Урок русского языка во втором классе по теме "Что такое имя прилагательное?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тип урока: открытие нового знания
Цели: распознавание имен прилагательных среди других частей речи
Задачи:
Обучающие:
- Научиться распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу; обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, через работу по определённому плану - алгоритму;
- Развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
- Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе.
Тип урока: открытие нового знания
Образовательная технология: деятельностный метод обучения.
Форма организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: практические, индуктивные, словесные, наглядные
Материально-техническое обеспечение урока: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, карточки для групповой работы, алгоритм, правила работы в группе, карточки со словами (вопросы частей речи, признаки предмета, их обозначение), презентация.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формировать :
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные:
- распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
- обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному;
- использовать в речи имена прилагательные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.docx | 49.02 КБ |
imya_prilagatelnoe.pptx | 1.13 МБ |
prilozhenie_.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока №2
Тема: Что такое имя прилагательное?
Тип урока: открытие нового знания
Цели: распознавание имен прилагательных среди других частей речи
Задачи:
Обучающие:
- Научиться распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу; обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, через работу по определённому плану - алгоритму;
- Развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
- Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе.
Тип урока: открытие нового знания
Образовательная технология: деятельностный метод обучения.
Форма организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: практические, индуктивные, словесные, наглядные
Материально-техническое обеспечение урока: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, карточки для групповой работы, алгоритм, правила работы в группе, карточки со словами (вопросы частей речи, признаки предмета, их обозначение), презентация.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формировать :
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные:
- распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
- обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному;
- использовать в речи имена прилагательные.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | инструментарий | ||||
Этап 1: Мотивация к учебной деятельности. | |||||||
регулятивная | познавательная | коммуникативная | |||||
Личностные: Регулятивные: Познавательные: проявлять интерес к новому Коммуникативныеформировать умение слушать и слышать, обосновывать своё мнение. | -Откройте тетради, запишите число. Здравствуйте, ребята! В моей стране нет зеркал. И наши жители могут о себе сказать лишь только: у меня есть зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост. Кто я? Можете ли вы сказать, кто нам написал письмо? Почему? А хотели бы вы узнать героя, который решил с вами подружиться, а также помочь | Нацеливаются на успешную деятельность | Высказывают свои предположения | Обосновывают своё мнение | Приложение 1 Письмо от Белки Здравствуйте, ребята! В моей стране нет зеркал. И наши жители могут о себе сказать лишь только: у меня есть зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост. Кто я? | ||
Этап 2: Актуализация знаний и пробное учебное действие. | |||||||
Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и смыслообразование Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; . Коммуникативные: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами Предметные: - применять правила правописания; - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; определять известные части речи. | Край, в котором живёт наш герой, очень красиво описал поэт С.А. Есенин. Две строки из этого стихотворения я записала на доске. Прочитаем. | в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; | Анализируют имеющиеся знания | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Слайд 2 | ||
3.Выявление места и причины затруднения. | |||||||
Личностные: формирование способностей к самооценке, ориентируясь на понимание причин затруднения. Познавательные: развитие операций мышления: сравнения, анализа. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи. Коммуникативные: Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: Умение владеть алгоритмом определения частей речи | Проблема | Ищут проблему, определяют и формулируют цель деятельности. | Выдвижение гипотез и их обоснование | Формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации. | |||
4.Построение проекта выхода из затруднения. | |||||||
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Познавательные: развитие операций мышления: сравнения, анализа. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и умения находить пути решения проблемы. Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Предметные: Умение владеть алгоритмом определения частей речи | 1. Целеполагание. Слайд: на экран проецируется следующая запись: | Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель Искать пути решения проблемы. | Высказывать предположения на основе наблюдений. | Планируют учебное сотрудничество | Слайд 3 (Приложение 2) на экран проецируется следующая запись: | ||
5.Реализация построенного проекта. | |||||||
Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Познавательные: Развитие умения работать с информацией. Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Формирование способности решать проблемы поискового характера. Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения. Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные: Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Формирование умения взаимодействовать в статичных группах,. Предметные: Умение владеть алгоритмом определения частей речи; Умение выделять основные особенности имен прилагательных (вопрос, лексическое значение, связь с существительным) | Работа в группах по 4 человека 1.Работа в группе по карточкам. В траве, между корней, Карточка 5 нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. 3. Обобщение - Мы с вами записали на доске: какой, какая, какое, какие. Что это? (Вопросы.) К какому выводу мы пришли? | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения задачи | Работают в соответствии с инструкцией. Наблюдают зрительно; анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; фиксируют результаты графически. | Слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. | Памятка на доске (Приложение 3) рекомендации для учеников: Карточки 1 – 5 (Приложение 4 ). Алгоритм ответа (Приложение 2) форма, цвет, вкус, запах, размер. Слайд 4 Имя прилагательное – это…, которая …., обозначает … . Слайд 5 | ||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |||||||
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Познавательные: Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества при работе в паре. Предметные: Умение владеть алгоритмом определения частей речи; Умение выделять основные особенности имен прилагательных (вопрос, лексическое значение, связь с существительным) | Работа в парах. Упражнение 148 (устно). Частичное выполнение задания. | Контроль, коррекция, саморегуляция. | Подведение под понятие, используя общие приёмы решения задач. Проводят обсуждение в паре. | Планировать учебное сотрудничество, работая в паре. | Учебник упр.148 | ||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |||||||
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Познавательные: Использование общих приёмов решения задач Регулятивные: осуществление самоконтроля по результату и способу действия. Коммуникативные: Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные: Умение выделять основные особенности имен прилагательных (вопрос, лексическое значение, связь с существительным); подбирать синонимы для точной характеристики предметов при их сравнении | 1.Умение находить имена прилагательные. -С какой частью речи связано прилагательное? (Поставить вопрос от имени существительного.) Итог. | Самоконтроль по результату и способу действия, по эталону. | Самостоятельная работа по нахождению имен прилагательных в словосочетаниях с помощью алгоритма. | использует речь для регуляции своего действия. | Учебник упр.151 Эталон на слайд 6 | ||
8.Включение в систему знаний и повторения. | |||||||
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совме# стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте# ресов Предметные: сочинять небольшие тексты, для описания животного используя имена прилагательные; находить в тексте смысловые пропуски | Творческая работа в паре. Вернёмся ребята к нашему письму. Что необходимо добавить в текст письма, чтобы определить какое животное нам написало послание? Верно. Имена прилагательные. Попробуйте словесно нарисовать портрет нашего героя. (белка, лиса, заяц и т.д.) Проверка: зачитывают характеристику героя, другие группы отгадывают. . | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи | Составляют словесную картинку описание животного по письму | Умение слушать и вступать в диалог работая в паре | Карточка с изображением животных Слайд 7 | ||
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||||||
Личностные: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения. | - Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла? - Так что же называется именем прилагательным? Какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные? - Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные! Закончите предложения: Работа на уроке была для меня….. В конце урока у меня настроение ---- - Дома выполните упражнение 150 по предложенным заданиям. | Рефлексия способов и условий действий. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Формулируют и аргументируют своё мнение. | Слайд 8 Домашнее задание: стр87 упр. 150,правило стр.86 Слайд 9 |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.
- Панченко, Ю.В., Фалалеева И.В., Урок в свете требований ФГОС НОО, часть 1/ ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2014г.
- Ситникова, Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю, Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013г
- Учебник «Русский язык 2 класс» в 2 ч. ч. 2, Канакина В.П., В.Г. Горецкий. – 2 издание. – М.: Просвещение, 2012г
4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6772-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_52.swf ЦОР Выдели слова, которые обозначают признаки предметов
5.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b05d007-796f-44ab-9435-c84cd244f589/%5BNS-RUS_3-23%5D_%5BMA_036%5D.swf ЦОР Иллюстративный материал для совместного просмотра и обсуждения имя прилагательное (Жил-был кот. Загадка)
6. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15 Электронная физкультминутка для глаз
7. Волк -
8. Белка - http://www.beloch-ka.ru/gallery/4246.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А зелень золотистая На солнышке горит.
Часть речи Что обозначает ? На какие вопросы отвечает ? Почему так называется ? Какую роль играет в речи?
Вставьте пропущенные слова. Слова, которые называют признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются прилагательными .
Часть речи Что обозначает ? На какие вопросы отвечает ? Почему так называется ? Какую роль играет в речи?
Проверь себя Жёлтая пшеница – золотая пшеница, серый котёнок – дымчатый, красная гвоздика – алая, голубой колокольчик – синий, косматые волосы – лохматые, зелёная травка – изумрудная, небольшое облачко – маленькое.
Лисица
У лисы зубки острые, рыльце тоненькое, шубка тёпленькая. Хорошо лиса наряжена. Шерсть пушистая, рыжая. На груди жилет, а на шее белый галстук. Л.Н.Толстой
Закончите предложения Работа на уроке была для меня….. В конце урока у меня настроение ----
Домашнее задание : стр87 упр. 150,правило стр.86
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Письмо от Неизведанной зверушки
Здравствуйте, второклассники! Пишут вам зверята из неизведанной страны. У нас в стране нет зеркал, и мы не видели своего отражения. Каждый из нас не знает как выглядит. В своём описании я могу сказать:
У меня есть: зубки, мордочка, ушки, шерсть, хвост. Кто я?
Помогите мне и нашим жителям описать себя.
С уважением ваша …………..
Приложение 2
Алгоритм определения части речи.
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Почему так называется?
- Какую роль играет в речи?
Алгоритм ответа:
1. Поставить вопрос.
2. От какой части речи задавали вопрос.
3. Что обозначает выделенное слово.
Приложение 3
Рекомендации для учеников:
Разрешается :
- Помогать друг другу,
- Уважать мнение другого,
- Дружить,
- Выручать в трудной ситуации,
- Быть приветливым и улыбаться.
Запрещается:
- Бездельничать и мешать товарищам,
- Говорить обидные слова.
Приложение 4
Карточка 1.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Карточка 2.
Кругом роса медвяная*
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная*
Сияет в серебре.
Карточка 3.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Карточка 4.
Черёмуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Карточка 5.
Есенин С.А. – «Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Приложение 5
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
Размер
Форма
Цвет
Материал
Вкус
Запах
Действие
Предмет
состояние
что?
Кто?
Что делать?
Сколько?
Приложение 6
Имя прилагательное – это … , которая …. , обозначает …
Приложение 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Корень слова" урок русского языка во втором классе
Тема урока: Корень слова:Цель: Создать условия для формирования умения распознавать однокоренные слова и выделять корень: уточнение представлений о том, что корни в словах пишутся одинаково; раз...
Урок русского языка во втором классе (урок- закрепление).
· Развивать умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова;· Воспитывать коллективизм, ум...
Урок русского языка во втором классе.
Сосотавлен урок по теме "Предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные"....
Методическая разработка и презентация урока русского языка во втором классе "Употребление заглавной буквы"
Разработку урока сопровождает яркая презентация. Много игровых моментов....
План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа
ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте) и русс...
Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»...