Урок русского языка во втором классе (урок- закрепление).
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Туникова Людмила Александровна

·        Развивать умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова;

·        Воспитывать коллективизм, умение помогать другому 

·        Развивать внимание, умение анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx339.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Быт крестьян».

Цели: 

- на основе краеведческого материала познакомить учащихся с историей русского быта, особенностями культуры русского народа.

-формировать активную жизненную позицию, воспитание гражданственности и патриотизма.

- приобщать к нравственным и духовным ценностям.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, сундук, РУШНИК-полотенце, ЧУГУНОК, ПРЯЛКА, ПЛЕТЁНАЯ КОРЗИНА,СТИРАЛЬНАЯ ДОСКА(материал из краеведческого музея).

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.(слайд1)

2.Постановка цели. Вступительное слово учителя.(слайд 2)

Россия мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

- Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Мы  с вами мысленно совершим путешествие в те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки.

- В конце нашего с вами разговора, мы должны найти ответ на вопрос: что из бытовой культуры далёких предков досталось нам в наследство, а что оказалось забытым и отвергнутым?

3.Объяснение нового материала.

    - Сейчас очень много больших многоэтажных домов. А приблизительно 300 лет тому назад даже 2- этажные дома были большой редкостью – их строили только самые богатые люди.(слайд 3,4)

- В старину жилище всегда было деревянным. Работа строителей очень зависела от выбора материала. Пахнет в доме смолой-это потому, что строили из сосны и ели с ровными стволами и смолистым запахом. А вот на крышу шла осина: она не пропускала воду. Уже с того времени к нам пришло правило, что лес нужно заготавливать зимой, после сильных морозов. Морозы выжимают из деревьев больше влаги, чем летняя жара, в это время они самые сухие.

-Русская изба состояла из горизонтально сложенных брёвен-венцов, которые складывали друг на друга(слайд 5). Между брёвнами для тепла прокладывали мох. Бедняки крыли свои дома соломой, привязывая к основе лыком. Верх кровли прижимали огромным бревном, конец которого впереди имел форму конской головы. Отсюда и пошло название -конёк. Об этом даже сложили такие поговорки: "В кобылью голову счастье", "Конь на крыше-и в избе тише".

 -Жилище в старину было приспособлено к образу жизни. У простого человека состояло из холодных помещений-клети и сеней-и тёплого с печью-избы. Сени соединяли холодную клеть и тёплую избу.

-Избу в старину сравнивали с человеком и считали живой. Поэтому переднюю её часть считали лицом, окна-очами(глазами), а верхнюю часть под крышей-челом(лбом). Украшения вокруг неё -причелина, а вокруг окон-наличники, то есть на лице. Окна располагались в доме и близко, и далеко друг от друга, большие и малые рядом. Это загадки про них:

  Кресть-наперекресть, в каждом доме есть.

 Много соседей рядом живут, а никогда не видались.

- Раньше не говорили " дом", а говорили " изба" – тёплая половина дома с печью ( название происходит от слова " истопить").

-Как вы считаете, что нужно было построить в доме в первую очередь, с чего начать? (печь).(слайд 6)

   -Самой главной и необходимой в доме была печь. (слайд7)В старину даже поговорка была: " Плясать от печки" ( то есть начать с главного). При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почётное место в доме, относились к ней с уважением. Был в каждой избе красный угол. Это было самое святое место- в нём помещались иконы. Каждый, вошедший  в избу, должен был перекреститься на них. Стол ставили в красном углу, вдоль стола ставили лавки и скамьи.(слайд 8)

   - Лавки делали широкими и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было передвигать. Кроме лавок спали ещё на полатях – деревянном настиле, устраиваемом под потолком между печкой и стеной. Кровать появилась в быту сравнительно недавно. Под лавками стояли сундуки и рундуки ( рундук -приделанный к стене ящик с полками без дверей и стёкол), где хранили разное добро. Вот и вся мебель.

     -Печь любили все в семье: она кормила вкусной пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, делала его тёплым в течение суток. К печи в старину относились с большим почтением: она кормила и грела. Большим грехом считалось класть на печь или в печь что-либо грязное, плевать на неё и ругаться вблизи печи. На печи были почётные места, обычно там находились старики и дети.

 

-   Более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около печи так и называли- бабий кут, то есть женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу. Другой угол был мужским- около двери и напротив окна. Здесь хозяин на лавке работал, иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. Над входом под потолком настилали полати, где спали дети, хранили имущество, сушили лук, горох.

 -  Русская изба интересна ещё и тем, что почти всё в ней было сделано руками хозяев. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции. Добро хранилось в сундуках. Чем больше сундуков в доме, тем богаче считалась семья.(слайд9,10,11,12).

  - Вот и у нас такой сундук есть. Давайте с вами посмотрим, что в нём находится и попробуем определить, как этим пользовались.(слайд 13)

РУШНИК-полотенце, (слайды 14-18)

ЧУГУНОК

ПРЯЛКА

ПЛЕТЁНАЯ КОРЗИНА

СТИРАЛЬНАЯ ДОСКА

4.Работа по теме урока.

- Представления о том, чем занимались, что ели и пили, как отдыхали наши предки дают русские народные сказки, пословицы, песни.

(Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание и раздаточный материал. Ученикам дается время 5-7 минут на обсуждение).              

  1 группа. " Занятия крестьян"(слайд 19)

Раздаточный материал: пословицы и поговорки, отрывки из летописи, былин, русских народных сказок.

- Как орёт в поле оратай ( пахарь), посвистывает,

   А бороздочки он да помётывает,

   А пеньё – кореньё вывёртывает,

   А большие- то камни в борозду валит.

   У оратая кобыла соловая,

   Гужики у неё да шёлковые

   Сошка у оратая кленовая.

 -  Я как ржи-то напашу да в скирды сложу,

   Я во скирды сложу да домой выволочу,

   Домой выволочу да дома вымолочу.

             "Вольга и Микула Селянинович", былина.

 -  У них большое количество разнообразного скота. . .

              Маврикий Страты, византийский император и писатель6 века

  - Были кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. . .

              " Повесть временных лет", 12 век

Задание. Познакомьтесь с раздаточным материалом, расскажите о занятиях крестьян.

2 группа. "Орудия земледельческого труда".(Слайд20-21)

Раздаточный материал:  рисунки сельскохозяйственных орудий, загадки, словарь.

Словарь

    Борона-суковатка – ствол ели с обрубленными до половины длины сучьями для рыхления почвы и заделывания семян в землю.

    Соха – орудие земледельческого труда для вспахивания почвы.

    Коса – длинный изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.

    Серп – ручное орудие в виде изогнутого ножа для срезания хлебных злаков.

    Цеп – ручное орудие для молотьбы.

   Согнута в дугу, всё лето на лугу, зимой на крючку. (Коса.)

   Летят гуськи, дубовые носки, говорят:" То-то-ты, то-то-ты".(Борона.)

    Задание. Прочитайте словарь. Найдите к данным словам рисунки, с изображением орудий труда. Отгадайте загадки.                  

   3 группа. " Хлеб да соль!"(слайд 22)

    Раздаточный материал: пословицы, отрывки из сказок на карточках.

    Где щи да каша, там место наше.

    Горох да репа – завидное дело; кто идёт, тот и сорвёт,

                                    ( пословицы)        

               Я по коробу скребён,

                По сусеку метён,

                На сметане мешён. . .

                                 ( Сказка "Колобок")

      . . . Побежала девочка дальше. Течёт молочная река в кисельных берегах.

Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.

У моего батюшки и сливочки не едятся. . .

                            ( Сказка " Гуси-лебеди").

Задание. Словесно накройте стол. Какими угощениями вы будете потчевать гостей? Что ели и пили крестьяне? (Щи, кашу, кисель.)

    4 группа. " Делу время, а потехе – час".(слайд 23-26)

    Раздаточный материал: две группы карточек. В первой группе – названия праздников; во второй – элементы этих праздников:

    Рождество (Святки)       Раз в крещенский вечерок

                                                       Девушки гадали,

                                             За ворота башмачок

                                            Сняв с ноги, бросали. . .

    Масленица    Весна красна!

                           На чём пришла?

                           На чём приехала?

                           На сошечке,

                           На бороночке.

   Троица           Берёзонька кудрявая,

                           Кудрявая, моложавая,

                           Под тобою, берёзонька,

                           Всё не мак цветёт,

                           Под тобою, берёзонька,

                           Не огонь горит,

                           Не мак цветёт –

                           Красны девушки

                           В хороводе стоят,

                           Про тебя, берёзонька,

                           Все песни поют.

   Пасха             Повсюду благовест гудит,

                           Из всех церквей народ валит.

                           Заря глядит уже с небес . . .

                           Христос воскрес! Христос воскрес!

    Задание: Составьте пары карточек.    

 -  Учитель:  Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу Делу – время, потехе – час", крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

- Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них почти полностью забыты. Нам эти традиции нужно сохранить и не забывать.

  - В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника были свои песни. Весной и летом на околице деревни собирались стар и млад. Молодёжь затевала резвые игры, водила большие и маленькие хороводы, пели все – и старые люди, и молодые.

5.Итог занятия.(слайд27-29)

- Ну вот и закончился мой рассказ о жизни наших далёких предков. В начале беседы я ставила вопрос: Что из бытовой культуры крестьян того времени досталось нам в наследство, а что оказалось забытым и отвергнутым?

   Викторина.

Старинное название весов. (Безмен.)

Помощница хозяйки у печки ( неодуш.). (Кочерга.)

В чём готовили еду? (Горшок.)

Железная дужка в виде рогов коровы на древке.(Ухват.)

Спальное место в избе.(Палати.)

На ней работали с шерстью и льном. (Прялка.)

Шкаф без дверей, приделанный к стене.(Рундук.)

- Что вы узнали о жизни ваших прапрабабушек и прапрадедушек?

- Что хотели бы ещё узнать?

- Отмечаете ли вы в своей семье праздники, о которых мы сегодня говорили?

6. Домашнее задание.

Подобрать загадки, пословицы и поговорки по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Корень слова" урок русского языка во втором классе

Тема урока: Корень слова:Цель: Создать условия для формирования умения распознавать однокоренные слова и выделять корень: уточнение представлений о том, что корни в словах пишутся одинаково; раз...

Урок русского языка во втором классе.

Сосотавлен урок по теме "Предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные"....

Методическая разработка и презентация урока русского языка во втором классе "Употребление заглавной буквы"

Разработку урока сопровождает яркая презентация. Много игровых моментов....

Урок русского языка во втором классе на тему: "Написание слов с буквами а, и, у после шипящих".

Разработка урока русского языка во втором классе на тему: "Написание слов с буквами у, и, а после шипящих"....

Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему"Написание слов с буквами и, у, а после шипящих".

Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему " Написание слов с буквами и, у, а после шипящих". Урок-обобщение по теме....

Урок русского языка во втором классе по теме "Закрепление изученного материала".

Это урок-отчёт. Его можно провести во2 классе и в 3классе при повторении....