Методическая разработка по теме: "Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Осипова Анастасия Юрьевна

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_pristavok_i_suffiksov_2_1434446844_138057.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек

УМК «Школа России»

Провела: Осипова Анастасия Юрьевна

Цель: помочь усвоить написание безударной гласной в приставке и суффиксе.

Планируемые результаты:

Предметные:

 - учащиеся должны уметь определять, где находится орфограмма;

 - запомнить написание некоторых приставок и суффиксов;

 - уметь проверять орфограммы по словарю;

 - усвоить алгоритм написания суффиксов -ик,  -ек.

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану; оценивают правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний;  учатся классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные: учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль.

  1. Орг. Момент
  2. Акт. Знаний

(Слайд 2)

 - Прочитайте пословицы. Вставьте нужные слова. Объясните смысл.

Где _______, там и густо, а в ленивом доме пусто. (р.бота)

Земля - ________: что положишь, то и возьмешь. (т.релка)

_______ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (м.роз)

 - Какие буквы вставим в слова? Объясните орфограмму (непроверяемая безударная гласная в корне).

 - В каких частях слов она еще может встретиться? (в приставке, суффиксе, окончании).

 - Сегодня мы поговорим о безударной гласной в приставках и суффиксах.

(Слайд 3)

- Выпишите эти слова в столбик.

От слова работа образуйте однокоренное существительное при помощи суффикса, человека, который занимается работой. (работник)

У 2 слова уберите суффикс к и подставьте другой уменьшительно-ласкательный суффикс. Какое слово получилось? (тарелочка)

От 3 слова образуйте однокоренное слово при помощи приставки и суффикса. Приставку возьмите у слова заклеить, а суффикс у слова морковка, подставьте окончание как в слове очки. Какое слово получилось? (заморозки)

 - Молодцы!

  1. Правописание приставок и суффиксов.

1) (Слайд 4)

 - Прочитайте части слов. Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а какие – приставками? Выпишите сначала приставки, а потом суффиксы.

Проверка (Слайд 5, 6)

 - Каждая пара получила карточки с заданиями на правописание приставок или суффиксов. Выпишите нужные слова, вставив пропущенные безударные гласные, пользуясь словарем и учебником, выделите часть слова, в которой она находится. Сформулируйте правило. Те, кто затрудняется в формулировке правила, воспользуйтесь словами для справок.

Карточка 1

Выпишите слова с пропущенной буквой в приставке. Вставьте нужную безударную гласную. Выделите приставку. Сформулируйте правило.

Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.

Мы работали над правописанием ___________________________. Написание _________________________не зависит от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой__________________________________________________________, надо вспомнить как пишется_______________________________ или проверить по _______________________________.

Слова для справок: суффикс, безударная гласная, приставка, словарь.

Карточка 2

Выпишите слова с пропущенной буквой в суффиксе. Вставьте нужную безударную гласную. Выделите суффикс. Сформулируйте правило.

Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.

Мы работали над правописанием ___________________________. Написание _________________________не зависит от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой__________________________________________________________, надо вспомнить как пишется_______________________________ или проверить по _______________________________.

Слова для справок: суффикс, безударная гласная, приставка, словарь.

- Прочитайте слова, которые вы выписали, какое правило сформулировали.

2) Графический диктант.

 - А теперь проверим, как вы хорошо вы запомнили написание суффиксов и приставок.

 - Из диктуемых слов выписать только приставки и суффиксы, обозначить. (Например, из слова помог мы выпишем приставку по, а из слова березонька – суффикс оньк.)

Позвонил, подвязал, березонька, козочка, прозевал, дороженька, засверкал, головушка.

Проверка (Слайд 7)

- Правописание этих суффиксов и приставок нужно запомнить. Но есть приставки и суффиксы, написание которых можно проверить. С некоторыми мы сегодня познакомимся.

  1. Правописание суффиксов –ик, -ек.
  1. - Образуйте от данных слов однокоренные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

На доске:

Ключ, замок.

Ключ – ключик

Замок – замочек

 - В обоих случаях гласная в суффиксе безударная. Как не ошибиться и выбрать правильный суффикс?

(слайд 8)

 - Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить?

 - Что происходит с гласной суффикса?

 - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и. Гласная и есть суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и суффиксе слов во мн.числе.

(Слайд 9)

 - А в словах 2 группы что происходит?

 - Да, гласная е есть в словах ед. числа, но исчезла в словах мн. числа.

(Слайд 10)

Правило (слайд 11, 12)

 - Выберите правильную букву в суффиксе. Как проверим? (слайд 13)

 - Проверим, как вы усвоили правило.

2) Работа в учебнике стр. 126, упр. 243.

 - Прочитайте. Выберите нужный суффикс, подберите проверочное слово.

  1. Закрепление.

Картинный диктант.

  1. – Подпиши картинки так, чтобы получились слова с суффиксами –ик, -ек. Докажи правильный выбор суффикса. (слайд 14, 15, 16)

  1. Игра «Поймай словечко»

 - 1 вариант записывает слова с суффиксом –ик, 1 в. – ек.

 - Какое правило будете использовать?

Билетик, ящичек, клювик, фартучек, кирпичик, внучек.

Проверка (слайд 17)

  1. Рефлексия. (слайд 18)

 - Над правописанием каких частей слова мы сегодня работали?

 - Какое задание больше понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.

Цели: Ознакомить учащихся:с суффиксами –ек, -ик;со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;повторить и закрепить знания о сотаве слова.Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс;рисунки для ...

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....

Методическая разработка урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-" 2 класс

Муниципальный конкурс методических разработок «Урок в формате ФГОС – 3.0»Гензе Жанна Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ г. Иркутска гимназия №3  Краткая аннотация...