Материалы по моделированию занятия развития речи средствами проектного обучения на общедидактическом уровне 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Тип занятия - комбинированный (2 часа + 1 час на защиту творческого проекта). Вид проекта - продуктивный. Дидактическая цель занятия - создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений. Цели по содержанию: • образовательная - проверить знания учащихся по речеведческой теме (предложение, главная мысль, типы текстов, схемы построения текстов и т.д.); • развивающая - продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности; • воспитательная - формировать умение работать в коллективе. Форма организации учебной деятельности - групповая. Оборудование: 1. цветные фотографии с изображением животных (кенгуру, медведь, лиса, олень, лось, енот, волк), листы бумаги, карандаши, клей, энциклопедии, интернет-ресурсы; 2. памятка (для знакомства перед началом работы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материалы по моделированию занятия развития речи
(русский язык, 4 класс), средствами проектного обучения на общедидактическом уровне.
Тип занятия - комбинированный (2 часа + 1 час на защиту творческого проекта).
Вид проекта - продуктивный.
Дидактическая цель занятия - создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений.
Цели по содержанию:
- образовательная - проверить знания учащихся по речеведческой теме (предложение, главная мысль, типы текстов, схемы построения текстов и т.д.);
- развивающая - продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
- воспитательная - формировать умение работать в коллективе.
Форма организации учебной деятельности - групповая.
Оборудование:
- цветные фотографии с изображением животных (кенгуру, медведь, лиса, олень, лось, енот, волк), листы бумаги, карандаши, клей, энциклопедии, интернет-ресурсы;
- памятка (для знакомства перед началом работы).
Памятка
1. Помните, что проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая работа.
Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.
2. Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
3. Когда вы получите рекомендации, организуйте:
а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
б) распределение обязанностей;
в) выполнение заданий;
г) обсуждение подготовленных материалов;
д) презентацию проектов.
- Ситуация успеха.
- Что написано? (слова)
ноги задние передние а крохотные крепкие и длинные
В группах составьте текст. (В группах работают: определяют, о каком животном пойдет разговор и тип текста)
Высказываются группы, объясняют свой выбор животного и тип текста. Получаются разные типы о зайце и кенгуру.
На доске появляются опоры типов текстов.
- Ребята, как так получилось, что предложение одно, а у Вас типы рассказов и
животные разные? (Перед работой не определили тип текста, главную
мысль, поэтому у каждой группы получилось свое.)
Рефлексия.
- Почему Вам удалось так хорошо справиться с работой? (Знаем признаки
типов текста)
- Ситуация разногласия.
- У меня тоже есть текст, куда входит это предложение.
- Прочитайте и определите тип текста.
Удивительный зверь.
Вот так странный зверь! Задние ноги длинные и крепкие, а передние - крохотные.
Как ходить на разных ногах?
А удивительный зверь не ходит, а прыгает. Оттолкнется он задними ногами и перелетит по воздуху метров десять.
На животе у зверя мешок. Из мешка мордашка выглядывает. Так заботливая мама носит своих ребятишек.
Этого необычного зверя зовут кенгуру.
Откуда такое странное имя? Кенгуру живут в Австралии. Когда в Австралию приехали европейцы, их поразили эти животные. Европейцы спросили, как их зовут. Местные жители ответили - кенгуру. На их языке это значило: «Я Вас не понимаю». А европейцы подумали, что так зовут животных. Это имя за ними и осталось.
Так благодаря своей внешности и имени это животное кажется нам удивительным.
(Возникает спор)
Почему в предыдущей работе не было разногласий, а здесь вы спорите?
(Потому что данный текст не подходит ни к одной из схем)
III. Постановка учебной задачи.
- Какую задачу поставим?
Цель. Определить тип текста.
- А пересказать вам не хочется? Почему? (Очень интересный текст, хотелось бы поделиться информацией с друзьями, с родителями)
- Значит, что еще добавим в цель? (И пересказать по плану)
(На доске появляется цель)
Ц. Определить тип текста и пересказать его по плану.
IV. Планирование.
- Чтобы ничего не забыть в нашей работе, что надо сделать? (Работу спланировать)
(На доске появляется план работы)
1. Читаем текст.
2. Определяем тип текста.
3. Делим на части.
4. Составляем план.
5. Пересказ.
- Работаем по плану.
V. Решение учебной задачи.
- Прочитайте текст еще раз.
Определите тип текста в группах.
- Как Вы доказываете свой выбор?
1. Рисуем картинки
2. Определяем опорные слова.
3. Выбираем схему
Дети доказывают, что основа текста рассуждения, а
описание входит в обоснование. (Учитель вывешивает картинку кенгуру во время описания)
VI. Составление плана.
- Как озаглавим тезис? (Странный зверь)
А как обоснование, где будут доказательства? (Особенности животного)
- О чем будем рассказывать в особенностях?
а) ноги разные;
б) не ходит, а прыгает;
в) мешок на животе.
- А вот следующий пункт плана входит в особенности, но описанием не является, это как бы доказательство удивительности.
г) странное имя.
Как озаглавим вывод? (Вот почему этот зверь кажется странным)
План.
1. Странный зверь.
2. Особенности животного:
а) ноги разные;
б) не ходит, а прыгает;
в) мешок на животе;
г) странное имя.
3. Вот почему этот зверь кажется странным.
Справились мы с целью занятия?
Ребята, две недели назад мы были в зоопарке. Чем с вами поделилась экскурсовод и что предложила? (Администрация зоопарка предлагает детям города принять участие в составлении энциклопедического справочника о животных нашего зоопарка).
Что должно быть ключевым моментом текста? (Такой текст, который содержит не только энциклопедические сведения, но и интересные факты, какие-либо «изюминки» о животных).
Как вы думаете, какой тип текста подойдет? (Текст рассуждения с элементами описания, т.е. похожий на текст о кенгуру).
Давайте снова обратимся к схеме предыдущего текста и попробуем составить свои тексты.
На столе лежат фотографии животных. Решите для себя, о ком хотелось бы написать. (Так формируются группы для работы над текстом).
Далее занятие строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.
1. Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют партнёров.
2. Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников,
вспоминают основные понятия темы, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.
3. Выполняют творческую работу, составляют тексты, готовят выступление.
4. В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании
приёмов защиты творческой работы.
5. Выступают перед классом, отвечают на вопросы.
6. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.
VII. Рефлексия.
После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:
- как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
- как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
- что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-245286-1366706670.jpg)
Индивидуальный подход к развитию речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:- зак...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-264330-1479676559.png)
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...
Мониторинг обученности как средство управления качеством образования на уровне класса в условиях реализации ФГОС.
Краткое содержание структуры мониторинга. Роль мониторинга....
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/31/picture-1026943-1522504230.jpg)
Развитие речи через проектную деятельность посредством использования ИКТ.
Актуальность: На современном этапе одной из острых проблем обучения младших школьников является их низкая речевая активность и как следствие этого снижается коммуникативное общение. Для младшего...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/28/picture-1381914-1643378735.jpg)
Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста
Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста...