конспект урока во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Правописание мягкого знака на конце имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание Ь после шипящих на конце существительных.

           Роли Ь в слове.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

         в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Оборудование:

карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы, проектор, компьютер, презентация, учебник русского языка для 2 класса (Н.В. Нечаева)

 

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.

Ход урока.

1.Организационный  этап. Мотивация на урок.

(Приветствие, ребята занимают свои места)

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?

- Как вы думаете, кем  сегодня мы с вами будем?

(исследователями, открывателями).

- Я желаю вам успеха в этом сложном деле.  А успешный человек – грамотный  человек.

 - Прочитайте девиз нашего урока?

- Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи!

     Объясните, пожалуйста, что значит: «ум и сердце в работу вложи?»

2. Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на буквы, запишите их.

- Что вы скажете о них? (Это буквы, обозначающие шипящие звуки.)

ж   ч   щ  ш

На какие группы мы можем их разбить? (1 группа - буквы звонких шипящих звуков: ж, 2 группа - буквы глухих шипящих согласных звуков: ч, щ, ш; 1 группа - буквы мягких звуков: ч, щ, 2 группа - буквы твердых звуков: ж, ш)

- Какие правила написания шипящих и гласных звуков мы уже знаем?

- Запишите эти сочетания на этой же строке.

- Откройте учебник – с.94, упр.188. Выпишите с данными сочетаниями слова на следующей строке. Подчеркните орфограмму.

3. Актуализация опорных знаний.

 Упражнение №186 на странице 93.

    - Прочитайте задание. Какую учебную задачу нужно выполнить?

(2 человека работают у доски)

                      М.р. (он, мой)                      Ж.р. (она, моя)

                              луч                                        мышь

                             багаж                                       речь

                             плащ                                        рожь

                             ковш                                        ночь

                             малыш                                    помощь

     - К какой части речи относятся слова?    (Имена существительные.)

     - В какой форме они стоят?  (В начальной.)

     - На какие согласные звуки заканчиваются имена существительные?

 (На шипящие.)

- Назовите их. (ж, ш, ч, щ)

- Чем отличаются слова в столбиках?

- Прочитайте первую строчку упр.186. Действительно, сюрпризы ь продолжаются.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце  имён существительных после шипящих.  

-Чему вы должны сегодня научиться? (Мы  должны научиться писать  слова с шипящим на конце).

                  Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих!

   4.  Работа по теме урока.

Упр. 188, с.94

- Выпишите только существительные с ь на конце после шипящих. Определите род.

(по одному человеку у доски)

- Подчеркните ь в словах и род этих слов. Что вы заметили?

Прочитайте правило на с.94 учебника. Мы были правы?

- Сюрпризы от ь продолжаются, и я вам предлагаю для заучивания это правило в стихотворной форме. Послушайте его.

         Чтобы знать, как писать,                            Если род мужской у слова -

          Надо род определять.                                Нет там знака никакого!

          Если женский род, то надо                       И тогда пиши: калач,

          Мягкий знак употреблять.                        Врач, малыш, гараж и грач!

- А что ещё нового вы узнали из правила в учебнике?

Правильно: ь выполняет ещё одну роль – указывает на грамматическую форму слова, т.е. форму рода.

Физминутка  (звучит музыка)

Потрудились – отдохнём,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце. Если назову существительное женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова:  ёж, дичь, печь, пень, мышь, кирпич, тишь, сталь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

- Для удобства наших действий при написании существительных с шипящей на конце я предлагаю составить алгоритм

                             

                              1. Определяю часть речи.

                              2. Если это существительное с шипящим на конце,                                                                                                                 определяю род.

                             3. Если существительное женского рода, то ь пишу.

                             4. Если существительное мужского рода, то ь не пишу.    

   5. Первичное закрепление.

 Работа по алгоритму.

Упражнение в написании существительных с шипящими на конце.

 Учитель читает загадки, дети записывают отгадки в тетрадь, пользуясь памяткой-алгоритмом.

        Письмо с комментированием.

 -Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, подчеркните Ь.  

• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

• Футбольное соревнование (Матч)

• Середина ночи. (Полночь)

• Маленький ребёнок (Малыш)

• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

• Мелкие деньги. (Мелочь)

• Без него не откроешь замок (Ключ)

• Его надевают в дождь (Плащ)

• Добыча охотника. (Дичь)

• Тихая безветренная погода. (Тишь)

9. Самостоятельная работа.

1 группа

- Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен.

- Попробуйте догадаться, где нужно поставить "ь".

1. Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?).

2. Лусый морош(?) увертал чуленую велоч(?).

2 группа

- Распределите слова в три столбика. Сгруппируйте слова по общему признаку употребления ь знака.

       Дарья, мелочь,  кольцо,   варенье, помощь,   голубь,   здоровье, дочь,  письмо,   бельё,   смельчак, ночь, шалунья,  снегирь, рожь.

(слова развешены по кабинету)

10. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

 На выбор - разноуровневые задания.

Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Белая  карточка - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение работ).

- Вспомнить, какая учебная задача стояла перед каждой группой.

- Проверять будем одновременно.

Ответы на доске: врач, товарищ, ночь, сторож, силач.

- Что вы заметили? Хотя вы выполняли разные задания, ответы получились одинаковые.

- Оцените себя на карточках.

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

 Защита работы в группах.

Тест (педдиагностика)

- Выписать букву правильного варианта ответа.

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова;

в) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

а) между двумя согласными;

б) между согласной и гласной в корне слова;

в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

После самостоятельной работы учитель открывает доску с правильными ответами. Взаимопроверка и взаимооценивание на полях.  

   

11. Итог урока.

      - Вспомните, какова цель нашего урока? Как вы считаете, мы её достигли?

- Какое открытие мы сегодня сделали?

- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

12. Рефлексия.

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

13.  Домашнее задание будет по выбору. Послушайте внимательно.

      1. Можете сами составить аналогичный текст - древнюю рукопись.

      2. Придумать рассказ с употреблением слов на изучаемую орфограмму.

      3. Нарисовать рисунок, где есть предметы на изучаемую орфограмму.

(На следующем уроке проведем по рисункам словарный диктант).

- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило–алгоритм работы.

- Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...