или - |
4 | Групповая работа. Игра «Заказ» | + или - |
5 | Самостоятельная работа. Работа в паре сменного состава. | + или - |
Самооценка | Оценка: |
Оцените свою работу на прошедшем этапе урока, поставив + или -.
3.Определение учащимися темы и цели урока. Постановка учебной задачи.
- Работа в парах. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах и выполнить задание на карточке «Исправь ошибки».
-Кто будет первым готов, возьмитесь за руки и поднимите их. (Слайд 3,4)
По дороги к бабушки Петя успел нарвать много землянике. Набрал целаю корзину грибов. Молоденькии берёзки нежно шелестели листвой ему вслед.
-Проверьте на слайде правильность написания слов и отметьте в листке, как вы справились с заданием. ( слайд 4 )
-Где возникло затруднение? (В написании безударных гласных в окончаниях имён существительных и имён прилагательных.)
-Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 5)
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.
-А какова цель урока? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)
Повторить алгоритмы для решения орфографических задач при написании безударных падежных окончаний имён сущ. и имён прил.
- Для чего нам это надо?
- Итак: сегодня на уроке мы определим, насколько прочно вы овладели алгоритмом правильного написания падежных окончаний склоняемых частей речи, в частности имен существительных и прилагательных. А помогут нам в этом те упражнения, которые мы будем выполнять.
4.Физминутка (слайд 6)
5. Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных. ГОРОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (слайд7)
- Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
(Слайд 7,8 )
-Проведите исследование в парах: исключите лишнее слово (по склонению) допишите его в предложение, поставив в нужный падеж, сравните окончания.
НА КАРТОЧКЕ:
Ветер сорвал с (чего?) …. последний лист.
Осина, сосна, клен.
Березка, тополь, бук.
Малина, смородина, сирень.
- Определите падеж имён существительных, которые вы вписали в предложения. (Родительный) Сравните окончания этих сущ. (разные) Почему? (Потому что существительные разного склонения)
-Как же надо действовать, чтобы не ошибиться?
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
- Определить падеж слова с безударным окончанием.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
- Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
- Записать то же окончание в безударную позицию.
На слайде опорная схема:
- Нач. ф. → скл.
- Падеж.
- □
Или:
- Проверочное слово.
- Пров. слово → падеж
- □
- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)
- Для 2-го? (Конь, окно и т.д.)
- Для 3-го? (Степь и т.д.)
-Первую информацию удалось достать из орешка. Отправляем её в копилку знаний. (слайд 9 )
Обозначьте в своем листе самооценки результат вашей работы .
6.Групповая работа. Игра «Заказ». ГОРОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (слайд 10)
Работа по карточкам.
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача записать такое прилагательное и объяснить написание окончания.
- Для этого вспомните алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.
(Слайд 11)
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
-Итак, запишите словосочетания, употребляя слова в тех формах, которые указаны в моем «заказе». (Слайд 12)
- заветная цель ( Д.п., ед.ч.)
- свежая зелень ( Р.п, ед.ч.)
- колючий кустарник ( П.п., ед.ч.)
- душистый ландыш ( Р.п., ед.ч.)
- весенняя гроза ( В.п., ед.ч.)
- соседняя местность ( П.п., ед.ч.)
- героический подвиг ( Т.п., ед.ч )
- письменный стол (П.п., ед. ч.)
ПРОВЕРКА (выступление по одному человеку от группы):
- заветной цели
- свежей зелени
- о колючем кустарнике
- душистого ландыша
- весеннюю грозу
- о соседней местности
- героическим подвигом
- о письменном столе
- -Вторую информацию удалось достать из орешка. Отправляем её в копилку знаний.
(слайд 13)
Обозначьте в своем листе самооценки результат вашей работы в команде.
-Отметьте в своей карточке, как на ваш взгляд, вы выполнили работу. Критерий – правильность.
- Работа в паре сменного состава. Закрепление. (слайд 14)
-Продиктуйте друг другу словосочетания, выделите окончания имён сущ. и прил., определите склонение и падеж имён сущ. Проверьте, обменявшись тетрадями, и по моей команде поменяйтесь парами и выполните туже работу.
за могучим дубом
в соседней местности
к ближайшему селу
о хорошем поступке
на белой скатерти
в берёзовой роще
о дальних странах
в синем небе
о доброй девочке
за широкой рекой
с главной аллеи
на мягкой кровати
к берёзовой роще
из свежей зелени
в прозрачном воздухе
за дремучим лесом
по широкой долине
по зимней дороге
из детского дома
о скорой встрече
-Отметьте в своей карточке, как на ваш взгляд, вы выполнили работу.
- Домашнее задание. С. 107 упр.271
- Рефлексия. (слайд 15)
Я понял (а)………
Мне было трудно (легко)……….
Теперь я знаю (умею)……….
- Давайте вернёмся к таблице. У вас стоял вопрос. Узнали? Можете поставить «+» в графе «Узнал».
- На листочке самооценки оцените свою работу на протяжении всего урока.
- Прочитайте фразеологизмы, замените одним словом.
-Возьмите кружочки и прикрепите к тем фразеологизмам, которые выразят ваше отношение к уроку.
Ни жарко, ни холодно (безразлично, всё равно, остались равнодушными).
Ломали голову (думали напряжённо, было тяжело).
Зарубил себе на носу (хорошо и надолго запомнил).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».
Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».
Урок изучения нового материала....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».
Ознакомление со способами проверки безударный окончаний имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе на тему:«Правописание падежных окончаний имён существительных»
Целевые установки на достижение результата:личностные:-развитие мотивов учебной деятельности;-признание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры челов...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе . Тема: " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Учащиеся путём анализа выводят тему урока, ставят цели, создают алгоритм напис...
Урок по русскому языку. в 4 классе.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
закрепляем знаний о склонении, падежах имен существительных, формируем знание о написании падежных окончаний имен существительных....
Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"
Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...