Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Склонения имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку в 4 классе  по теме «Склонения имён прилагательных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе

по теме «Склонения имён прилагательных»

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе”.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) тренировка умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных

Формы работы:

  • фронтальная
  • самостоятельная
  • групповая

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Готовы? Садитесь.

Прочитайте пожелание на сегодняшний урок и в целом на весь день:

«С хорошим настроением принимайся за работу»

Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать?

И мы сейчас с вами настроимся на работу.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне, а я вам.

Откройте тетрадочки, запишите сегодняшнее число.

-Решите анаграмму.

прссомияеф

(профессия).

-Ребята запомните, это словарное слово.(Вешаю табличку на доску)

Много разных профессий есть на земле. А кем вы хотите стать в будущем?

– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с одной из профессий, а с какой вы узнаете, отгадав ребус.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова. (Исаева Лиза) (Вывешиваю таблички на доску)

ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

Журналист – это интересная профессия для общительных и любознательных людей. Она предполагает постоянное общение с разными людьми и участие в мероприятиях. Многие журналисты становятся известными людьми и лидерами мнений.

Итак, мы начинаем.

II. Введение в тему урока.

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Проверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проверим домашнюю работу в виде теста.

Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

КАРТОЧКА №1

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

  1. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

  1. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

  1. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

-Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам, родам и числам)

-Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).

III. Этап формулировки темы и целей урока.

Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.

Используя опорную запись, поставьте цели урока.(Карточка на доске)

  • Закрепить………
  • Упражняться……….
  • Задуматься ……..

Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.

Кроме этого, будем учиться в ходе урока быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.

IV. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)

КАРТОЧКА №2

(Инт.ресный, п.йзаж, ст.лица, пр.крас.ный, х.зяйство, медл..ный, п.года, х.роший, г.ризонт, ч.рный, ф.враль,пр.сторы.)

Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске.

На какие две группы можно разделить слова? (Дети предлагают несколько вариантов деления слов на группы). ( Имена существительные и прилагательные и др. )

Докажите.

(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

- Выпишите из словарных слов только имена прилагательные (имена прилагательные мужского рода). Докажите.

- Найдите общий признак у имен прилагательных. (род, окончания прилагательных мужского рода)

- Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род, 2в – женский род, выделите окончания. Проверка.

- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)

ОПОРА

М.Р. _________ ой, ый, _______________ ий

Ж.Р._________ ая, __________________яя

СР.Р.________ое, ___________________ее

V. Минутка чистописания

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:

м.р. - ж.р. – ср.р.

По щелчку появляется объект – буквы.

(ойыйий аяяя оеее)

-Устно составьте предложение с одним из словарных слов. А теперь послушайте мое предложение.

Через бескрайние просторы Башкирии протекает великая река Агидель.

-Ребята,скажите как переводится слово Агидель.

Агидель в переводе с башкирского языка означает “Белая река”.

Река Белая – одна из самых важных природных ценностей Республики Башкортостан, на ней стоят большие города, такие как Уфа, Салават и, конечно же наш любимый Белорецк.

Река Белая входит в 100 самых красивых мест нашей Республики. А 23 марта Башкортостан отметит своё 100летие.

-Давайте запишем моё предложение. (Ершова Вика у доски).

-Найдите главные члены. Подчеркните. Какие словосочетания вы можете назвать.(великая река, бескрайние просторы, просторы Башкирии)

-А мы сейчас просклоняем имя прилагательное великая. С каким существительным оно связано? (река)Какого рода?

Мулюкина Настя у доски склоняет имя прилагательное великая (река)

Проверка.

Физминутка

Потрудились – отдохнем,

Встанем – глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

VI. Выборочное письмо. Работа с учебником.

– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации, внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль. Откройте учебник на странице 45, найдите упражнение 96.

-О чем текст? (Этот текст о весне, о ручьях.).

-Какое задание?(Озаглавить текст, объяснить написание выделенных окончаний, записать под диктовку)

–Я буду диктовать вам предложения, вы найдете словосочетание прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите где нужно род, падеж.

– Как правильно написать окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)

– Проверка каждого словосочетания. (Ранняя,дружная весна – им. п., ж. р., окончание – -ая,-яя; по деревенским улицам – д. п., окончание – -им; бурливые,коричневые – и. п.., окончание – -ые; в огромных лужах – п. п., окончание – -ых.голубое небо-и.п.,ср.р.,окончание-ое.белыми облаками-т.п.,окончание –ыми, звонкие капли-и.п,окончание-ие.)

(Хажи-Алиева Шахадат.) Самопроверка.Плюс и минус.

V. Работа в парах

– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый ученик имеет карточку где даны словосочетания прил+сущ. У прил. пропущено окончание, записываете слово, выделяете окончание, определяете падеж.

КАРТОЧКА № 3

1 вариант

По широк..(узкой) реке
на крут.. (пологом)берегу
чист.. (грязную)воду

2 вариант

Северн.. (южный)ветер
на горяч.. (холодном)песке
без обычн.. шума

– Давайте проверим.

-Ребята подберите, пожалуйста, антонимы к словам по широкому, на крутом, чистую, северный, на горячем.

В это время у доски:

  • Мехоношина Снежана – разобрать прилагательное из словосочетания на горячем песке как часть речи.

VII. Творческая работа

– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? Давайте поработаем в парах и сочиним стихотворение про нашу реку Белую, для того чтобы в будущем как журналисты опубликовать его в газете «Белорецкий рабочий» или «Урал», «Металлург».

Игра «Буриме»

-Вам даны строчки и их конец. Вам нужно придумать начало.

………………………..река

………………………..глубока.

………………………..полей

………………………..деревень.

-Послушайте моё стихотворение.

Речка, реченька, река.

Широка и глубока.

Ты течешь между полей

Городов и деревень.

Проверка сочинений.

Х. Итог урока

– Какие задания у вас вызвали интерес?

– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных.?

– Каково ваше отношение к уроку?

– С каким настроением его закончили?

– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?

XI Рефлексия.

А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Задание

Успешность

Тест

+ или-

Словарная работа

+ или-

Минутка чистописания

+ или -

Выборочное письмо.Работа с учебником

+ или -

Работа в парах

+ или -

Творческая работа

+ или-

Самооценка

Оценка:

Дополнительное задание

Самоконтроль и самооценка.

– Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончание. Вставьте его вместо точек. Какое слово получилось?

Около (оздоровительный) лагеря – ого…род.(огород)
Рассказывал о (храбрый) зайце – ом …лет.(омлет)
Катался по (крепкий) льду – ому…т.(омут)
Вернулся (раннее) утром – нал….им(налим)

– Оцените свое умение писать имена прилагательные с безударными падежными окончаниями.

XII. Домашнее задание.

УПР.1 с.50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Склонение имён существительных»

Цель урока: познакомить обучающихся с грамматической категорией иени существительного-склонением....

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Склонение имён прилагательных"

Данный материал поможет учителю при составлении урока по данной теме....

Конспект урока по русскому языку: "Единственное и множественное число имён прилагательных", 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательно...

Конспект урока по русскому языку «Единственное и множественное число имён прилагательных» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, как...