Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Склонения имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Склонения имён прилагательных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе
по теме «Склонения имён прилагательных»
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе”.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) тренировка умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных
Формы работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- групповая
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Готовы? Садитесь.
Прочитайте пожелание на сегодняшний урок и в целом на весь день:
«С хорошим настроением принимайся за работу»
Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать?
И мы сейчас с вами настроимся на работу.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне, а я вам.
Откройте тетрадочки, запишите сегодняшнее число.
-Решите анаграмму.
прссомияеф
(профессия).
-Ребята запомните, это словарное слово.(Вешаю табличку на доску)
Много разных профессий есть на земле. А кем вы хотите стать в будущем?
– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с одной из профессий, а с какой вы узнаете, отгадав ребус.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова. (Исаева Лиза) (Вывешиваю таблички на доску)
ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
Журналист – это интересная профессия для общительных и любознательных людей. Она предполагает постоянное общение с разными людьми и участие в мероприятиях. Многие журналисты становятся известными людьми и лидерами мнений.
Итак, мы начинаем.
II. Введение в тему урока.
Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Проверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проверим домашнюю работу в виде теста.
Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
КАРТОЧКА №1
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
- Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
- Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
- Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
- С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
- Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
-Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам, родам и числам)
-Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).
III. Этап формулировки темы и целей урока.
Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.
Используя опорную запись, поставьте цели урока.(Карточка на доске)
- Закрепить………
- Упражняться……….
- Задуматься ……..
Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.
Кроме этого, будем учиться в ходе урока быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.
IV. Словарно-орфографическая минутка.
Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)
КАРТОЧКА №2
(Инт.ресный, п.йзаж, ст.лица, пр.крас.ный, х.зяйство, медл..ный, п.года, х.роший, г.ризонт, ч.рный, ф.враль,пр.сторы.)
Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске.
На какие две группы можно разделить слова? (Дети предлагают несколько вариантов деления слов на группы). ( Имена существительные и прилагательные и др. )
Докажите.
(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Выпишите из словарных слов только имена прилагательные (имена прилагательные мужского рода). Докажите.
- Найдите общий признак у имен прилагательных. (род, окончания прилагательных мужского рода)
- Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род, 2в – женский род, выделите окончания. Проверка.
- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)
ОПОРА
М.Р. _________ ой, ый, _______________ ий
Ж.Р._________ ая, __________________яя
СР.Р.________ое, ___________________ее
V. Минутка чистописания
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:
м.р. - ж.р. – ср.р.
По щелчку появляется объект – буквы.
(ойыйий аяяя оеее)
-Устно составьте предложение с одним из словарных слов. А теперь послушайте мое предложение.
Через бескрайние просторы Башкирии протекает великая река Агидель.
-Ребята,скажите как переводится слово Агидель.
Агидель в переводе с башкирского языка означает “Белая река”.
Река Белая – одна из самых важных природных ценностей Республики Башкортостан, на ней стоят большие города, такие как Уфа, Салават и, конечно же наш любимый Белорецк.
Река Белая входит в 100 самых красивых мест нашей Республики. А 23 марта Башкортостан отметит своё 100летие.
-Давайте запишем моё предложение. (Ершова Вика у доски).
-Найдите главные члены. Подчеркните. Какие словосочетания вы можете назвать.(великая река, бескрайние просторы, просторы Башкирии)
-А мы сейчас просклоняем имя прилагательное великая. С каким существительным оно связано? (река)Какого рода?
Мулюкина Настя у доски склоняет имя прилагательное великая (река)
Проверка.
Физминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили
VI. Выборочное письмо. Работа с учебником.
– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации, внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль. Откройте учебник на странице 45, найдите упражнение 96.
-О чем текст? (Этот текст о весне, о ручьях.).
-Какое задание?(Озаглавить текст, объяснить написание выделенных окончаний, записать под диктовку)
–Я буду диктовать вам предложения, вы найдете словосочетание прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите где нужно род, падеж.
– Как правильно написать окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
– Проверка каждого словосочетания. (Ранняя,дружная весна – им. п., ж. р., окончание – -ая,-яя; по деревенским улицам – д. п., окончание – -им; бурливые,коричневые – и. п.., окончание – -ые; в огромных лужах – п. п., окончание – -ых.голубое небо-и.п.,ср.р.,окончание-ое.,с белыми облаками-т.п.,окончание –ыми, звонкие капли-и.п,окончание-ие.)
(Хажи-Алиева Шахадат.) Самопроверка.Плюс и минус.
V. Работа в парах
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый ученик имеет карточку где даны словосочетания прил+сущ. У прил. пропущено окончание, записываете слово, выделяете окончание, определяете падеж.
КАРТОЧКА № 3
1 вариант По широк..(узкой) реке | 2 вариант Северн.. (южный)ветер |
– Давайте проверим.
-Ребята подберите, пожалуйста, антонимы к словам по широкому, на крутом, чистую, северный, на горячем.
В это время у доски:
- Мехоношина Снежана – разобрать прилагательное из словосочетания на горячем песке как часть речи.
VII. Творческая работа
– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? Давайте поработаем в парах и сочиним стихотворение про нашу реку Белую, для того чтобы в будущем как журналисты опубликовать его в газете «Белорецкий рабочий» или «Урал», «Металлург».
Игра «Буриме»
-Вам даны строчки и их конец. Вам нужно придумать начало.
………………………..река
………………………..глубока.
………………………..полей
………………………..деревень.
-Послушайте моё стихотворение.
Речка, реченька, река.
Широка и глубока.
Ты течешь между полей
Городов и деревень.
Проверка сочинений.
Х. Итог урока
– Какие задания у вас вызвали интерес?
– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных.?
– Каково ваше отношение к уроку?
– С каким настроением его закончили?
– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?
XI Рефлексия.
А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листочки самооценки.
Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.
№ | Задание | Успешность |
Тест | + или- | |
Словарная работа | + или- | |
Минутка чистописания | + или - | |
Выборочное письмо.Работа с учебником | + или - | |
Работа в парах | + или - | |
Творческая работа | + или- | |
Самооценка | Оценка: |
Дополнительное задание
Самоконтроль и самооценка.
– Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончание. Вставьте его вместо точек. Какое слово получилось?
Около (оздоровительный) лагеря – ого…род.(огород)
Рассказывал о (храбрый) зайце – ом …лет.(омлет)
Катался по (крепкий) льду – ому…т.(омут)
Вернулся (раннее) утром – нал….им(налим)
– Оцените свое умение писать имена прилагательные с безударными падежными окончаниями.
XII. Домашнее задание.
УПР.1 с.50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.
Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...
Конспект урока по русскому языку:"Упражнение в определении склонения имён существительных" 4 класс. Программа "Школа России"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса без презентации....
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Склонение имён существительных»
Цель урока: познакомить обучающихся с грамматической категорией иени существительного-склонением....
конспект урока по русскому языку " Развитие умения определять склонение имён существительных"
урок проводится в 4 классе...
Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Склонение имён прилагательных"
Данный материал поможет учителю при составлении урока по данной теме....
Конспект урока по русскому языку: "Единственное и множественное число имён прилагательных", 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательно...
Конспект урока по русскому языку «Единственное и множественное число имён прилагательных» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя:формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, как...