№ п/п | Этап урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание (Планируемые результаты) |
1. | Организационный Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | Здравствуйте, ребята. Я вас очень рада видеть. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Молодцы. Садитесь.
| Приветствуют гостей. | Эмоциональный настрой |
2. | Чистописание Цель: тренировать умение правильного написания букв | - Минутка чистописания. Запишите каллиграфическим почерком слова, которые вы видите на доске. - Каково значение слова дивная? - В толковом словаре С.И. Ожегова, это слово обозначает –удивительный, поразительный - Подберите синонимы к слову дивный (прекрасный, необычный) - В словаре синонимов к слову дивный подобраны такие синонимы, как красивый, удивительный. - Каково значение слова праздная? - В словаре С.И. Ожегова этому слово даётся такое определение, как свободный, пустой. -В словаре синонимов к слову праздный подобраны такие синонимы, как пустой, порожний, свободный. - Какие это части речи? (это прилагательные).
| Обучающиеся прописывают дивная, праздная
Отвечают на вопросы учителя
|
|
3. | Постановка учебной задачи Цель: создание условий для постановки учебной задачи через выполнение задания, активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | Сегодня на уроке мы продолжаем изучать прилагательные женского рода.
| Учащиеся внимательно слушают учителя | Познавательные УУД: - логические: Установление и причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнивания - самостоятельное выделение – формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: -интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4. | Проверка домашнего задания Цель: закрепление изученного материала | - открываем упражнение № 277. Найдите словосочетание с прилагательным ж.р., ед.ч., в Р.п. (тонкой паутины). Учитель пишет словосочетание на доске. - Поставьте вопрос к прилагательному (паутины какой? тонкой) Тонкой – это прилагательное. Основа тонк, окончание ой. - Что такое основа? (Это часть слова без окончания) - Определите род, падеж и число данного прилагательного. (Ж.р., Р.п., ед.ч.) - Как вы определили падеж прилагательного? (по существительному и с помощью вопроса, в каком роде, числе и падеже стоит существительное, в таком роде, числе и падеже стоит и прилагательное).
|
Работа с учебником
Ученик разбирает словосочетание у доски
|
|
5. | Закрепление изученного материала Цель: повторение пройденного материала | - Вернемся к упражнению № 276. Из первого предложения выпишем словосочетание старая утка. Просклоняем его. - Что значит просклонять словосочетание? (изменить его по падежам). - У вас на столах лежат карточки, переверните их. Перед вами две таблицы. Первую мы заполняем вместе с вами, склоняем словосочетание старая утка. Вписывайте существительное, затем вопрос и прилагательное сразу в таблицу. Не забывайте выделять окончание. - Обратите внимание на согласный звук в конце основы. - Что вы можете о нём сказать? (он твёрдый) - Итак, какие окончания могут иметь прилагательные ж.р., ед.ч., с твёрдым согласным на конце основы при склонении? (-ая, -ую, -ой) - Вторую таблицу вы заполняете самостоятельно, просклоняйте словосочетание последняя ночь. Выделите окончания.
Падеж | Существительное | Вопрос | Прилагательное | И.п. | Ночь | Какая? | Последняя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Обратите внимание на согласный звук в конце основы. - Что вы можете о нём сказать? (он мягкий) - Итак, какие окончания могут иметь прилагательные ж.р., ед.ч., с мягким согласным на конце основы при склонении? (-яя, -ей, -юю)
| Работа на листочках (учащиеся пишут словосочетание старая утка) |
|
6. | Физкультминутка Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся , их релаксации. | - А сейчас минутка отдыха. Встали у своих мест. Я буду читать словосочетания. Если вы услышите прилагательное женского рода, то поднимаете руки, тянетесь к солнышку. Если нет – приседаете. Пришла зима, тонкий лёд, хорошая погода, сильный мороз, красивая снежинка, румяные щёчки, холодная погода, скользкая горка, весёлая пора. Отдохнули, садитесь. Продолжаем работать дальше по теме урока. | Учащиеся слушают и выполняют движения |
|
7. | Работа по теме урока Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о делении многозначных чисел, развитие умений пользоваться алгоритмом деления | - Откройте упражнение № 279. -Прочитайте словосочетания с прилагательными. - Устно, по очереди назовите основу, окончание и определим род и падеж прилагательных. Ученики по очереди читают словосочетания и разбирают их. Интересную книгу (книгу какую? Интересную, основа интересн, окончание ую, ж.р.,В.п.) и т.д. -С одним словосочетанием составьте предложение, запишите его. Устно учитель проверяет ответы учащихся.
- А теперь обратимся к упражнению № 278 (работа с текстом) -Прочитайте текст. - О чем этот текст? (о приходе зимы, наступлении холодов и т.д.) - Озаглавьте текст (пришла зима, наступление зимы) - Давайте запишем предложение:
Из соседней рощицы хруст доносится – мороз позвонки деревьям пересчитывает. - Найдите словосочетание в переносном значении? (позвонки пересчитывает) - Почему автор использует такие прилагательные? (для усиления ощущений) - Давайте выполним синтаксический разбор предложения. - Из рощицы, какой? (Соседней) - Каким членом предложения является слово соседней? (определением) - Какой частью речи выражено определение? (прилагательным) - Почему в слове соседней окончание ей? (основа заканчивается на мягкий согласный) - Поставьте это словосочетание в В.п. (вижу какую? Соседнюю рощицу) - Какое окончание у этого прилагательного, почему? (юю, потому что основа заканчивается на мягкий согласный) - Есть ещё в этом тексте прилагательные, основа которых заканчивается на мягкий согласный? (нет) - Теперь устно найдём словосочетания с прилагательными, которые заканчиваются на твёрдый согласный. Серебряную цепочку, вода чистая, вода вкусная. - Назовите основу, окончание, определите род, падеж в этих словосочетаниях.
| Работа с учебником. Фронтальная проверка.
Работа в тетради. Индивидуальная проверка.
Ученик выразительно читает текст.
Ученик разбирает предложение у доски.
Ученики по очереди разбирают словосочетания у доски и в тетради.
| Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умение осознанно и правильно строить высказывания -решение примеров и задач, построение логической цепи рассуждения Предметные УУД: - усвоение алгоритма деления многозначных чисел и умение применять его на практике Коммуникативные УУД: -умение давать полные ответы на вопросы учителя |
8. | Самостоятельная работа Цель: создание условий дл снятия утомляемости учащихся, их релаксации
| - А сейчас вы самостоятельно выполните упражнение в тетради № 280. - Прочитайте задание. Что нужно сделать? (списать текст, поставить вопрос к прилагательным, выделить основу, окончание, определить род, падеж, подчеркнуть прилагательное).
| Ученики самостоятельно выполняют упражнение. Учитель следит за выполнением задания.
| Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: -самоопределение |
9 | Итог урока
| Молодцы. Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Оценки за урок. - Какую тему вы походили сегодня на уроке? (Склонение прилагательных женского рода в единственном числе) - Как определить род, падеж и число у прилагательных ? (по существительному и по вопросу. Задать вопрос от существительного к прилагательному).
|
Учащиеся решают задачу в тетради. Выполняют чертёж к задаче, пишут решение. С помощью учителя. Фронтальная и индивидуальная проверка. Один ученик решает задачу у доски. | Регулятивные УУД: Оценка, самооценка собственной деятельности на уроке. |
10. | Домашнее задание Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | - Открываем дневники, записываем домашнее задание. Доделать упражнение № 280. Завтра я соберу у вас тетради и поставлю оценки за домашнюю работу.
| Учащиеся пишут задание в дневнике |
|
11 |
Рефлексия Цель: Создание условий для рефлексии. |
У вас на столе лежат карточки с тремя геометрическими фигурами. Если: 1. Вам было интересно и почти все получилось, то поднимите красный круг. 2. Урок вам понравился, но вы допускали ошибки, то поднимите зеленый квадрат. 3. Вам было некомфортно, остались вопросы, поднимите синий треугольник.
| Оценка себя и выбор геометрической фигуры |
|