Урок русского языка "Сложные слова" урок-ОНЗ 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока: «Сложные слова». Тип урока: урок «открытие нового знания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_slozhnye_slova_3_klass.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык
Учитель: Грицаенко Ю.А.
Класс: 3
Тема: «Сложные слова»
Тип урока: урок «открытие нового знания»
Цели:
- познакомить с образованием сложных слов;
- познакомить с новой орфограммой – соединительной гласной;
- научить выделять корни в сложных словах;
- повторить правописание слов с непроверяемыми безударными гласными;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация.
Ход урока:
Название этапа | Содержание | Примеч. |
I. Орг. момент Цели: создание положительного самоопределения на уроке. Средства: беседа (добрые пожелания). Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение. | Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки. -Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку («пять») | |
II. Актуализация Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков необходимых и достаточных для «открытия нового знания» Средства: фронтальная беседа, мыслительная гимнастика Результат: готовность учащихся к «открытию нового знания» |
сн..жок х…лодный з…леный п…см…треть
Оо – открываю. От одних слов толку мало. -Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Объясните значение пословицы. (Надо не только говорить, но и дело делать). -Какое соединение у строчной буквы о с буквами д и в? (Верхнее). -Какое соединение у строчной буквы о с буквой л? (Нижнее). -Прочитаем пословицу по слогам. Спишите в тетрадь.
Писать словарные (слова).
Проверка по эталону. (гОрЯчИй, вАсИлЁк, дОрОгА, кОстЁр, АвтОр, вЕздЕ, вОстОк, кАкАО, кАпИтАн, кОрзИнА, жЁлтЫй)
- Какие еще способы образования слов знаете? (Приставочный, приставочно-суффиксальный). | Повторение правописания слов с безуд. гласными Развитие мыслительных операций Обогащение словарного запаса учащихся Повторение правописания слов с непроверяемыми безударными гласными Подбираем однокоренные слова Повторение словообразования |
III. Постановка учебной проблемы Цель: постановка учебной проблемы Средства: побуждающий к проблеме диалог, создание проблемной ситуации Результат: учебная проблема как вопрос | Морозный, покраснел, зимушка, лесопарк. -Прочитайте слова. Спишите, выделите корни. (Работают самостоятельно в тетрадях). -Проверяем. Выделим корни в словах, записанных на доске. (Учитель у доски, все проверяют светофором). (В слове лесопарк несколько вариантов выделения корней, все записать на доске) -Все согласны? -Сколько мнений в классе? -Какой возникает вопрос? (Кто прав? Сколько корней в этом слове?) | Разные мнения вызывают удивление, возникает проблемная ситуация. Побуждение к осознанию противоречия (2 мнения). Учебная проблема как вопрос. |
III. Открытие нового знания Цель: открытие нового знания Средства: подводящий к решению диалог Результат: понимание нового знания | -Попробуем найти ответ на ваш вопрос. -Что надо сделать, чтобы выделить корень? (Знать лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова) -Объясните значение слова лесопарк. (Объяснения детей) -Вот какое объяснение дает «Толковый словарь»… -Итак, лесопарк это парк в лесу. - Объясните значение слова парк. (Объяснения детей) -Вот какое объяснение дает «Толковый словарь»… -Подберите однокоренные слова к слову парк (парковый, припарковаться…) -Подберите однокоренные слова к слову лес (лесной, лесничий …) -Так сколько же корней в слове лесопарк? Кто оказался прав? (Два корня) -Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. (Сложные слова – слова с двумя корнями) -Назовите тему урока. (Сложные слова) Открываю тему на доске. -Сегодня на уроке мы будем работать со сложными словами. -Прочитаем слова на карточке. Они записаны под цифрой I. снегопад камнепад садовод птицелов лесоруб пылесос -Объясним, что они обозначают. Выделим корни. (Посмотреть по толковому словарю) -Как называются эти слова? (Это сложные слова) -Какие способы образования слов вы знаете? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный) -Как образуются сложные слова? Ваши предположения. (Согласны? Как проверить?) -Рассмотрим, как образовалось сложное слово пылесос. Запишите это слово в тетрадь. Что оно обозначает? (Аппарат, который сосет пыль). -Запишем это – пыль сосет. Выделим основы этих слов. (пыль +сос) -Кто может ответить на наш вопрос, как образовалось слово пылесос? (сложением двух основ) -Итак, как образуются сложные слова? -Вернемся к словам, записанным на карточке. -Понаблюдаем, какие гласные соединяют две основы в сложных словах. (В первом столбике гласная о, во втором – е) -Подчеркни эти гласные зеленым цветом. -Гласные буквы о и е в сложных словах – это орфограммы. Они соединяют две основы. Как вы думаете, как называются эти гласные? (Соединительные) | Обогащение словарного запаса учащихся См. Приложение1 См. Приложение2 Обогащение словарного запаса учащихся Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог |
V. Первичное закрепление Цель: вербальное фиксирование нового знания Средства: языковые, символические Результат: структурное оформление новой информации (правило, опорный конспект) | -Итак, что нового мы узнали? (Слова, состоящие из двух корней называются сложными; они образуются сложением двух основ, между которыми пишется соединительная гласная о или е) -Прочитаем правило в учебнике на стр.92. Совпали наши выводы с правилом из учебника? -Выполним устно упражнение 173. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(Товарищи-командиры) -Придумаем схему сложного слова и запишем ее в тетрадь с опорными конспектами. Откройте эти тетради, запишите тему нашего урока. -Ваши предложения по схеме сложного слова. ………о\е……… -Попробуем записать сложные слова в два столбика. Как вы думаете, по какому признаку будем разбивать сложные слова? (В первый столбик слова с соединительной гласной о, во второй – с е). -Обозначим название столбиков. о е -Я буду диктовать предложения, вы должны заменить их одним словом. Выделим корни и основы, подчеркнем соединит. гласную.
самолет пешеход водопад птицеферма листопад бронежилет | Формулирование нового знания Создание опорного сигнала Развитие мыслительных операций Обогащение словарного запаса учащихся |
VI. Самостоятельная. Работа с самопроверкой Цель: демонстрация самому ученику фиксацию нового знания в его сознании Средства: самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка Результат: индивидуальная рефлексия, адекватная самооценка | -Прочитайте второе задание на карточке. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Спишите только те предложения, в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корни и подчеркните соединительную гласную. -Работы некоторых ребят возьму на проверку. Двое работают на закрытых досках (записывают № предложения, в котором есть сложное слово и выписывают сложные слова). Проверяем по эталону (№ предложения и сложное слово). Самооценка. Обращаем внимание на наличие суффиксов в сложных словах. | Разноуровневые задания. Развитие умения находить сложные слова, повторение правописания орфограмм (безуд. гл., соединит. гласная), |
VII. Итог. Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание собственной познавательной деятельности Средства: беседа Результат: анализ собственной познавательной деятельности и ее результативности | -С какими словами сегодня познакомились? (Со сложными словами) -Какие слова называются сложными? (Слова, состоящие из двух корней) -Как образуются сложные слова? (Сложением основ) -Какие гласные соединяют основы сложных слов? (Соединительные гласные о и е) -Приведите примеры сложных слов. -Заканчивая урок, хочу прочитать стихотворение, которое поможет вам запомнить, что такое сложные слова. Если сложишь две основы, То получишь сложное слово. -Попробуйте повторить. Желающие могут написать свое стихотворение по новой теме. -Дома выполняете упражнение 172. Прочитайте задание. Первое задание – письменно, второе – устно. Есть ли вопросы по домашней работе? Спасибо за урок! | Повторение пройденного материала Создание художественного образа Домашнее задание с объяснением учителя. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Толковый словарь Ожегова
Лесопарк – пригородный лес используемый как парк.
Лес – 1. Множество деревьев, растущих на большом пространстве.
- Срубленные деревья как строительный материал.
Парк – большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками и т.п.
Парк – 1. Передвижной склад для снабжения армии;
- Место стоянки и ремонта передвижного состава (трамвайный парк);
- Совокупность транспортных средств, подвижной состав,
а также вообще совокупность машин, механизмов (автомобильный парк)
Омонимы – однозвучные, но разные значения.
Снегопад – выпадение снега.
Садовод – специалист по садоводству, занимающийся разведением садов.
Лесоруб – рабочий, занимающийся рубкой леса.
Камнепад – разновидность обвала, свободное падение каменных обломков.
Птицелов – человек, занимающийся ловлей птиц (преимущественно певчих).
Птицеферма – предприятие, занимающееся разведением домашней птицы.
Пылесос – аппарат для очистки от пыли помещений, мебели.
Пешеход – человек, который идет пешком.
Самолёт – летательный аппарат, тяжелее воздуха, аэроплан.
Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.
Листопад – опадание листьев осенью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Карточки с разноуровневыми заданиями).
I. снегопад камнепад садовод птицелов лесоруб пылесос II. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Спишите только те предложения, в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корень и подчеркните соединительную гласную. 1. В музее Вооруженных сил мы п…см…трели на настоящий пул…мет. 2. Д…леко в л…су ст…ит д…р…вушка. 3. Летом по б…регам р..ки з…л…неют бел…ствольные б…рё…ки. 4. После д…ждя мы увидели разн…цветную радугу. | I. снегопад камнепад садовод птицелов лесоруб пылесос
1. В русском языке слово сам…лет по…вилось очень д…вно. 2. Пож…лтели и осыпались листья в б…рёзовой а…лее. 3. На б…регу р…ки с…дят рыб…ловы. 4. В нашем с...ду з…мой по…вились красивые красн…грудые снегири. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой
Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Урок русского языка в 3 классе по программе "Планета знаний. Русский язык в 3 классе Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой"
Тема урока: "Устойчивые сочетания слов"...
Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"
На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...