Развитие речи через проектную деятельность посредством использования ИКТ.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Актуальность: На современном этапе одной из острых проблем обучения младших школьников является их низкая речевая активность и как следствие этого снижается коммуникативное общение. Для младшего школьника развитие речи имеет важное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами и коммуникативного общения.
Учитывая данную проблему, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе использования современных информационных технологий способствующих развитию речи младших школьников. Внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы, что способствует развитию речи учащихся.
Применение ИКТ предоставляет обучающимся новые средства обучения и познания; открывает доступ к разнообразным источникам информации; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков; позволяет реализовывать принципиально новые формы с применением средств мультимедиа и Интернет - технологий
Считаем, что использование информационных - коммуникационных технологи в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Цель исследования: выявить особенности возможностей применения ИКТ на уроках используя метод проекта по развитию речи младших школьников
Гипотеза: Вовлечение учеников в проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий поможет им лучше осознать практическую значимость изучаемого программного материала:
- способствовать развитию речи учащихся;
- повышать интерес и мотивацию учебной деятельности у младших школьников;
обогащает речь новыми словами и фразами.
Новизна исследования: разработана совокупность педагогических условий применения ИКТ ресурсов, способствующих развитию речи младших школьников; подобраны методические приемы ИКТ ресурсов для уроков по развитию речи, которые, могут успешно применены в педагогической практике любого общеобразовательного учебного заведения; установлена то, что наибольшая эффективность в развитии речи возможна с применением ИКТ ресурсов.
Методы применения ИКТ на уроках для развития речи учащихся начальных классов.
1. Компьютерные тесты.
Оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
2. Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов.
В процессе обучения учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы любых печатных изданий.
На уроках используется Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия».
3. Создание мультимедийных презентаций.
Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.
Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации, диаграммы и т.п
4. Творческие задания.
Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.
5. Дидактические материалы.
Представленные в компьютерном варианте, они решают несколько задач:
– повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;
– увеличивают объем использования наглядности на уроке;
– экономят время учителя при подготовке к уроку.
6.Проекты.
Метод проектов позволяет мне формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень широко использую ИКТ при создании мини-проектов к уроку. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Действительно, в процессе реализации метода проектов в обучении школьников могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности как:
- усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;
- использование новейших средств ИКТ;
План подготовки проекта по классам
* 1 класс Проект «Азбука вежливости»
* 2 класс Проект «Тайны русских слов»
* 3 класс Проект сборник русских пословиц
« Пословица – всем делам помощница»
* 4 класс Проект «Художественный журнал класса»
Организация проектной деятельности.
Применяются такие виды проектов:
- Исследовательский проект (избрание темы и исследовательского аппарата, использование лабораторного эксперимента).
- Информационный проект (сбор информации с анализом, обобщением и представлением).
- Творческий проект (свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов).
Основные требования к проекту.
- Необходимо наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнения проекта начинается с планирования действий – определение вида продукта и формы проекта.
- Исследовательская работа учащегося
- Результат работы над проектом
1класс
Подготовительная работа
- Прохождение тем по программе
- Главные цели курса «Обучение грамоте и развитии речи» это:
- - помощь учащимся овладеть механизмом чтения и письма
- - обеспечение речевого развития, развитие коммуникативной речи
- - дать первичные сведения о языке и литературе
- - развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность
- - обогащение и активизация словарного запаса
Проектная работа
- 1 этап.
- Создание собственной азбуки. Этому способствовало тема по учебной программе Азбука авторы Н.В Нечаева, К.С. Беларусец «История букварей и азбуки» которые бывают разные. Где авторы учебника предложили изобразить современные буквы. Проанализировав текс «Мир книг» пришли в классе к выводу, что необходимо создать «Азбуку вежливости», так как, из-за незнания и неумения применять слова иногда возникают конфликты. Проект способствует знакомству с новыми вежливыми словами, поможет стать культурными и воспитанными.
- 2 этап.
- Планирования действий – определение вида продукта и формы проекта.
- Каждый ученик решает, как будет выглядеть оформления собственной «Азбуки вежливости».
- В реализации проекта участвуют родители как поддержка детям при оформлении.
- 3 этап.
- Исследовательская работа.
- На каждую пройденную букву русского алфавита индивидуально находить вежливое слово
- 4 этап.
- Результат работы над проектом.
- Выставка творческих проектных работ.
2класс.
Подготовительная работа
- Цель курса русского языка: освоение коммуникативной функции языка.
- Задачи курса русского языка:
- развитие устной и письменной речи школьников
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы-экологии, общества и человека
- воспитать
- развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать положительное отношение к учению
Проектная работа.
Индивидуальный творческий проект
- 1 этап.
- Создание Художественного сборника –
- «Тайны русских слов»
Этому способствовало работа со словарными словами на уроке русского языка. Дети пришли к выводу, что попробуем создать художественный сборник – «Тайны русских слов» так как, из-за незнания и неумения применять и правильно писать слова возникают затруднения. Проект способствует знакомству с новыми словами, поможет развивать коммуникативную речь и грамотность в письменной и устной речи.
- 2 этап.
- Планирование действий – решаем, как будет выглядеть оформления сборника. Продумывают, из каких частей будет состоять и применение текстовых материалов. В реализации проекта участвуют родители как поддержка детям при оформлении.
- 3 этап
- Исследовательская работа учащегося
- Учащиеся в течении недели находят исторические слова значение слов, подготовка рисунков – иллюстрации, пословиц, поговорок и стихов.
- 4 этап
- Результат работы над проектом.
- Защита проектных работ.
Заключение
Применение ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.
Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие компетенций через проектную деятельность
Разработка методических рекомендаций (условий успешности) для введения проектной деятельности как основы развития ключевых компетенций учащихся младшего школьного возраста....
Творческое развитие ребенка через проектную деятельность
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)
Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...
Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность
Доклад«Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность».(из опыта работы) Речь является одним из главных, незаменимых...