Конспект «открытого» урока по русскому языку в 4 – Б классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Валл Ирина Викторовна

Тема

«Склонение имён прилагательных женского рода»

Задачи урока

 

 

 

·     формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных женского рода;

·     продолжить закрепление навыка грамотного письма ранее изученных орфограмм;

·     формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

·     совершенствовать умения писать безударные окончания имён прилагательных женского рода интересная летняя (экскурсия);

·     развивать устную и письменную речь учащихся;

·     воспитывать чувство патриотизма и любви к своему городу.

Основные понятия:

Склонение имён прилагательных женского рода; безударные окончания имён прилагательных женского рода

Современные образовательные технологии.

Методы и приёмы.

Здоровьесберегающая технология

Электронный образовательный ресурс

Технология сотрудничества

Технология уровневой дифференциации обучения

Игровые технологии

Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.

Приёмы: беседа, тексты, работа с интерактивной доской, физминутка.

Организация пространства

Работа групповая, индивидуальная

Ресурсы

Интерактивная доска, компьютер.

Презентация к уроку «г. Отрадный».

Видео «Экскурсия по городу Отрадному».

Карточка для  работы индивидуально.

Заранее готовится сценка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

 

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.         Орг. момент

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

Руки на месте,

            Ноги на месте,

            Локти украли,

            Спина прямая.

Настраивается на активную работу на уроке.

 

 

2. Орфогра-фическая минутка Словарная работа. Работа

по рядам.

Регулятивные:

формирование способности к ор-ганизации своей деятельности

 

У существительных подчас,

Не жизнь, а просто скука

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее будет жить:

Вот громкий стук,

Вот синий шар

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь.

- Ребята как называются слова, которые могут развеселить им. существительные?

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- По каким грамматическим признакам видна эта связь?

- Если окончание  у имени прилагательного безударное, то как его можно проверить?

- Докажите это на примерах.

На доске:  В . черн .. зв . зда , грус . ная  к . ртина , м . рск .. г . ла . ь , зимн .. ска . ка.

- Что объединяет все словосочета-ния?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворе-ние и называют: «Име-на прилагательные»

Аргументировано отве-чают на вопросы, используя имеющиеся знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание комментировано.

 

Отвечают: Все они ж.р.

II. Актуализа-ция знаний и фиксация за-труднений в деятельности Постановка учебной проблемы.

 

Регулятивные: целеполагание; коммуникатив-ные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

- Какой части речи посвящена тема сегодняшнего урока? (имя прилагательное)

- Тема сегодняшнего урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».   

- А с какой целью мы будем склонять прилагательные женско-го рода? 

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

 

 

 

III. Поиск ре-шения. Открытие нового знания (Приложение 1)

 

 

 

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипо-тезы, поиск реше-ния проблемы,

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вводная беседа перед просмотром видео.

Ребята как называется город, в котором мы живём?

За окном зима, трескучие морозы. А я вас приглашаю на летнюю экскурсию по нашему городу. 

Интересно вам посмотреть на наш город с высоты птичьего полёта?

Внимательно слушают учителя, смотрят ви-део о городе Отрадный

 

 

IV. Первичное применение знаний. Склонение словосочетания «интерес-ная летняя экскурсия».

Работа на ин-терактивной доске.

Составление схемы-опоры

 

Познавательные: построение само-стоятельного про-цесса поиска; мо-делирование логи-ческой цепи рас-суждений, доказа-тельство, выдви-жение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Словосочетание интересная лет-няя экскурсия. Понаблюдаем за окончаниями прилагательных при склонении словосочетания.

На доске:

И. п.  какая?  интересн .. летн .. экскурсия

Р. п. какой?  интересн .. летн .. экскурсии

Д. п. какой? интересн .. летн .. экскурсии

В. п. какую? интересн .. летн .. экскурсию

Т. п. какой? интересн .. летн .. экскурсией

П. п. о какой? интересн .. летн .. экскурсии

Прилагательные каких падежей отвечают на один и тот же вопрос?  Какие они имеют окончания?  

   На доске (составление опоры):                                                                                                                                                   

         И. п.       какая?        -ая , -яя.

         В. п.       какую?      -ую, -юю.image

Р. п.

Д. п.         какой ?   -ой, -ей.

Т. п.

П. п.

Умение самостоятель-но добывать информа-цию и применять полу-ченные знания на практике.

Составляют  схему-опору правильного написания окончаний прилагательных.

 

V. Физкульт-минутка

Личностные:

умение приме-нять правила ох-раны своего здо-ровья

 

Владеют разными ви-дами движения.

Выполняют движения пластично и вырази-тельно.

VI. Закре-пление навы-ка правиль-ного написа-ния прилага-тельных (Приложение 2)

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, до-казательство, вы-движение гипотез и обоснование; соз-дание алгоритма деятельности.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

Назовите места, которые вы виде-ли во время экскурсии?

Назовите, что вы видите на фото-графиях презентации.

Доска – слайды  площади, улицы, аллеи, библиотеки:

Площ..ь    ул..ца    а..ея    б..бл..тека

Подберите к существительным, подходящие по смыслу прилага-тельные. Под существительными появляются имена прилагательные с мягкой и твёрдой основой:              

городск . .                          летн . .                       липов . .                           школьн . .

главн . .                             красив . .                    тенист . .

Запишем словосочетания с этими именами прилагательными в тех падежах, которые указаны на дос-ке. У прилагательных выделяем окончания. Можно использовать предлоги.

Д. п.        В. п.       Т. п.        П. п.

А теперь составьте предложение с любым из этих словосочетаний о нашем городе (устно). Запишем самые удачные 2 – 3 предложения.

Высказывания обучаю-щихся.

 

 

 

 

 

 

Дети называют прила-гательные

 

 

 

 

 

 

Записывают словосо-четания с прилагатель-ными, указанными на доске, выделяют окон-чания.

 

 

Составляют в устной форме предложения. Записывают 2 – 3 пред-ложения.

VII. Поход в библиотеку.

Работа с карточкой (Приложение 3)

 

Познавательные: построение само-стоятельного про-цесса поиска; мо-делирование логи-ческой цепи рас-суждений, доказа-тельство, выдви-жение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

А ребята нашей школы писали сочинение к юбилею города и да-же издали книгу «Мои школьные ступеньки».

Они есть в библиотеке. Их можно взять и прочитать. Давайте и мы заглянем в библиотеку и полиста-ем страницы старинных книг. Вот, например, «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Герои этой комедии, пришли к нам сегодня на урок. (Заходят в класс Учитель Правдин и Митрофанушка)

Учитель: Грамматика, что ж в ней вы знаете?

Митрофан: Много. Существитель- на да прилагательна.                                                                           

Учитель: Дверь, например, какое имя: существительна или прилага-тельна?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Учитель: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему ж?

Митрофан: Потому что она прило-жена к своему месту. Вот у чулана места неделя дверь стоит, ещё не навешана: так та покамест сущест-вительна.

Учитель: Да. В грамматике он силён!

- Ребята, согласны ли вы с Митро-фанушкой?

- Какая часть речи дверь? Почему?

Учитель: Да ваши ребята хорошо знают грамматику. Я думаю, они смогут выполнить вот это задание (Отдаёт мне конверт с заданием)

– Ребята, вы получаете задание. Его нужно выполнить.

Карточка.

Задание: Вставить попущенные орфограммы. Определить падеж у имён прилагательных ж. р.

Помимо большой Ро…ии у каждо-го из нас есть своя мал… родина – то место, где родился и вырос человек. Для меня такое место – Отрадный симпатичный г.р.док, который окружает ж.вописн... пр.рода. У каждого жителя есть  д.р.гое  сер.цу  м.стечко – заг.р.д-ный сквер, з.лён… ул.ца, тих… дворик. Для меня – это моя светл…  школа.

Предложения в задании взяты из школьного сочинения Ибрянкина Ярослава, ученика школы № 10.

Внимательно смотрят сценку, не отвлекаясь на посторонние пред-меты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети грамматически верно строят предло-жения при ответе на вопросы.

 

 

 

 

Правильно вставляют пропущенные орфограммы.

Верно определяют па-деж у имён прилага-тельных ж.р.

VIII. Подведе-ние итогов урока.  Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учи-телем и одноклас-сниками давать оценку своей дея-тельности на уроке

Коммуникативные:

строить моноло-гическое выска-зывание.

Давайте посмотрим, кто был са-мым внимательным на уроке.

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Как проверить безударные падеж-ные окончания имён прилага-тельных женского рода? Расска-жите по опоре.

Ребята, вам понравился урок?

Мне тоже очень понравилось с ва-ми работать. Идя на урок, я очень волновалась, но ваши уверенные ответы помогли мне с этим волнением справиться. Большое вам спасибо. Урок окончен.

Анализируют и оцени-вают свою деятель-ность на уроке. 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Орг. момент

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

Руки на месте,

        Ноги на месте,

        Локти украли,

        Спина прямая.

Настраивается на активную работу на уроке.

2. Орфогра-фическая минутка Словарная работа. Работа

по рядам.

Регулятивные:

формирование способности к ор-ганизации своей деятельности

У существительных подчас,

        Не жизнь, а просто скука

        Ни запаха, ни звука!

        Но если нас к ним приложить,

        Им веселее будет жить:

        Вот громкий стук,

        Вот синий шар

        Вот сокрушительный удар,

        Вот звонкий мяч,

        Вот острый меч,

        Весенний сад, родная речь.

- Ребята как называются слова, которые могут развеселить им. существительные?

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- По каким грамматическим признакам видна эта связь?

- Если окончание  у имени прилагательного безударное, то как его можно проверить?

- Докажите это на примерах.

На доске:  В . черн .. зв . зда , грус . ная  к . ртина , м . рск .. г . ла . ь , зимн .. ска . ка.

- Что объединяет все словосочета-ния?

Слушают стихотворе-ние и называют: «Име-на прилагательные»

Аргументировано отве-чают на вопросы, используя имеющиеся знания.

Выполняют задание комментировано.

Отвечают: Все они ж.р.

II. Актуализа-ция знаний и фиксация за-труднений в деятельности Постановка учебной проблемы.

Регулятивные: целеполагание; коммуникатив-ные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

- Какой части речи посвящена тема сегодняшнего урока? (имя прилагательное)

- Тема сегодняшнего урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».    

- А с какой целью мы будем склонять прилагательные женско-го рода?  

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

III. Поиск ре-шения. Открытие нового знания (Приложение 1) 

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипо-тезы, поиск реше-ния проблемы,

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вводная беседа перед просмотром видео.

Ребята как называется город, в котором мы живём?

За окном зима, трескучие морозы. А я вас приглашаю на летнюю экскурсию по нашему городу.  

Интересно вам посмотреть на наш город с высоты птичьего полёта?

Внимательно слушают учителя, смотрят ви-део о городе Отрадный

IV. Первичное применение знаний. Склонение словосочетания «интерес-ная летняя экскурсия».

Работа на ин-терактивной доске.

Составление схемы-опоры

Познавательные: построение само-стоятельного про-цесса поиска; мо-делирование логи-ческой цепи рас-суждений, доказа-тельство, выдви-жение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Словосочетание интересная лет-няя экскурсия. Понаблюдаем за окончаниями прилагательных при склонении словосочетания.

На доске: 

И. п.  какая?  интересн .. летн .. экскурсия

        Р. п. какой?  интересн .. летн .. экскурсии

        Д. п. какой? интересн .. летн .. экскурсии

        В. п. какую? интересн .. летн .. экскурсию

        Т. п. какой? интересн .. летн .. экскурсией

        П. п. о какой? интересн .. летн .. экскурсии

Прилагательные каких падежей отвечают на один и тот же вопрос?  Какие они имеют окончания?  

   На доске (составление опоры):                                                                                                                                                  

         И. п.       какая?        -ая , -яя.

         В. п.       какую?      -ую, -юю.

Р. п.

Д. п.         какой ?        -ой, -ей.

Т. п.

П. п.

Умение самостоятель-но добывать информа-цию и применять полу-ченные знания на практике.

Составляют  схему-опору правильного написания окончаний прилагательных.

V. Физкульт-минутка

Личностные:

умение приме-нять правила ох-раны своего здо-ровья

Владеют разными ви-дами движения.

Выполняют движения пластично и вырази-тельно.

VI. Закре-пление навы-ка правиль-ного написа-ния прилага-тельных (Приложение 2)

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, до-казательство, вы-движение гипотез и обоснование; соз-дание алгоритма деятельности.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Назовите места, которые вы виде-ли во время экскурсии?

Назовите, что вы видите на фото-графиях презентации.

Доска – слайды  площади, улицы, аллеи, библиотеки:

Площ..ь    ул..ца    а..ея    б..бл..тека

Подберите к существительным, подходящие по смыслу прилага-тельные. Под существительными появляются имена прилагательные с мягкой и твёрдой основой:             

городск . .                          летн . .                       липов . .                           школьн . .

главн . .                             красив . .                    тенист . .

Запишем словосочетания с этими именами прилагательными в тех падежах, которые указаны на дос-ке. У прилагательных выделяем окончания. Можно использовать предлоги.

Д. п.        В. п.       Т. п.        П. п.

А теперь составьте предложение с любым из этих словосочетаний о нашем городе (устно). Запишем самые удачные 2 – 3 предложения.

Высказывания обучаю-щихся.

Дети называют прила-гательные

Записывают словосо-четания с прилагатель-ными, указанными на доске, выделяют окон-чания.

Составляют в устной форме предложения. Записывают 2 – 3 пред-ложения.

VII. Поход в библиотеку.

Работа с карточкой (Приложение 3)

Познавательные: построение само-стоятельного про-цесса поиска; мо-делирование логи-ческой цепи рас-суждений, доказа-тельство, выдви-жение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

А ребята нашей школы писали сочинение к юбилею города и да-же издали книгу «Мои школьные ступеньки».

Они есть в библиотеке. Их можно взять и прочитать. Давайте и мы заглянем в библиотеку и полиста-ем страницы старинных книг. Вот, например, «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Герои этой комедии, пришли к нам сегодня на урок. (Заходят в класс Учитель Правдин и Митрофанушка)

Учитель: Грамматика, что ж в ней вы знаете?

Митрофан: Много. Существитель- на да прилагательна.                                                                            

Учитель: Дверь, например, какое имя: существительна или прилага-тельна?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Учитель: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему ж?

Митрофан: Потому что она прило-жена к своему месту. Вот у чулана места неделя дверь стоит, ещё не навешана: так та покамест сущест-вительна.

Учитель: Да. В грамматике он силён!

- Ребята, согласны ли вы с Митро-фанушкой?

- Какая часть речи дверь? Почему?

Учитель: Да ваши ребята хорошо знают грамматику. Я думаю, они смогут выполнить вот это задание (Отдаёт мне конверт с заданием)

– Ребята, вы получаете задание. Его нужно выполнить.

Карточка.

Задание: Вставить попущенные орфограммы. Определить падеж у имён прилагательных ж. р.

Помимо большой Ро…ии у каждо-го из нас есть своя мал… родина – то место, где родился и вырос человек. Для меня такое место – Отрадный симпатичный г.р.док, который окружает ж.вописн... пр.рода. У каждого жителя есть  д.р.гое  сер.цу  м.стечко – заг.р.д-ный сквер, з.лён… ул.ца, тих… дворик. Для меня – это моя светл…  школа.

Предложения в задании взяты из школьного сочинения Ибрянкина Ярослава, ученика школы № 10.

Внимательно смотрят сценку, не отвлекаясь на посторонние пред-меты.

Дети грамматически верно строят предло-жения при ответе на вопросы.

Правильно вставляют пропущенные орфограммы.

Верно определяют па-деж у имён прилага-тельных ж.р.

VIII. Подведе-ние итогов урока.  Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учи-телем и одноклас-сниками давать оценку своей дея-тельности на уроке

Коммуникативные:

строить моноло-гическое выска-зывание.

Давайте посмотрим, кто был са-мым внимательным на уроке.

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Как проверить безударные падеж-ные окончания имён прилага-тельных женского рода? Расска-жите по опоре.

Ребята, вам понравился урок?

Мне тоже очень понравилось с ва-ми работать. Идя на урок, я очень волновалась, но ваши уверенные ответы помогли мне с этим волнением справиться. Большое вам спасибо. Урок окончен.

Анализируют и оцени-вают свою деятель-ность на уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Урок по русскому языку «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода» 4 класс. Школа России....

конспект урока русского языка в 4 классе по теме : "Склонение имен прилагательных женского рода"

Ц е л ь: усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского родаЗадачи:Образовательные задачи:-Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;- Формиро...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных женского рода»

Урок  знакомит учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женскогог рода.повышает уровень знаний по теме "Имя прилагательное".Урок содержит задания уровневой дифференциации, игру "Сил...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Склонение имён существительных женского рода"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Склонение имён прилагательных женского рода" рассчитан для УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода"

Задачи урока:- Образовательные:сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.- Развивающие: развивать умение в определении падежа имён п...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе"

Урок русского языка на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" проходил в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Склонения имён прилагательных»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе  по теме «Склонения имён прилагательных»...