конспект урока во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Правописание мягкого знака на конце имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание Ь после шипящих на конце существительных.
Роли Ь в слове.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Оборудование:
карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы, проектор, компьютер, презентация, учебник русского языка для 2 класса (Н.В. Нечаева)
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.
Ход урока.
1.Организационный этап. Мотивация на урок.
(Приветствие, ребята занимают свои места)
Учитель проверяет готовность класса к уроку.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?
- Как вы думаете, кем сегодня мы с вами будем?
(исследователями, открывателями).
- Я желаю вам успеха в этом сложном деле. А успешный человек – грамотный человек.
- Прочитайте девиз нашего урока?
- Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи!
Объясните, пожалуйста, что значит: «ум и сердце в работу вложи?»
2. Минутка чистописания.
- Посмотрите внимательно на буквы, запишите их.
- Что вы скажете о них? (Это буквы, обозначающие шипящие звуки.)
ж ч щ ш
На какие группы мы можем их разбить? (1 группа - буквы звонких шипящих звуков: ж, 2 группа - буквы глухих шипящих согласных звуков: ч, щ, ш; 1 группа - буквы мягких звуков: ч, щ, 2 группа - буквы твердых звуков: ж, ш)
- Какие правила написания шипящих и гласных звуков мы уже знаем?
- Запишите эти сочетания на этой же строке.
- Откройте учебник – с.94, упр.188. Выпишите с данными сочетаниями слова на следующей строке. Подчеркните орфограмму.
3. Актуализация опорных знаний.
Упражнение №186 на странице 93.
- Прочитайте задание. Какую учебную задачу нужно выполнить?
(2 человека работают у доски)
М.р. (он, мой) Ж.р. (она, моя)
луч мышь
багаж речь
плащ рожь
ковш ночь
малыш помощь
- К какой части речи относятся слова? (Имена существительные.)
- В какой форме они стоят? (В начальной.)
- На какие согласные звуки заканчиваются имена существительные?
(На шипящие.)
- Назовите их. (ж, ш, ч, щ)
- Чем отличаются слова в столбиках?
- Прочитайте первую строчку упр.186. Действительно, сюрпризы ь продолжаются.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих.
-Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться писать слова с шипящим на конце).
Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих!
4. Работа по теме урока.
Упр. 188, с.94
- Выпишите только существительные с ь на конце после шипящих. Определите род.
(по одному человеку у доски)
- Подчеркните ь в словах и род этих слов. Что вы заметили?
Прочитайте правило на с.94 учебника. Мы были правы?
- Сюрпризы от ь продолжаются, и я вам предлагаю для заучивания это правило в стихотворной форме. Послушайте его.
Чтобы знать, как писать, Если род мужской у слова -
Надо род определять. Нет там знака никакого!
Если женский род, то надо И тогда пиши: калач,
Мягкий знак употреблять. Врач, малыш, гараж и грач!
- А что ещё нового вы узнали из правила в учебнике?
Правильно: ь выполняет ещё одну роль – указывает на грамматическую форму слова, т.е. форму рода.
Физминутка (звучит музыка)
Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце. Если назову существительное женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
Слова: ёж, дичь, печь, пень, мышь, кирпич, тишь, сталь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
- Для удобства наших действий при написании существительных с шипящей на конце я предлагаю составить алгоритм
1. Определяю часть речи.
2. Если это существительное с шипящим на конце, определяю род.
3. Если существительное женского рода, то ь пишу.
4. Если существительное мужского рода, то ь не пишу.
5. Первичное закрепление.
Работа по алгоритму.
Упражнение в написании существительных с шипящими на конце.
Учитель читает загадки, дети записывают отгадки в тетрадь, пользуясь памяткой-алгоритмом.
Письмо с комментированием.
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, подчеркните Ь.
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Середина ночи. (Полночь)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
9. Самостоятельная работа.
1 группа
- Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен.
- Попробуйте догадаться, где нужно поставить "ь".
1. Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?).
2. Лусый морош(?) увертал чуленую велоч(?).
2 группа
- Распределите слова в три столбика. Сгруппируйте слова по общему признаку употребления ь знака.
Дарья, мелочь, кольцо, варенье, помощь, голубь, здоровье, дочь, письмо, бельё, смельчак, ночь, шалунья, снегирь, рожь.
(слова развешены по кабинету)
10. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
На выбор - разноуровневые задания.
Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Белая карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
(Выполнение работ).
- Вспомнить, какая учебная задача стояла перед каждой группой.
- Проверять будем одновременно.
Ответы на доске: врач, товарищ, ночь, сторож, силач.
- Что вы заметили? Хотя вы выполняли разные задания, ответы получились одинаковые.
- Оцените себя на карточках.
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
Защита работы в группах.
Тест (педдиагностика)
- Выписать букву правильного варианта ответа.
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова;
в) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
а) между двумя согласными;
б) между согласной и гласной в корне слова;
в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется мягкий знак;
б) пишется мягкий знак.
6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
После самостоятельной работы учитель открывает доску с правильными ответами. Взаимопроверка и взаимооценивание на полях.
11. Итог урока.
- Вспомните, какова цель нашего урока? Как вы считаете, мы её достигли?
- Какое открытие мы сегодня сделали?
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
12. Рефлексия.
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
13. Домашнее задание будет по выбору. Послушайте внимательно.
1. Можете сами составить аналогичный текст - древнюю рукопись.
2. Придумать рассказ с употреблением слов на изучаемую орфограмму.
3. Нарисовать рисунок, где есть предметы на изучаемую орфограмму.
(На следующем уроке проведем по рисункам словарный диктант).
- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило–алгоритм работы.
- Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...