Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лагунович Анастасия Николаевна

Задачи урока:

- Образовательные:

сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.

- Развивающие: развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.

- Воспитательные: формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке. 

Технологии:

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения:

- Практические

- Словесные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Буркова Анастасия Николаевна

Класс: 4

Предмет: русский язык

Место урока в изучаемой теме:115

Продолжительность урока: 45мин

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель: продолжать развивать умение грамотно писать окончания имён прилагательных женского рода с твёрдыми согласными на конце основы.

Задачи урока:

- Образовательные:

сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.

- Развивающие: развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.

- Воспитательные: формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке. 

Технологии:

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения:

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

Ресурсы для проведения урока:

  1. Учебник: А.В.Полякова Русский язык 4 класс, часть 2, 6-е издание. Москва «Просвещение» 2010г.;
  2. Рабочая тетрадь в линейку;
  3. Классная доска;
  4. Карточки с рефлексией

Основные понятия: склонение, род, прилагательное, окончание.

Предполагаемый результат:

- учащиеся умеют изменять прилагательные по падежам

- учащиеся умеют правильно писать окончания прилагательных женского рода

п/п

Этап урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (Планируемые результаты)

1.

Организационный

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Я вас очень рада видеть. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Молодцы. Садитесь.

Приветствуют гостей.

Эмоциональный настрой

2.

Чистописание

Цель: тренировать умение  правильного написания букв

- Минутка чистописания. Запишите каллиграфическим почерком слова, которые вы видите на доске.

- Каково значение слова дивная?

- В толковом словаре С.И. Ожегова, это слово обозначает –удивительный, поразительный

- Подберите синонимы к слову дивный (прекрасный, необычный)

- В словаре синонимов к слову дивный подобраны такие синонимы, как красивый, удивительный.

- Каково значение слова праздная?

- В словаре С.И. Ожегова этому слово даётся такое определение, как свободный, пустой.

-В словаре синонимов к слову праздный подобраны такие синонимы, как пустой, порожний, свободный.

- Какие это части речи? (это прилагательные).

Обучающиеся  прописывают дивная, праздная

Отвечают на вопросы учителя

3.

Постановка учебной задачи

Цель: создание условий для постановки учебной задачи через выполнение задания, активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать прилагательные женского рода.

Учащиеся внимательно слушают учителя

Познавательные УУД:

- логические:

Установление и  причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнивания

- самостоятельное выделение – формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

-интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.

Проверка домашнего задания

Цель: закрепление изученного материала

- открываем упражнение № 277. Найдите словосочетание с прилагательным ж.р., ед.ч., в Р.п. (тонкой паутины).

Учитель пишет словосочетание на доске.

- Поставьте вопрос к прилагательному (паутины какой? тонкой)

Тонкой – это прилагательное. Основа тонк, окончание ой.

- Что такое основа? (Это часть слова без окончания)

- Определите род, падеж и число данного прилагательного. (Ж.р., Р.п., ед.ч.)

- Как вы определили падеж прилагательного? (по существительному и с помощью вопроса, в каком роде, числе и падеже стоит существительное, в таком роде, числе и падеже стоит и прилагательное).

Работа с учебником

Ученик разбирает словосочетание у доски

5.

Закрепление изученного материала

Цель: повторение пройденного материала

- Вернемся к упражнению № 276. Из первого предложения выпишем словосочетание старая утка. Просклоняем его.

- Что значит просклонять словосочетание? (изменить его по падежам).

- У вас на столах лежат карточки, переверните их. Перед вами две таблицы. Первую мы заполняем вместе с вами, склоняем словосочетание старая утка.

Вписывайте существительное, затем вопрос и прилагательное сразу в таблицу. Не забывайте выделять окончание.

- Обратите внимание на согласный звук в конце основы.

- Что вы можете о нём сказать? (он твёрдый)

- Итак, какие окончания могут иметь  прилагательные ж.р., ед.ч.,  с твёрдым согласным на конце основы при склонении? (-ая, -ую, -ой)

- Вторую таблицу вы заполняете самостоятельно, просклоняйте словосочетание последняя ночь. Выделите окончания.

Падеж

Существительное

Вопрос

Прилагательное

И.п.

Ночь

Какая?

Последняя

- Обратите внимание на согласный звук в конце основы.

- Что вы можете о нём сказать? (он мягкий)

- Итак, какие окончания могут иметь  прилагательные ж.р., ед.ч.,  с мягким согласным на конце основы при склонении? (-яя, -ей, -юю)

Работа на листочках  (учащиеся пишут словосочетание старая утка)

6.

Физкультминутка

Цель: создание условий для снятия утомляемости  учащихся , их релаксации.

         - А сейчас минутка отдыха. Встали у своих мест. Я буду читать словосочетания. Если вы услышите прилагательное женского рода,  то поднимаете руки, тянетесь к солнышку. Если нет – приседаете.

Пришла зима, тонкий лёд, хорошая погода, сильный мороз, красивая снежинка, румяные щёчки, холодная погода, скользкая горка, весёлая пора.

Отдохнули, садитесь. Продолжаем работать дальше по теме урока.

Учащиеся слушают и выполняют движения

7.

Работа по теме урока

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о делении многозначных чисел, развитие умений пользоваться алгоритмом деления

- Откройте упражнение № 279.

-Прочитайте словосочетания с прилагательными.

- Устно, по очереди назовите основу, окончание и определим род и падеж прилагательных.

Ученики по очереди читают словосочетания и разбирают их.

Интересную книгу (книгу какую? Интересную, основа интересн, окончание ую, ж.р.,В.п.) и т.д.

-С одним словосочетанием составьте предложение, запишите его. 

Устно учитель проверяет ответы учащихся.

- А теперь обратимся к упражнению № 278 (работа с текстом)

-Прочитайте текст.

- О чем этот текст? (о приходе зимы, наступлении холодов и т.д.)

- Озаглавьте текст (пришла зима, наступление зимы)

- Давайте запишем предложение:

Из соседней рощицы хруст доносится – мороз позвонки деревьям пересчитывает.

- Найдите словосочетание в переносном значении? (позвонки пересчитывает)

- Почему автор использует такие прилагательные? (для усиления ощущений)

- Давайте выполним синтаксический разбор предложения.

- Из рощицы, какой? (Соседней)

- Каким членом предложения является слово соседней? (определением)

- Какой частью речи выражено определение? (прилагательным)

- Почему в слове соседней окончание ей? (основа заканчивается на мягкий согласный)

- Поставьте это словосочетание в В.п. (вижу какую? Соседнюю рощицу)

- Какое окончание у этого прилагательного, почему? (юю, потому что основа заканчивается на мягкий согласный)

- Есть ещё в этом тексте прилагательные, основа которых заканчивается на мягкий согласный? (нет)

- Теперь устно найдём словосочетания с прилагательными, которые заканчиваются на твёрдый согласный.

Серебряную цепочку, вода чистая, вода вкусная.

- Назовите  основу, окончание, определите род, падеж в этих словосочетаниях.

Работа с  учебником.

Фронтальная проверка.

    Работа в тетради.

    Индивидуальная                проверка.

Ученик выразительно читает текст.

Ученик разбирает предложение у доски.

Ученики по очереди разбирают словосочетания у доски и в тетради.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умение осознанно и правильно строить высказывания

-решение примеров и задач, построение логической цепи рассуждения

Предметные УУД:

- усвоение алгоритма деления многозначных чисел и умение применять его на практике

Коммуникативные УУД:

-умение давать полные ответы на вопросы учителя

8.

Самостоятельная работа

Цель: создание условий дл снятия утомляемости учащихся, их релаксации

- А сейчас вы самостоятельно выполните упражнение в тетради № 280.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (списать текст, поставить вопрос к прилагательным, выделить основу, окончание, определить род, падеж, подчеркнуть прилагательное).

Ученики самостоятельно  выполняют упражнение. Учитель следит за выполнением задания.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

-самоопределение

9

Итог урока

Молодцы. Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Оценки за урок.

- Какую тему вы походили сегодня на уроке? (Склонение прилагательных женского рода в единственном числе)

- Как определить род, падеж и число  у прилагательных ? (по существительному и по вопросу. Задать вопрос от существительного к прилагательному).

Учащиеся решают задачу в тетради. Выполняют чертёж к задаче, пишут решение. С помощью учителя. Фронтальная и индивидуальная проверка.

Один ученик решает задачу у доски.

Регулятивные УУД:

Оценка, самооценка собственной деятельности на уроке.

10.

Домашнее задание

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Доделать упражнение № 280. Завтра я соберу у вас тетради и поставлю оценки за домашнюю работу.

 Учащиеся пишут задание в дневнике

11

Рефлексия

Цель: Создание условий для рефлексии.

У вас на столе лежат карточки с тремя геометрическими фигурами. Если:

1. Вам было интересно и почти все получилось, то поднимите красный круг.

2. Урок вам понравился, но вы допускали ошибки, то поднимите зеленый квадрат.

3. Вам было некомфортно, остались вопросы, поднимите синий треугольник.

Оценка себя и выбор геометрической фигуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных женского рода» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных среднего рода» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...