Конструкт урока русского языка во 2 классе "Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Буторина Олеся Ивановна

Урок - закркпление полученных знаний по теме "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

  Учитель начальных классов: Буторина О. И.

УМК «Планета Знаний»

Предмет: русский язык

Авторы учебника: Л. Я. Желтовская

Тип урока: закрепление знаний

  Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

           Цели урока: Обобщить знания учащихся о составе слова.

         Задачи урока:

  1. Формировать умение находить значимые части в слове,  отработка умения разбирать слова по составу;
  2. Развивать  орфографическую  зоркость (умение находить в корне  букву, требующую проверки);  
  3. Оценивать результаты выполненного задания, развивать речь, мышление, внимание, память.
  4. Воспитание  чувства товарищества.

Другой вариант

Личностные УУД: 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

- учиться работать в группе, уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным  материалом  (Коммуникативные УУД).

- осуществлять синтез как составление целого из частей (Познавательные УУД).

Предметные:

  1. - Формировать умение находить значимые части в слове,  отработка умения разбирать слова по составу;

        Планируемый результат: 

Знания учащихся о морфемах. Умение разбирать слова по составу.

 

             Оборудование:

  1. Презентация
  2. Наглядность(паровоз «Состав слова» ,

                        карточки для индивид. работы №1, №2,

                       карточки «Алгоритм работы»,

                       сигнальные карточки,

                      иллюстрации деревья, листья,

                     карточки для работы в парах.

  1. Фонограмма.

Тип урока: закрепление изученного материала.

   Форма урока: урок-практикум.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный,  проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный, практический.

                                          Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

  слайд 1

  - Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

2.

Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. (2слайд) …, прочитай её, пожалуйста.

Телеграмма.

Помогите!

Мы - ваши друзья – Морфемы (части слова). Мы поссорились, разбежались в разные стороны и заблудились в огромной Стране  Знаний. Найдите нас, пожалуйста!

- Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Морфемами называют наших старых знакомых – части слова.

-Какова будет тема нашего урока? Какую цель поставим перед собой? ( Будем говорить о составе слова и разбирать слова)

- Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова мы знакомы.(Корень, приставка, суффикс, окончание)

- Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?

- А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова. (3слайд)

Волевая саморегуляция;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

3.

Актуализация знаний.

        У спасателей должно быть хорошо развито  внимание, проведём «Разминку для ума».

         Отвечаем хором, быстро.

  • Часть слова, которая служит для связи слов в  предложении

     называется

  • Общая часть родственных слов  называется …

-    Как называется третий  зимний месяц?

  • Во что превращается вода зимой….
  • Часть слова без окончания называется  …
  • Назовите  слово, противоположное слову враг.
  • Самый короткий месяц в году?

     -    Сколько гласных букв в русском алфавите?

Прежде, чем мы отправимся на поиски, выполним все необходимые приготовления

- Толик и Настя будут определять вид транспорта, на котором мы отправимся на поиски. Для этого выполните задания по  карточке за доской. Приступайте к работе, на выполнение 3 минуты.

Карточка 1

В каждой строчке подчеркнуть однокоренные слова. Выделить корень.

Совята, совушки, совы, совет.

Водит, вода, водичка, водный.

Добрый, чуткий, доброта.

Сила, силач, спортсмен, сильный.

Карточка 2

                     

    Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова

…- х…дить

…- м…рить

…- л…вить

…- д…ржать

…- сп…шить

…- г…стить

А все остальные будут работать в группах. Каждая группа по алгоритму(4слайд)  приготовит сообщение об одной  морфеме слова. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. Командир выбирает карточку. На работу  вам  3 минуты. По окончании работы выступление и оценка с помощью карточек (зел. красн).

Алгоритм работы

  • Как называется;
  • Как обозначается;
  • Где расположена;
  • Для чего служит.

Проверяем работу по  карточкам. Дети реагируют сигнальными карточками. Отправляемся в путь на паровозе «Состав слова» (5слайд)

Ориентироваться в своей системе знаний: (Познавательные УУД)

Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (коммуникативные УУД)

4.

Работа по теме урока. Закрепление изученного.

  1. Работа в группах. Самопроверка. Корень.

Итак, все готовы?  Закрываем глазки и мысленно переносимся в волшебную Страну Знаний.

 (Звучит музыка из песенки «Голубой вагон»).

- А вот и первая остановка. Откройте глазки. Мы в таинственном лесу. (6слайд)

- Ребята, совсем недавно в этом лесу  природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал ураган. Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по земле. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям.

( На доске изображения трех деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист. От каждой группы 1 представитель.)

Представитель зачитывает свои слова вслух, группы реагируют сигнальными карточками.

Каждая группа записывает свои слова в тетрадь, выделяет общую часть – корень.

Самопроверка. На слайде. (7 слайд)

Что такое – корень? (правило)

                         Корень – это общая часть однокоренных слов , в которой

передается их основное значение. (8 слайд)

Молодцы, ребята! Мы обнаружили первую морфему – корень. Поместим её на наш паровоз. (9 слайд)

  1.  Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Окончание.

Отправляемся дальше. (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

 Мы на Сказочной поляне. Нас встречают герои Чебурашка и Крокодил Гена.

(10 слайд)

С наступлением холодов очень легко простудиться и заболеть, и они приготовил для нас текст про чеснок. (11 слайд)

- Но что это?  Шапокляк, пробегая мимо, стёрла некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Чеснок… лечат  кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов . Выделите квадратиком вставленные окончания.

Взаимопроверка

 (По щелчку появляются окончания слов)
– Для чего служат окончания?

- Что такое – окончание?(правило)

                                     Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание

  служит для связи слов в предложении.

(12 слайд) (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. Мы нашли морфему – окончание.
(Слайд 13).

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей (коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме ( коммуникативные УУД)

5.

Физминутка

Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. 

Лес- лесник, река – ручей, стена потолок, кот -  котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым.

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова- это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

  1. Работа в парах. Самостоятельная работа.

Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов.

Отправляемся дальше. (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

Мы в Пещере Сокровищ.  (14 слайд)В пещере разбойники спрятали два сундука. В одном находятся приставки, а в другом суффиксы. Чтобы освободить их, необходимо выполнить следующие задания.

Работа в парах. Нужно при помощи приставок  и суффиксов образовать новые слова.

Выступления по   карточками. Дети читают слова с приставками.(15 слайд)

- Что такое - приставка?(правило)

                          Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (16 слайд)

- Для чего она служит?

Дети читают слова с суффиксами.(17 слайд)

Что такое суффикс?

                 Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня и

 служит для образования новых слов. .(18 слайд)

Почему вагончики одного цвета? ( при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением). .(19 слайд)

– А давайте проверим, могут ли слова быть без (20 слайд) окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д.

 (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

6.

Подведение итогов.  Рефлексия деятельности.

- Итак, все части слова опять вместе. Они благодарят нас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай.

   Итак, подведем итог нашей работе.

- Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?

-Могут ли существовать приставки и суффиксы  в речи самостоятельно,

отдельно от слова? (Нет).

- А сейчас мы благополучно возвращаемся домой. Закройте глазки.

(Звучит музыка).

- Откройте глазки.

Домашнее задание.

    - Вам понравилось путешествие? Сегодня вы работали хорошо Поэтому я говорю вам –МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете?    

    Рисуем кружок знаний  на полях  дневника

-Сегодня на уроке:     

         Мы  составляли…

       Мы учились…

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конструкт урока русского языка "Части речи" 1 класс УМК НИШ с УУД

Конструкт урока русского языка 1 класс "Части речи" урок-путешествие "По дороге с облаками". "Начальная Инновационная школа" издательства "Русское слово". Можно использовать в любом УМК. Презентация к...

Конструкт урока русского языка на тему: "Речь устная и письменная"

Данный документ содержит ход урока русского языка в первом классе на тему: "Речь устная и письменная", который может быть использован в качестве методического материала в конструировании урока....