УРОК Русский язык 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
тема "Морфолоический разбор глагола" по программе "XXI век", но можно работать и по любой другой программе. В уроке используется интерактивная доска, но если её нет, тоже можно обойтись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_kopiya.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергеева Е.В., учитель начальных классов, ГБОУ гимназия № 586
ВО района г.Санкт-Петербурга
Урок по программе "Школа ХХI века", русский язык, 4 класс.
Учебник:"Русский язык. 4 класс" Иванов С.В. "Вентана - Граф" 2012 г.
Тема: Морфологический разбор глагола.
Цель изучения темы:
Учащиеся овладеют способностью использовать знания и умения в практической деятельности при выполнении упражнений и написания сочинения на основе:
- представления о морфологических признаках глагола
- понимания взаимосвязи морфологических признаков
- обобщения знаний о глаголе
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Личностный:
- осознавать необходимость в освоении темы
- проявлять творчество при выполнении заданий
- осознавать успешность своей деятельности
Метапредметный:
Познавательные умения:
- структурировать информацию
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства
- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием
- извлекать информацию в соответствии с целью
- создавать творческий продукт
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью
- выполнят взаимопроверку и самопроверку учебного задания
- оценивать собственные возможности при выполнении задания
Коммуникативные умения:
- работать в ППС и ПСС, в группах
- внимательно слушать и слышать партнера
- корректно взаимодействовать с другими людьми
- участвовать в диалоге
Предметный (умения):
- распределять глаголы на группы по заданному признаку
- понять смысл постоянных и непостоянных признаков глвгола
- обобщить знания о глаголах и научиться делать морфологический разбор.
1. орг.момент
Запись числа.
Давайте немножко вспомним "вчерашний день".
Слова из словаря. Интерактивная доска (в рисунках "зашифрованы слова из словаря): дети смотрят, узнают слово записывают, подчеркивают или выделяют маркером букву, которую надо запомнить.
Придумайте и запишите с данными словами два словосочетания со связью "управление". Прочитайте и устно докажите, что это связь "управление".
(главное слово глагол, глагол изменяется, а зависимое слово остается в той же форме)
2. Откройте учебник, урок 85, посмотрите тему и скажите, чем мы будем заниматься сегодня?
(морфологический разбор глагола)
- Какова цель урока, чему должны научиться?
- Что значит выполнить морфологический разбор?
(рассказать о слове, как о части речи все, что знаем)
- Т.е. можно сказать, что мы должны сегодня обобщить наши знания о глаголе?
3. Прочитайте порядок морфологического разбора.
- Первый пункт, что необходимо уметь делать?
(ставить глагол в начальную форму)
- Вспомним начальную форму глагола.
- Но кто это?...
(заходит что-то неопределенное и рассказывает о себе)
- Здравствуйте, кто Вы?
- ТЬ!
- Что Вы сказали?
- ТЬ! это мой любимый суффикс. Правда иногда он может быть ЧЬ ил ТИ.
- Я Инфинитив - великий отшельник.
Начальной формой быть приятно
Начало лучше, чем конец.
Инфинитив - звучит занятно.
Я вам открылся наконец.
У меня нет окончания, окончание - звучит очень грустно.
У меня нет лица и рода я не имею, зато бывает два вида. Я отвечаю только на два вопроса "-Что делать? и -Что сделать?", на другие не отвечу. Я не умею считать, совсем не умею, даже до одного. И со временем я не дружу, не люблю часы. Настоящее, прошедшее, будущее - не хочу этого знать!
Вот Вам три вопроса, попробуйте ответить на них, а мне пора... (уходит).
- Давайте попробуем ответить на вопросы.
1) Почему начальная форма глагола, которую разные учёные называют инфинитивом, не хотела знать , который час?
2) Почему инфинитив носит маску?
3) Почему у него есть ещё одно название - неопределённая форма глагола?
4) Задача: формы глаголов разбрелись и заблудились. распределите их на две группы и назовите начальную форму каждой группы: (слова на интерактивной доске)
Двое работают у доски, остальные за партами с листочками, потом сверяют работу
подмигну, подмигни, подмигнула, подмигнули, подмигнёте, подмигнёшь - подмигнуть
будем подмигивать, подмигивал, подмигиваешь, буду подмигивать, подмигиваю, подмигиваете, подмигивала - подмигивать
(слова на доске разбросаны, их надо распределить по столбикам, начальную форму записать на доске. Те, кто работал на листочках - записывают на листочке)
- Чем отличаются эти глаголы?
Вид - это признак
4. Поработайте в группах, выберите все признаки глаголов. Не ошибитесь, здесь собраны признаки и других частей речи. (спряжение, наклонение, вид, время, склонение, число, качественное относительное или притяжательное, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, падеж, род, лицо, прошедшее, настоящее, будущее) В конце работы на магнитной доске появляется столбик признаков глагола.
5. На интерактивной доске появился рисунок со словами.
- Чтобы отправиться в путешествие, нужно пройти по глаголам несовершенного вида... (у детей на парте тоже распечатано)
(когда задание выполнено, появляется на и/а доске другой рисунок со словами)
6.- Глаголы кувыркались и прыгали на зелёной травке и потеряли свои окончания. Помогите им. (Двое у доски, остальные за партами на распечатках дописывают окончания)
- Отчего зависит окончание глагола?
Скажу вам по секрету это всё глаголы в форме 2-лица ед.ч., но они разного спряжения.
...
Сделайте вывод: вид и спряжение глагол может менять? (нет)
Значит это постоянные признаки.
7. (на и/а доске новый рисунок)
- Но, куда мы попали?
(в прошлое)
Глагол "путешествовать" принял разные формы прошедшего времени. Что это за формы, как он изменился? (по родам)
- Но почему у глаголов совсем не видно лиц, они спрятаны?
(говорит "доска")
"Дело в том, что каждый глагол имеет машину времени и может летать куда пожелает. Захочется глаголу показать лицо, он отправляется в настоящее или будущее, захочется иметь род - отправляйся в прошедшее."
- Давайте сделаем вывод: Время - признак непостоянный, в прошедшем можно определить род, в настоящем и будущем - лицо. - А число? (число тоже признак непостоянный определяется в любом времени)
Был бы урок наш бесконечным, мы бы продолжили путешествие. Но это невозможно. Так пусть учебник будет нашим помощником. Давайте попросим его: "Учебник, будь нашим помощником". (глаголы появляются на доске по щелчку, пока я буду говорить)
Скажите, что сейчас произошло с глаголом "быть"?
(на доске : был бы, будет, будь) - изменялось наклонение. Значит наклонение тоже непостоянный признак.
8. На магнитной доске появилась помощь-подсказка для выполнения 3 и 4 пунктов морфологического разбора.
Давайте попробуем делать сам разбор, главную задачу нашего урока. На с.50 выполнен морфологический разбор глаголов. Проверьте все ли правильно, если есть ошибки, устно исправьте их. Поработайте в парах, когда будете готовы, покажите.
(исправляем ошибки)
9. Прочитайте задание и посмотрите на образец упр.1.
Чего не хватает для полного морфологического разбора? (нач.формы, спряжения)
Выполним упр. - прочитать
- подчеркнуть выделенные глаголы, как члены предложения
- сделать морфологический разбор выделенных глаголов.
уснул (вместе с доской) - уснуть, сов.вид, 1 спр., изъяв.накл.,...
раскололо (в паре, одну пару проверяю я. другие - помощники) -
замирает и висят - по вариантам с взаимопроверкой. двое самостоятельно у доски.
10. РЕФЛЕКСИЯ.
Кому не понятно как делать морфологический разбор глагола или вызывает трудность выполнение разбора?
Где можно посмотреть, если забыли как делать разбор? (с.48-49)
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал...
На уроке мне понравилось... или не понравилось...
11. Д/З - учебник с.50-51 упр.3 по заданию, но можно выполнить более творческое задание - небольшое сочинение о сегодняшнем уроке и разбор одного глагола из вашего сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...