Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель:
- Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
- Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
- Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. Усовершенствование навыка правописание родовых окончаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_kl.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Михайлова И.В.
Урок: русского языка
Класс: 4
Тема: Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель:
- Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
- Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
- Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. Усовершенствование навыка правописание родовых окончаний.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Я думаю, у вас все получится, и вы заработаете оценку «5».
II. Оформление рабочей тетради.
Соблюдение единых орфографических норм.
III. Подготовка к теме урока
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева о зиме.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Учитель. Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
Дети. Тютчев описывает зиму.
У. Докажите это словами из стихотворения.
Д. "Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой".
У. С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы?
Д. Снежная, ослепительная, пуховая.
У. Какие это части речи?
Д. Это имена прилагательные.
Сегодня на уроке мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные. Посмотрите еще раз на услышанное вами стихотворение и определите тему нашего урока, опираясь на обозначения в тексте.
Попробуйте поставить каждый себе цель на урок. А в конце урока мы узнаем результаты вашей работы.
Сегодня на уроке вы попробуете оценить себя сами. В течении всего урока заполняете листок успеха. Он у вас на партах.
IV. Чистописание
У. Одно из любимых занятий у Зимушки – зимы -это рисование узоров на окнах. Давайте поможем ей. Выглядеть они будут вот так.
Открывается образец записи на доске.
ы и ы и
ая яя ий ый ай ое ее ые ие
По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.
Оцените свою работу с минуткой чистописания и поставьте оценку в листок успеха по пяти бальной системе.
Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
Д. -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие.
У. Что она напоминает?
Д. Окончания имен прилагательных.
У. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.
Дети делят так:
Объясните свои действия.
Д. Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа ( о них мы будем говорить на следующем уроке)
.
V. Составление словосочетаний
На доске 4 карточки с записью слов "облако", "иней", "природа", "св...ркающий".
У. К какой группе слов можно отнести эти слова? (Это словарные слова).
У. Давайте хором проговорим написание этих слов.
Составьте словосочетания, используя словарные слова, чтобы прилагательное сверкающий сочеталось с каждым существительным.
Определите род и число имен прилагательных.
Эта работа выполняется с объяснением у доски.
Д. Сверкающие облака. Сверкающий иней. Сверкающая природа.
У. Когда зимой мы видим сверкающие облака?
Д. Это бывает, когда зимой светит солнце, освещая редкие облака, которые плывут по голубому небу.
У. А как вы представляете себе сверкающий иней!
Д. Зимнее морозное утро, яркое солнце, иней, лежащий на ветках елей и берез, переливается всеми цветами радуги.
У. А теперь нарисуйте словесную картинку сверкающей природы.
Д. Широкое поле или небольшой пролесок, зимнее солнце своими косыми лучами с помощью волшебной, сверкающей кисти разукрасило все вокруг красками, которые переливаются разными цветами, одевая природу в сверкающие одежды.
VI. "Цифровой диктант".
На доске под определенными номерами записаны окончания прилагательных.
1 2 3 4 5
-ая -ое -ый -ее -яя
– Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание. Итак, приготовились: запорошенная земля, первый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, утреннее солнце, холодный ветер, ранняя зима.
Два человека работают на индивидуальных досках для дальнейшей проверки работы учащихся.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
Дети, выполнявшие задание у доски, открывают свои работы для проверки.
На доске:
1, 3, 5, 2, 4, 3, 5.
VI. Физ. Минутка
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
VII. Работа по учебнику
Продолжим работу с именами прилагательными по учебнику. (с. 30 упр. 336). Вам предстоит сделать выбор и объяснить его. Работаем самостоятельно. После выполнения даем объяснение.
Контроль: работа в парах
VIII. Этап обобщения и систематизации знаний
У. А теперь отправимся в зимний лес. На доске картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.
Над ----------- п...лянкой круж...лся ----------сн...жок. Со...нце св...тило ----------- светом. А рядом др...мала ------------- елочка. Снег осыпался с ---------------- лап, а бездельник ветер см...тал его с ------------верхушки.
Слова для справок: с острой, зеленая, лесной, белый, ярким, с мохнатых.
Прочитайте текст. Проставьте буквы на месте пропусков. Объясните орфограммы.
Какой это текст: описание или повествование? (Это текст-описание.)
У. Чего не хватает в тексте-описании? Д. Чтобы сделать текст более выразительным, надо вставить имена прилагательные.
У. Давайте отредактируем текст. (Выслушиваются тексты, составленные детьми).
– А теперь придумайте название тексту.(Зимний лес. Утро в лесу. Лесная поляна).
У. Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.
На доске:
1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении подчеркнуть главные члены предложении, обозначить части речи. Определи род и число имен прилагательных.
2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.
3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные.
Проверка:
Кто успел выполнить задание 1 уровня, ставит себе 3 бала в листе успеха
Кто успел выполнить задание 2 уровня, ставит себе 4 бала в листе успеха. Кто успел выполнить задание 3 уровня, 5 баллов в листе успеха.
Игра: “Веришь – не веришь”
А верите ли вы, что род прилагательных зависит от существительного.
А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных.
А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: ый; ий; ой?
А верите ли вы, что у прилагательных среднего рода окончания: ое; ее?
А верите ли вы, что прилагательные в предложении являются подлежащим или сказуемым?
А верите ли вы, что имена прилагательные обозначают признак предмета?
IX. Итог урока. Рефлексия.
Как вы себя чувствовали на уроке, отметьте на листке успеха + или –
Всё было понятно
Было трудно
Было интересно
Могу рассказать другим
По листу успеха посмотрите, над чем вам каждому надо ещё поработать, где было трудно. Определите кто достиг поставленных целей на уроке?
Надо ли ещё поработать над этой темой.
Подведение итогов по листу успеха.
ЛИСТ УСПЕХА
Фамилия имя ученика | |||||
Номер задания | 1задание – | 2 задание – | 3 задание – | 4 задание – | итог |
|
|
|
|
| |
Рефлексия | Всё было понятно | Было трудно | Было интересно | Могу рассказать |
|
|
|
|
|
|
Кто получил
от 18 до 20 баллов, сегодня получает за урок “5”
от 14 до 17 – оценку “4”
от 11 до 13 – “3”
ниже 10 – “ещё работать над темой”.
И в заключение составим пожелания друг другу.
Учитель: Будем людьми, которые любят труд. Значит какими?
Дети: Трудолюбивыми
Учитель: Стремящимися всё знать
Дети: Любознательными
Учитель: Никогда не обманывать
Дети: Честными
Учитель: Никогда не болеть.
Дети: Здоровыми
Учитель. Никогда не обижать, а помогать друг другу
Дети: Добрыми, вежливыми …
МОЛОДЦЫ!
X. Домашнее задание (по выбору одно из трёх уровней)
1 уровень
Придумай 5 – 6 словосочетаний (существительное + прилагательное. Определи род и число у прилагательных).
2 уровень
1. Вставь окончания у прилагательных, определи род и число.
2. Пользуйся памяткой
Вопросы | Прил. | Окончание | Род | Число | Существительное |
Какой? | беленьк |
|
|
| зайчик |
Какое? | светл |
|
|
| небо |
Какая? | сильн |
|
|
| метель |
Какое? | холодн |
|
|
| утро |
Какая? | высок |
|
|
| сосна |
Какая? | хитр |
|
|
| лиса |
Какие? | ранн |
|
|
| заморозки |
ПамяткаЧтобы определить роди число имени прилагательного, надо:
1.Найти существительное, к которому относится прилагательное.2.Определить род и число существительного.3. По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.
3 уровень
Напиши мини-сочинение с использованием слов из таблицы 2-го уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"
Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС....
Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...
Урок русского языка на тему: Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
урок-закрепление изученного материала по теме "падежные окончания имен прилагательных"...
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе"
Конспект урока с презентацией обобщения и систематизации знаний по теме, гда учащиеся сами оценивают свой уровень усвоения темы....
Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс
Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...
Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах». 4-й класс
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Задачи: Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах и...