Конструкт урока русского языка во 2 классе "Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок - закркпление полученных знаний по теме "Состав слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_uroka.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов: Буторина О. И.
УМК «Планета Знаний»
Предмет: русский язык
Авторы учебника: Л. Я. Желтовская
Тип урока: закрепление знаний
Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.
Цели урока: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи урока:
- Формировать умение находить значимые части в слове, отработка умения разбирать слова по составу;
- Развивать орфографическую зоркость (умение находить в корне букву, требующую проверки);
- Оценивать результаты выполненного задания, развивать речь, мышление, внимание, память.
- Воспитание чувства товарищества.
Другой вариант
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
- учиться работать в группе, уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом (Коммуникативные УУД).
- осуществлять синтез как составление целого из частей (Познавательные УУД).
Предметные:
- - Формировать умение находить значимые части в слове, отработка умения разбирать слова по составу;
Планируемый результат:
Знания учащихся о морфемах. Умение разбирать слова по составу.
Оборудование:
- Презентация
- Наглядность(паровоз «Состав слова» ,
карточки для индивид. работы №1, №2,
карточки «Алгоритм работы»,
сигнальные карточки,
иллюстрации деревья, листья,
карточки для работы в парах.
- Фонограмма.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: урок-практикум.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный, практический.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание урока | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | слайд 1 - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! . Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) |
2. Сообщение темы и целей урока. | - Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. (2слайд) …, прочитай её, пожалуйста. Телеграмма. Помогите! Мы - ваши друзья – Морфемы (части слова). Мы поссорились, разбежались в разные стороны и заблудились в огромной Стране Знаний. Найдите нас, пожалуйста! - Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Морфемами называют наших старых знакомых – части слова. -Какова будет тема нашего урока? Какую цель поставим перед собой? ( Будем говорить о составе слова и разбирать слова) - Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова мы знакомы.(Корень, приставка, суффикс, окончание) - Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им? - А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова. (3слайд) | Волевая саморегуляция; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
3. Актуализация знаний. | У спасателей должно быть хорошо развито внимание, проведём «Разминку для ума». Отвечаем хором, быстро.
называется…
- Как называется третий зимний месяц?
- Сколько гласных букв в русском алфавите? Прежде, чем мы отправимся на поиски, выполним все необходимые приготовления - Толик и Настя будут определять вид транспорта, на котором мы отправимся на поиски. Для этого выполните задания по карточке за доской. Приступайте к работе, на выполнение 3 минуты. Карточка 1 В каждой строчке подчеркнуть однокоренные слова. Выделить корень. Совята, совушки, совы, совет. Водит, вода, водичка, водный. Добрый, чуткий, доброта. Сила, силач, спортсмен, сильный. Карточка 2
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова …- х…дить …- м…рить …- л…вить …- д…ржать …- сп…шить …- г…стить А все остальные будут работать в группах. Каждая группа по алгоритму(4слайд) приготовит сообщение об одной морфеме слова. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. Командир выбирает карточку. На работу вам 3 минуты. По окончании работы выступление и оценка с помощью карточек (зел. красн). Алгоритм работы
Проверяем работу по карточкам. Дети реагируют сигнальными карточками. Отправляемся в путь на паровозе «Состав слова» (5слайд) | Ориентироваться в своей системе знаний: (Познавательные УУД) Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (коммуникативные УУД) |
4. Работа по теме урока. Закрепление изученного. |
Итак, все готовы? Закрываем глазки и мысленно переносимся в волшебную Страну Знаний. (Звучит музыка из песенки «Голубой вагон»). - А вот и первая остановка. Откройте глазки. Мы в таинственном лесу. (6слайд) - Ребята, совсем недавно в этом лесу природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал ураган. Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по земле. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям. ( На доске изображения трех деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист. От каждой группы 1 представитель.) Представитель зачитывает свои слова вслух, группы реагируют сигнальными карточками. Каждая группа записывает свои слова в тетрадь, выделяет общую часть – корень. Самопроверка. На слайде. (7 слайд) Что такое – корень? (правило) Корень – это общая часть однокоренных слов , в которой передается их основное значение. (8 слайд) Молодцы, ребята! Мы обнаружили первую морфему – корень. Поместим её на наш паровоз. (9 слайд)
Отправляемся дальше. (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»). Мы на Сказочной поляне. Нас встречают герои Чебурашка и Крокодил Гена. (10 слайд) С наступлением холодов очень легко простудиться и заболеть, и они приготовил для нас текст про чеснок. (11 слайд) - Но что это? Шапокляк, пробегая мимо, стёрла некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске) ЧЕСНОК В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Чеснок… лечат кашель. Добрая слава у чеснок … . – Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание) Взаимопроверка (По щелчку появляются окончания слов) - Что такое – окончание?(правило) Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. (12 слайд) (На доске появляется определение окончания) | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей (коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме ( коммуникативные УУД) |
5. Физминутка | Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Лес- лесник, река – ручей, стена потолок, кот - котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым. Поднимает руки класс-это раз, Завертелась голова- это два, Три - руками три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов. Отправляемся дальше. (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»). Мы в Пещере Сокровищ. (14 слайд)В пещере разбойники спрятали два сундука. В одном находятся приставки, а в другом суффиксы. Чтобы освободить их, необходимо выполнить следующие задания. Работа в парах. Нужно при помощи приставок и суффиксов образовать новые слова. Выступления по карточками. Дети читают слова с приставками.(15 слайд) - Что такое - приставка?(правило) Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (16 слайд) - Для чего она служит? Дети читают слова с суффиксами.(17 слайд) Что такое суффикс? Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня и служит для образования новых слов. .(18 слайд) Почему вагончики одного цвета? ( при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением). .(19 слайд) – А давайте проверим, могут ли слова быть без (20 слайд) окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
6. Подведение итогов. Рефлексия деятельности. | - Итак, все части слова опять вместе. Они благодарят нас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай. Итак, подведем итог нашей работе. - Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании? -Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно, отдельно от слова? (Нет). - А сейчас мы благополучно возвращаемся домой. Закройте глазки. (Звучит музыка). - Откройте глазки. Домашнее задание. - Вам понравилось путешествие? Сегодня вы работали хорошо Поэтому я говорю вам –МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете? Рисуем кружок знаний на полях дневника -Сегодня на уроке: Мы составляли… Мы учились… | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
Конструкт урока русского языка "Части речи" 1 класс УМК НИШ с УУД
Конструкт урока русского языка 1 класс "Части речи" урок-путешествие "По дороге с облаками". "Начальная Инновационная школа" издательства "Русское слово". Можно использовать в любом УМК. Презентация к...
Конструкт урока русского языка на тему: "Речь устная и письменная"
Данный документ содержит ход урока русского языка в первом классе на тему: "Речь устная и письменная", который может быть использован в качестве методического материала в конструировании урока....
Конструкт урока русского языка во 2 классе на тему «Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого»
Конспект урока по математике...