Методическая разработка урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Муниципальный конкурс методических разработок
«Урок в формате ФГОС – 3.0»
Гензе Жанна Анатольевна, учитель начальных классов,
МБОУ г. Иркутска гимназия №3
Краткая аннотация
Урок русского языка построен на основе системно-деятельностного подхода. Это позволяет эффективно формировать УУД учащихся. Дети проявляют на уроке самостоятельность, инициативу, развивают личностные качества. Также на уроке используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества (работа в группах, в парах). Цель урока состоит в том, чтобы в совместной деятельности составить алгоритм написания суффиксов –-ик, -ек- и научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Урок соответствует обновлённым Федеральным Государственным Образовательным стандартам, которые введены с 01.09.2022. Урок состоит из следующих этапов: мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания), первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексия деятельности.
В результате проведённого урока обучающиеся «открывают» сами новое знание, применяют его при выполнении познавательных учебных заданий. В конце урока используется приём составление синквейна на данную тему. Такой приём привлекает внимание детей к теме, прививает любовь к урокам русского языка, развивает умение выделить главное в теме и обобщить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genze_zh.a_metod.konkurs_urok_v_formate_3.0.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс методических разработок «Урок в формате ФГОС – 3.0»
Гензе Жанна Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ г. Иркутска гимназия №3
Предмет: Русский язык
Тема урока: Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-
Класс: 2 класс
Тип урока – урок открытия новых знаний
Цель: научить правильно писать в словах суффиксы –ик-, -ек-;
Задачи:
- познакомить с правописанием суффиксов –ик-, -ек-; учить отличать эти суффиксы друг от друга при написании слов в безударном положении;
- развивать память, внимание, мышление, познавательную активность, речь, способность наблюдать, выделять существенные признаки, расширять кругозор обучающихся;
- учить работать в группе
Материалы и оборудование:
Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. 2 класс, 1 часть
Мультимедийная презентация
Фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»
Раздаточный и наглядный материал.
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Этапы урока | Форма организации урока | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Создание благоприятной эмоциональной атмосферы | Добрый день. Сейчас у нас будет урок русского языка. И мы будет открывать следующую тайну нашего замечательного русского языка. Интересно какую? Тогда начнём! | Личностные: |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Выявление места и причины затруднения | Коллективная работа (диалог с ребятами) 1) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировка соответствующих мыслительных операций. Создание проблемной ситуации | На прошлом уроке мы учились писать слова с суффиксами -ёнок-, -онок-. Давайте проверим, как вы научились правильно записать слова с этими суффиксами. Задание: вставить пропущенные буквы и разделить слова на группы: Лос..нок, медвеж..нок, тигр..нок, галч..нок, бельч..нок, тел.нок, ключ.к, замоч.к -Проверяем, какие буквы вы вставили и почему? - Какой алгоритм вы использовали при написании суффиксов –онок-, -ёнок-? (ответы детей) Алгоритм:
- На какие группы вы разделили эти слова? - А почему в словах ключик и замочек у вас получились разные ответы. (потому что мы не знаем, как правильно писать) - С каким затруднением встретились? (не знаем правило написания суффиксов –ик-, -ек-) | Коммуникативные: |
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Как мы можем об этом узнать? (прочитать готовое правило или самим найти способ) - Какой способ самый лёгкий? Интересен он нам будет? - Тогда попробуем второй способ. Давайте составим план выхода из этой проблемной ситуации. (предложения детей) - А теперь сформулируйте тему урока -Сформулируйте цели и задачи урока - Спишите. Объясните правописание суффиксов учебник стр 124 №1 - Проверка по образцу -Посмотрим фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» - Какой вывод можно сделать? Вывод: суффикс –ик- пишется, если гласный звук в слове сохраняется, а суффик –ек- пишется, если гласный «убегает» - А теперь сравним наш вывод с выводом в учебнике. Откроем учебник на стр 123 | Познавательные: извлекать информацию из текста; Коммуникативные: - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; | |
Практическая деятельность | Работа в группах -Составьте алгоритм применения этого правила при написании слов с суффиксами-ик-, -ек- - Каждая группа зачитывает свой алгоритм и доказывает на конкретном примере, что её алгоритм правильный - Прочитаем алгоритм в учебнике на стр 123 и сравним Алгоритм применения правила:
- Как вы считаете, у вас правильный алгоритм получился? | Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь | |
Физминутка |
Мяч-мячик, дождь, нос, замок, ключ, луч | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа по учебнику | - А теперь применяя этот алгоритм выполним упражнение в учебнике на стр 124 №2 - Выберите нужные суффиксы -Самопроверка по эталону | Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь |
Включение в систему знаний и повторение | Работа в парах Прием «Синквейн» создание условий | - А теперь давайте попробуем написать синквейн про суффиксы –ик-,-ек- Напоминаю правила написания синквейна. В нём должно быть 5 строчек: 1 строчка- одно слово существительное 2 строчка- два слова прилагательных, которые описывают этот предмет 3 строчка – три глагола 4 строчка- предложение об этом предмете 5 строчка- синоним - Каждая пара составляет и зачитывает свой синквейн - А я тоже составила свой синквейн. Послушайте
Суффиксы –ик-, -ек- Уменьшительно-ласкательные, миленькие Изменяют, дополняют, запутывают Образует новые слова. Друзья | Познавательные УУД(логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
-актуализация полученных знаний, их практическая направленность | - Зачем нам нужны эти знания? Где в жизни они нам пригодятся? (ответы детей) -Правильно, мы хотим быть образованными людьми и писать грамотно, без ошибок. Этого можно добиться только, зная правила русского языка. И теперь, когда вы услышите или увидите слова с суффиксами –ик-, -ек-, то сможете применить правило и написать эти слова грамотно! | ||
Рефлексия деятельности | создание условий для анализа успешности овладения знаниями и способами деятельности. | Ребята, вам интересно сегодня было на уроке? Давай вместе закончим фразы. (Учитель также даёт свои варианты ответов) Я узнал(а).. Я понял(а)… Мне понравилось… Было трудно…. Для меня было открытием, что…. | Регулятивные: оценивать результаты деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...
Методическая разработка урока на тему «Учусь писать письмо»
Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письменной р...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс
Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс
Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией "Значения приставок" 3 класс
Тема урока: «Значения приставок»Цели урока:способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.Планируем...
Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы К" 1 класс Система Л.В.Занкова
В материале представлена технологическая карта урока по "Системе Л.В.Занкова" на тему "Письмо заглавной буквы К". Возрастная категория: 1 класс. Тип урока: Урок открытия новых знан...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: «Местоимение». в 3 классе
Данный конспект урока по теме «Местоимение» (Что такое местоимение?) разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление уч...