Урок русского языка "Сложные слова" урок-ОНЗ 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Грицаенко Юлия Александровна

Тема урока: «Сложные слова». Тип урока: урок «открытие нового знания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_slozhnye_slova_3_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык

Учитель: Грицаенко Ю.А.

Класс: 3

Тема: «Сложные слова»

Тип урока: урок «открытие нового знания»

Цели:  

  1. познакомить с образованием сложных слов;
  2. познакомить с новой орфограммой – соединительной гласной;
  3. научить выделять корни в сложных словах;
  4. повторить правописание слов с непроверяемыми безударными гласными;
  5. обогащать словарный запас учащихся;
  6. развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация.

Ход урока:

Название этапа

Содержание

Примеч.

I. Орг. момент

Цели: создание положительного самоопределения на уроке.

Средства: беседа (добрые пожелания).

Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение.

Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки.

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку   («пять»)

II. Актуализация

Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков необходимых и достаточных для «открытия нового знания»

Средства: фронтальная беседа,

мыслительная гимнастика

Результат: готовность учащихся к «открытию нового знания»

  1. Чистописание.

сн..жок   х…лодный   з…леный   п…см…треть

  • Прочитайте слова (……)
  • Какие буквы надо вставить? Свой ответ поясните. (Снежок – орфограмма безуд. гласный в корне слова, проверочное слово снег, вставляю букву е).
  • Найдите лишнее слово. (Посмотреть – слово с приставкой)
  • На минутке чистописания будем писать букву, которая обозначает безударный гласный в корне такого имени прилагательного, в основу которого входит корень и суффикс. (Гласная буква о в корне прилагательного «холодный»,  основа «холодн» состоит из корня «холод» и суффикса «н»).

 Оо – открываю.

    От одних слов толку мало.

-Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Объясните значение пословицы. (Надо не только говорить, но и дело делать).

-Какое соединение у  строчной буквы

о с буквами д и в? (Верхнее).

-Какое соединение у  строчной буквы

о с буквой л? (Нижнее).

-Прочитаем пословицу по слогам. Спишите в тетрадь.

  1. Работа со словарными словами.
  • А теперь пришла пора

      Писать словарные   (слова).

  • Словарь. Под диктовку записываем только гласные буквы. Два ученика работают на обратной стороне доски.

Проверка по эталону. (гОрЯчИй, вАсИлЁк, дОрОгА, кОстЁр, АвтОр, вЕздЕ, вОстОк, кАкАО, кАпИтАн, кОрзИнА, жЁлтЫй)

  • Подберите однокоренные слова к имени прилагательному, в котором ударение падает на первый слог.  (Желтеть, желтенький, желток…)
  • Как образовалось слово желтенький? (От основы слова желтый суффиксальным способом, при помощи суффикса –еньк).

- Какие еще способы образования слов знаете? (Приставочный, приставочно-суффиксальный).

Повторение правописания слов с безуд. гласными

Развитие мыслительных операций

Обогащение словарного запаса учащихся

Повторение правописания  слов с непроверяемыми безударными гласными

Подбираем однокоренные слова

Повторение словообразования

III. Постановка учебной проблемы

Цель: постановка учебной проблемы

Средства: побуждающий к проблеме диалог, создание проблемной ситуации

Результат: учебная проблема как вопрос

    Морозный, покраснел, зимушка, лесопарк.

-Прочитайте слова. Спишите, выделите корни. (Работают самостоятельно в тетрадях).

-Проверяем. Выделим корни в словах, записанных на доске. (Учитель у доски, все проверяют светофором).

(В слове лесопарк несколько вариантов выделения корней, все записать на доске)

     -Все согласны?

-Сколько мнений в классе?

-Какой возникает вопрос? (Кто прав? Сколько корней в этом слове?) 

Разные мнения вызывают удивление, возникает проблемная ситуация.

Побуждение к осознанию противоречия (2 мнения).

Учебная проблема как вопрос.

III. Открытие нового знания

Цель: открытие нового знания

Средства: подводящий к решению диалог

Результат: понимание нового знания

-Попробуем найти ответ на ваш вопрос.

-Что надо сделать, чтобы выделить корень? (Знать лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова)

-Объясните значение слова лесопарк. (Объяснения детей)

-Вот какое объяснение дает «Толковый словарь»…

-Итак, лесопарк это парк в лесу.

- Объясните значение слова парк. (Объяснения детей)

-Вот какое объяснение дает «Толковый словарь»…

-Подберите однокоренные слова к слову парк (парковый, припарковаться…)

-Подберите однокоренные слова к слову лес (лесной, лесничий …)

-Так сколько же корней в слове лесопарк? Кто оказался прав?  (Два корня)

-Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. (Сложные слова – слова с двумя корнями)

-Назовите тему урока. (Сложные слова)

Открываю тему на доске.

-Сегодня на уроке мы будем работать со сложными словами.

-Прочитаем слова на карточке. Они записаны под цифрой I.

снегопад               камнепад

садовод                птицелов

лесоруб                пылесос

-Объясним, что они обозначают. Выделим корни. (Посмотреть по толковому словарю)

-Как называются эти слова? (Это сложные слова)

-Какие способы образования слов вы знаете? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный)

-Как образуются сложные слова?  Ваши предположения.  (Согласны? Как проверить?)

-Рассмотрим, как образовалось сложное слово пылесос.  Запишите это слово в тетрадь. Что оно обозначает? (Аппарат, который сосет пыль).

-Запишем это – пыль сосет. Выделим основы этих слов. (пыль +сос)

-Кто может ответить на наш вопрос, как образовалось слово пылесос? (сложением двух основ)

-Итак, как образуются сложные слова?

-Вернемся к словам, записанным на карточке.

-Понаблюдаем, какие гласные соединяют две основы в сложных словах. (В первом столбике гласная о, во втором – е)

-Подчеркни эти гласные зеленым цветом.

-Гласные буквы о и е в сложных словах – это орфограммы.  Они соединяют две основы. Как вы думаете, как называются эти гласные? (Соединительные)

Обогащение словарного запаса учащихся

См. Приложение1

См. Приложение2

Обогащение словарного запаса учащихся

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

V. Первичное закрепление

Цель: вербальное фиксирование нового знания

Средства: языковые, символические

Результат: структурное оформление новой информации (правило, опорный конспект)

-Итак, что нового мы узнали? (Слова, состоящие из двух корней называются сложными; они образуются сложением двух основ, между которыми пишется соединительная гласная о или е)

-Прочитаем правило в учебнике на стр.92. Совпали наши выводы с правилом из учебника?

-Выполним устно упражнение 173.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(Товарищи-командиры)

-Придумаем схему сложного слова и запишем ее в тетрадь с опорными конспектами. Откройте эти тетради, запишите тему нашего урока.

-Ваши предложения по схеме сложного слова.

    ………о\е………

-Попробуем записать сложные слова в два столбика. Как вы думаете, по какому признаку будем разбивать сложные слова? (В первый столбик слова с соединительной гласной о, во второй – с е).

-Обозначим название столбиков.

о         е

-Я буду  диктовать предложения, вы должны заменить их одним словом. Выделим корни и основы, подчеркнем соединит. гласную.

  1. Аппарат, который сам летает по воздуху. (Самолет)
  2. Человек, который идет пешком. (Пешеход)
  3. Поток воды, который падает с большой высоты. (Водопад)
  4. Ферма, на которой выращивают птиц. (Птицеферма) 
  5. Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня. (Бронежилет)
  6. Осеннее явление природы, когда деревья сбрасывают листья. (Листопад)

самолет           пешеход

водопад           птицеферма

листопад        бронежилет

Формулирование нового знания

Создание  опорного сигнала

Развитие мыслительных операций

Обогащение словарного запаса учащихся

VI. Самостоятельная. Работа с самопроверкой

Цель: демонстрация самому ученику фиксацию нового знания в его сознании

Средства: самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка

Результат: индивидуальная рефлексия, адекватная самооценка

-Прочитайте второе задание на карточке. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Спишите только те предложения,  в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корни  и  подчеркните соединительную гласную.

-Работы некоторых ребят возьму на проверку. Двое работают на закрытых досках (записывают № предложения, в котором есть сложное слово и выписывают сложные слова).

Проверяем по эталону (№ предложения и сложное слово). Самооценка.

Обращаем внимание на наличие суффиксов в сложных словах.

Разноуровневые задания.

Развитие умения находить сложные слова, повторение правописания орфограмм (безуд. гл., соединит. гласная),

VII. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание собственной познавательной деятельности

Средства: беседа

Результат: анализ собственной познавательной деятельности и ее результативности

-С какими словами сегодня познакомились? (Со сложными словами)

-Какие слова называются сложными? (Слова, состоящие из двух корней)

-Как образуются сложные слова? (Сложением основ)

-Какие гласные соединяют основы сложных слов? (Соединительные гласные о и е)

-Приведите примеры сложных слов.

-Заканчивая урок, хочу прочитать стихотворение, которое поможет вам запомнить, что такое сложные слова.

 Если сложишь две  основы,

 То получишь сложное слово.

-Попробуйте повторить. Желающие могут написать свое стихотворение по новой теме.

-Дома выполняете упражнение 172. Прочитайте задание. Первое задание – письменно, второе – устно. Есть ли вопросы по домашней работе? Спасибо за урок!

Повторение пройденного материала

Создание художественного образа

Домашнее задание с объяснением учителя.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Толковый словарь Ожегова

Лесопарк – пригородный лес используемый как парк.

Лес – 1. Множество деревьев, растущих на большом пространстве.

  1. Срубленные деревья как строительный материал.

Парк – большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками и т.п.

Парк – 1. Передвижной склад для снабжения армии;

  1. Место стоянки и ремонта передвижного состава (трамвайный парк);
  2.    Совокупность транспортных средств, подвижной состав,

а также вообще совокупность машин, механизмов (автомобильный парк)

Омонимы – однозвучные, но разные значения.

Снегопад – выпадение снега.

Садовод – специалист по садоводству, занимающийся разведением садов.

Лесоруб – рабочий, занимающийся рубкой леса.

Камнепад – разновидность обвала,  свободное падение каменных обломков.

Птицелов – человек, занимающийся ловлей птиц (преимущественно певчих).

Птицеферма – предприятие, занимающееся разведением домашней птицы.

Пылесос – аппарат для очистки от пыли помещений, мебели.

Пешеход – человек, который идет пешком.

Самолёт – летательный аппарат, тяжелее воздуха, аэроплан.

Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.

Листопад – опадание  листьев осенью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  (Карточки с разноуровневыми заданиями).

I.           снегопад               камнепад

            садовод                птицелов

            лесоруб                пылесос 

II.   Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Спишите только те предложения,  в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корень и  подчеркните соединительную гласную.

        1.   В  музее  Вооруженных  сил  мы   п…см…трели   на  настоящий            пул…мет.

         2.   Д…леко  в  л…су  ст…ит  д…р…вушка.

    3.   Летом  по  б…регам   р..ки   з…л…неют  бел…ствольные       б…рё…ки.  

   4.    После   д…ждя   мы   увидели   разн…цветную   радугу.

I.        снегопад               камнепад

          садовод                птицелов

                      лесоруб                пылесос

  1. II. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Спишите только те предложения,  в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корень и  подчеркните соединительную гласную.

         1.   В  русском  языке  слово  сам…лет  по…вилось   очень  д…вно.

                    2.   Пож…лтели  и  осыпались   листья  в  б…рёзовой   а…лее.

                    3.   На   б…регу   р…ки  с…дят  рыб…ловы.

                    4.   В   нашем   с...ду   з…мой   по…вились  красивые   красн…грудые   снегири.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")

Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...