Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока с презентацией обобщения и систематизации знаний по теме, гда учащиеся сами оценивают свой уровень усвоения темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_sushchestvitelnyh.docx | 31.85 КБ |
pravopisanie_okonchaniy_sushchestvitelnyh.pptx | 388.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа»
Мамонтовского района Алтайского края
Урок обобщения и систематизации знаний по теме:
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Иванова Ю. В.,
учитель начальных классов
с. Мамонтово
2015 год
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Задачи урока:
- создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиватьумение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре, группе.
Оборудование: проектор, презентация, заготовленные карточки с заданиями.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| |
Приветствие. Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните орфограммы. | Настрой на урок. Работа в тетради. |
| |
Назовите тему, над которой мы работали в течение 7 последних уроков. В течение изучения темы мы заполняли листы продвижения по теме. Зачем мы это делали? Сегодня на уроке наша задача оценить свои знания по теме, подготовиться к проверочной работе. Как мы это будем делать? Каждое задание вы будете оценивать, и, надеюсь, в конце урока каждый из вас повысит свой уровень правописания безударных падежных окончаний в единственном числе. В конце урока мы заполним лист продвижения по теме. Зачем мы изучаем правописание слов? Какие знания необходимы, чтобы безошибочно писать безударные окончания существительных? Что нужно уметь, чтобы правильно писать окончания существительных? Повторим то, что необходимо знать для безошибочного написания окончаний существительных в единственном числе. Для этого выполним графический диктант. 1. «Верные и неверные утверждения» Слайд 2 1 Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? 5. В русском языке есть несклоняемые существительные 6. Изменение имён по падежам называется склонением Оцените свои знания. Самопроверка Слайд 2 2. Графический диктант « Узнай падеж». Слайд 3 Я называю признаки падежей, вы должны сокращённо указать название падежей.
Оцените уровень выполнения задания на полях тетради. По какому критерию будете оценивать работу? Блиц-опрос Правила: отвечать нужно быстро и чётко Повторение типов склонений Что такое склонение? Почему в русском языке учёные-лингвисты выделяют 3 типа склонений? Какие существительные относятся к 1 ,2 ,3 склонению? Слайд 4 Какие буквы в безударных окончаниях наиболее «опасны»? В каком падеже пишется буква -е в 1 и во 2 склонениях? Самая частая буква в окончаниях существительных 3 склонения? Проверим, как получилось у ребят составить алгоритм написания безударных падежных окончаний. Повторение алгоритма написания безударных окончаний в единственном числе 2 способа действий! Какой способ для вас наиболее удобный? Слайд 5 Какие опорные слова (слова – «костыли») для себя выбрали? Слайд 6 Что необходимо ещё знать, чтобы правильно писать буквы в безударных окончаниях существительных? Слайд 7 | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Выполняя различные задания. На родном языке стыдно писать Отвечают на вопросы Какие слова относятся к существительным; Что такое окончание; 3 склонения существительных; Проверочные слова для каждого склонения; 6 падежей существительных; Таблицу окончаний существительных 3 склонений Алгоритм написания безударных окончаний существительных Определять на слух и в тексте существительные с безударными окончаниями; Определять склонение существительных; Определять падеж существительных; Уметь действовать по алгоритму; В зависимости от утверждения записывают в тетрадях «+» или «-»
Записывают кратко название падежей Оценивают уровень выполнения Пока проводится блиц-опрос 1 учащийся восстанавливает написания безударных падежных окончаний алгоритм в знаковой форме на доске Сверяют алгоритмы. Повторяют таблицу окончаний |
Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных | |
Работа в парах. Слайд 8 Выберите из предложенных, слова для диктанта по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе» выделите окончания, доказывая выбор буквы. Сторож, игрушка, в колыбели, задумался, проиграл, по математике, на ветке, зубки, чудесный, прекрасный, к избушке, задумался, о мыши, без тетрадки, для загадки, капустный, к рябине, с игрушки. Каковы критерии оценивания данного задания? Самопроверка с оцениванием. Физминутка. Слайд 9 «И или Е» Выбираем правильную букву в окончании (8 слов) Если в слове пишется буква «И» вы делаете хлопок над головой, если «Е» - делаете наклон до пола, не сгибая колен. – Внимательно слушайте слова, которые я буду показывать. Если назову слово с ударным окончанием, вы подпрыгиваете. Если назову слово с ударным падежным окончанием, вы приседаете. За ключ…, перед смерч…, со шприц…, в окне, в зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, по степи, в туман…, у братишк…, о враче, на барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, с багаж…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван., за рекой. Оценим, всё ли получилось сделать правильно. Кто оказался самым внимательным, поставит дополнительный балл в тетрадь к оценкам, которые заработал.
Разноуровневые задания. Слайд 10 Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы с взаимопроверкой в группах. На слайде появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого ученика карточку с номером выбранного задания. 1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж, доказать правописание данного окончания. По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке. 2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж. О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек…. 3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание. Телеграмма для______________. Рассказ о __________________. Сидит на __________________. Сок из _____________________. Гулял в ____________________. Перед проверкой необходимо напомнить правила работы в группах. Слайд 11
Взаимопроверка выполнения заданий в группах по заданным критериям (листочки с критериями оценивания выдаются каждой группе)
| Учащиеся работают в парах,выполняя задания Критерии оценивания:
Пара, выполнившая задание первой, зачитывает слова. Дети выполняют физминутку Дети выбирают задание в зависимости от уровня усвоения темы, получают задание на карточках, выполняют. Проверка выполнения заданий в группах по заданным критериям (приложение), Ошибки анализируются и исправляются. Оценка за задание выставляется в тетрадь. |
Обобщение, систематизация знаний по теме | |
Задание для выполнения в группах Составьте вопросы для своих товарищей по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе» Лучшие вопросы выберут гости, присутствующие на уроке | Дети в течение трёх минут обсуждают, записывают вопросы, затем задают их другим группам. |
Подведение итога урока. Рефлексия. | |
Оцените свою работу на уроке, суммируйте заработанные баллы. В листах продвижения отметьте свой уровень освоения темы. Кому удалось сегодня повысить собственный уровень. Кто научился писать существительные с безударными падежными окончаниями? Насколько правильно вы оценили уровень прохождения темы, покажет проверочная работа по теме. Домашнее задание на выбор:
| Учащиеся оценивают свою работу, делают отметки в листе продвижения по теме |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двадцать восьмое ноября. Классная работа. Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе
«Верные и неверные утверждения» 1. Имя существительное в начальной форме отвечает на вопросы кто? что? 2. Все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа 3. Род существительного - это непостоянный признак имени существительного 4. В русском языке пять падежей 5. В русском языке есть несклоняемые существительные 6. Изменение имён по падежам называется склонением 7. У имени существительного в русском языке три типа склонения 8. Склонение - это постоянный признак имени существительного + + + - - - + +
называет адресата кому? на, за, под, через, про, в без предлогов от, без, около, вокруг, для без предлога не употребляется подлежащее с, над, под, между, перед кого? предлоги к, по что? о, об Д.п. В.п. И.п. Р.п. П.п. И.п. Т.п. В.п., Р.п. Д.п. И.п., В.п. П.п.
а (я) о (е) (я) а 1 2 3
Как правильно написать безударное окончание существительного? 1 способ Определи, есть ли в слове данная орфограмма Определи склонение существительного по начальной форме Безударное окончание проверяй ударным у опорных слов того же склонения! Проверь окончание по таблице окончаний 2 способ Определи, есть ли в слове данная орфограмма Определи склонение и падеж проверяемого слова Вспомни окончание существительного по таблице окончаний Проверь по опорному слову того же склонения
Слова – «костыли» (опорные слова) Рука Плечо Грудь
Таблица окончаний имён существительных в единственном числе 1 склонение 2 склонение 3 склонение И. п. а, я о, е, ь Р. п. ы , и а, я и Д. п. е у, ю и В. п. у, ю а, я (о, е) ь Т. п. ой, ей ом , ем ю П. п. е е и
«Особо опасные»!!! окончания имён существительных Падежи Вопросы Окончания 1 скл . 2 скл . 3 скл . Р. п. Д. п. Пр. п. кого? чего? кому? чему? о ком? о чём? - и - е - е - е - и - и - и
Выбираем слова для диктанта Работаем в парах! Сторож, игрушка, в колыбели, задумался, проиграл, по математике, на ветке, зубки, чудесный, прекрасный, к избушке, задумался, о мыши, без тетрадки, для загадки, капустный, к рябине, с игрушки
е и на дуб. от злост. в пол. из бочк. в озер. на вол. в зелен. у дич.
Задание на выбор 1 уровень 2 уровень 3 уровень Спиши, доказывая правильность написания окончаний существительных: По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке. Вставь безударное падежное окончание, доказывая свой выбор: О храброст …, на ладон …, в город…., по площадк …, от двер …, на озер…, к кормушк …, из библиотек…. Подбери существительное с безударным падежным окончанием, запиши словосочетания, докажи правописание окончаний существительных. Телеграмма для ______________ Рассказ о _________ Сидит на _________ Сок из ____________ Гулял в ___________
Правила работы в группе Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться Поддерживайте друг друга несмотря на разногласия Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный все группой ее полномочный представитель
Главные орфограммы русского языка Ударение над гласной Может сделать букву ясной!
Домашнее задание на выбор Составить тестовые задания с выбором ответов по теме для одноклассников (4, 5 вопросов) Составить диктант по теме, состоящий из 10 слов Подобрать пословицы о матери, в которых есть существительные с безударными окончаниями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"
Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов." Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс (конспект + презентация)...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс.
Конспект урока по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс. ПНШ...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...
Конспект урока русского языка 3 класс тема: " Окончание существительных во множественном числе в разных падежах".
УМК «Перспективная начальная школа»...
Конспект урока по русскому языку «Имя существительное. Безударные окончания существительных в единственном числе» 3 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе, отработка навыков последовательности действий при написании безударн...