Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Хрытина Ирина Борисовна

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Род имён прилагательных" , презентация, маршрутная карта и творческое задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrutnaya_karta.docx23.14 КБ
Файл prezentatsiya.pptx560.51 КБ
Файл tvorcheskoe_zadanie.docx12.24 КБ
Файл teh_karta.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. ____________________________________________________________________

1. Записать одним словом

существительное

род

прилагательное

2. Прочитать предложения.  Дописать и выделить окончания.

Тёпл….    солнышко согрело воздух и землю.

Тал….    вода собирается в небольшие лужи.

Пробил себе дорогу говорлив……     ручеёк.

Зазвучали весёл…..  песни птиц.

существительное

род

вопрос

прилагательное

3. Заполнить таблицу, пользуясь правилом.

Изменение имён прилагательных по родам

4. Составьте словосочетания

весна                             больш…….

половодье                    холодн…….

май                              ранн……

Подберите антонимы к прилагательным

антоним

5. Найти словосочетания с прилагательными. Выделить окончания прилагательных, определить их род.

Рыхлый снег темнеет в марте,                  Черёмуха душистая

Тают льдинки на окне…                              С весною расцвела…

6. Моё настроение                                                                                          

                                                                                         

                     

                    Весёлое, бодрое                                                                                                        

                   Немного грустное                                  

                   Печальное, тревожное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Хрытина Ирина Борисовна ГБОУ СОШ № 152 Санкт – Петербург 2014 – 2015 учебный год 3 класс

Слайд 2

Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня… ВЕСНА

Слайд 3

Падение капель растаявшего снега с крыш во время оттепели Небольшой поток воды, образующийся от дождя или таяния снега Гигантский раскалённый шар, излучающий свет и тепло Первый весенний цветок Записать одним словом

Слайд 4

КАПЕЛЬ РУЧЕЙ СОЛНЦЕ ПОДСНЕЖНИК (Ж. Р.) (М. Р.) (СР. Р.) (М. Р.) ЯЯ ИЙ ОЕ ЫЙ ВЕСЕНН ЗВОНК ЯРК НЕЖН ПРОВЕРЬ !

Слайд 5

«Род имён прилагательных» Тема урока

Слайд 6

Изменение имён прилагательных по родам мужской род женский род средний род как ой ? как ая ? как ое ? – ОЙ – ИЙ – ЫЙ – АЯ – ЯЯ – ОЕ – ЕЕ

Слайд 8

8 Вот и кончился урок, Звенит заливистый звонок. Кто время даром не терял, Конечно же, умнее стал!

Слайд 9

9 МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

Творческое задание

Уровень 1

Составьте текст из данных слов. Озаглавьте. Запишите. Определите род имён прилагательных.

День,  небо,  солнце,  ручьи, травка,  птицы

Уровень 2

Составьте текст из данных словосочетаний. Озаглавьте. Запишите. Определите род у имён прилагательных.

Тёплый весенний день, безоблачное голубое небо, яркое солнце, звонкие ручьи, зелёная травка, перелётные птицы

Уровень 3

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные и пропущенные буквы. Записать текст. У выделенных имён прилагательных определить род и выделить окончания.

Наступила  ___  в….сна.  По  ___  небу  плывут  обл… ка.    ___ лучи  солнечного света  заливают  п…лянку.  Появилась  ___ тра…ка.   На проталинах  зацв…ли  подснежники.  На  б…рёзе  появились  ___ л…сточки.

Слова для справок: пушистые, зелёная, клейкие, голубое, долгожданная, яркие, белоснежные

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема

Род имён прилагательных

Цели

Образовательные:знакомство с изменением имён прилагательных по родам; развитие умения определять род имён прилагательных, умение анализировать и делать выводы; воспитание  интереса и бережного отношения к природе.

Формировать УУД:

Личностные УУД:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

Знания:познакомятся с родом имён прилагательных

Умения: научатся правильно определять род прилагательных

Навыки:определять род имён прилагательных по окончанию

Метапредметные:

Личностные:осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные:отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ресурсы

презентация к уроку, маршрутная карта, цветные карандаши, карточки с творческими заданиями

Организация пространства

фронтальная работа, работа в парах, групповая работа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.

Организационный момент

1`

Прозвенел звонок для нас.

Мы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

–  Ребята, сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот, кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

СЛАЙД 2 (Загадка)

     Я раскрываю почки,                                                                

     в зелёные листочки.                                                                            

     Деревья одеваю,                                    

     посевы поливаю,

     Движения полна,

     зовут меня...  

Проверяют готовность к уроку

Ответ детей – ВЕСНА

Личностные УУД: самоорганизация

Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия,

прогнозировать деятельность на уроке

II.

Актуализация знаний

3`

СЛАЙД 3 (Запишите одним словом)

*Падение капель растаявшего снега во время оттепели с крыш.

* Небольшой поток воды, образующий от дождя, таянья снега.

* Гигантский раскалённый шар, излучающий свет и тепло.

* Первый весенний цветок.

–  Что вы знаете о подснежнике?

–  Какие цветы называют первоцветы?        

–  Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветы. Собирая первоцветы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания, что ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время. Что для этого надо делать?

–  Что общего между словами?

– Докажите.  

– Определите род имён существитедьных.

–  Составьте и запишите словосочетания.

–  Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к  именам существительным, запишите их в таблицу.

Т – Выделите окончания прилагательных.

СЛАЙД 4 (ПРОВЕРЬ!)

–  Почему у имён прилагательных разные окончания?

–  Как вы думаете, отчего зависит окончание имени прилагательного?

Запись слов в маршрутной карте:

капель

ручей

солнце

подснежник

Повторение орфограмм.

Самопроверка

Ответы детей

Имена существительные

Имеют постоянные признаки

Работа в маршрутных картах в парах

капель (ж. р.) весенняя

солнце (ср. р.) яркое

ручей (м. р.) звонкий

подснежник (м. р.) нежный

Самопроверка

Ответы детей

Регулятивные УУД: умение

регулировать свои действия

Познавательные УУД: умение

анализировать, находить и выделять орфограммы, умение осознанно строить речевые высказывания

Коммуникативные УУД: уметь

оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других

III.

Самоопределение к  деятельности

7`

Прочитайте предложения. Допишите и выделите окончания имён прилагательных.

Тёпл…  солнышко согрело воздух и землю. Тал…  вода собирается в небольшие лужи. Пробил себе дорогу говорлив… ручеёк. Зазвучали весёл… песни птиц.

– Что вы заметили?

– От чего зависит окончание прилагательного?

– Покажите зависимость имени прилагательного от имени существительного.

– Как вы считаете, какое предложение здесь лишнее?   Почему?

–  Какой можно сделать вывод?

–  Постарайтесь сформулировать  тему урока.

Читают предложения вслух

Наблюдения и ответы детей

Обозначают словосочетания

Делают вывод

Высказывают предположения

Личностные УУД:

проявление интереса и активности в выборе решения

Регулятивные УУД: умение составлять последовательность своих действий

Познавательные УУД: использование

имеющихся знаний, самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование

IV.

Знакомство с новым материалом

10`

Проверьте свои предположения.

СЛАЙД  5 (Род имён прилагательных)

– Пользуясь выполненными  заданиями 1 и 2 в маршрутной карте,  давайте попробуем составить алгоритм определения рода имени прилагательного и заполним таблицу в маршрутной карте.

– Как определить род имени прилагательного?

– Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода единственного числа?

– Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода единственного числа?

– Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода единственного числа?

СЛАЙД  6 (Изменение имён прилагательных по родам)

Проверяют, делают вывод

Обращают внимание на выполненные задания 1, 2

– По роду имени существительного, с которым оно связано.

Заполняют колонки таблицы в маршрутной карте

Имена прилагательные женского рода  единственного числа имеют окончания

 – ая, – яя

Имена прилагательные мужского рода единственного числа имеют окончания

– ый, – ий, – ой

Имена прилагательные среднего рода единственного числа имеют окончания

– ое, – ее

Самопроверка

Регулятивные УУД: умение работать в сотрудничестве, осуществлять контроль по результату

Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение формами речи (монолог, диалог)

V.

Физминутка    2`

СЛАЙД  7

Выполнение движений под музыку

VI.

Закрепление нового материала

15`

  1. Составьте словосочетания

весна                        больш…

половодье                холодн…

май                          ранн…

– Выделите окончания имён прилагательных и определите их  род.

– Какая часть речи помогала вам определить род имени прилагательного?

– Подберите антонимы к прилагательным и запишите их в таблицу маршрутной карты

2) Творческое задание

Тает снег на школьной крыше,

  Лучик солнца на окне,

  А мы пишем, пишем, пишем

  Предложенья о весне.

1. Задание повышенного уровня

 –  Составьте текст из данных слов. Озаглавьте. Запишите в тетрадь.  Определите род  у имён прилагательных.      

День, небо, солнце, ручьи, травка, птицы.

2. Задание базового уровня

–  Составьте текст из  данных словосочетаний. Озаглавьте. Запишите в тетрадь. Определить род у имён прилагательных.

Теплый весенний день, безоблачное голубое небо,  яркое солнце,  звонкие ручьи,  зеленая травка, перелетные птицы.

3. Задание для ОВЗ

–  Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, пропущенные буквы. Запишите. У  выделенных  имён прилагательных определить род.

Наступила … в.сна. По … небу плывут … облака.  … лучи солнечного света заливают п.лянку. Появилась …  тра. ка. На проталинах зацв. ли …. подснежники. На б. рёзе появились … л. сточки.

Слова для справок: пушистые,зелёная, клейкие, голубое, долгожданная, яркие, белоснежные

Работа в группах

В маршрутной карте соединяют стрелками слова и получают словосочетания

Повторяют правило определения рода имени прилагательного

Подбирают антонимы

ранняя – поздняя

большое – маленькое

холодный – тёплый

Взаимопроверка

Работа в группах

Выбирают задание

Проверка  задания

Личностные УУД:

оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Регулятивные УУД:

Коррекция – внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата, оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра, контроль. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

VII.

Подведение итогов

4`

–  Прочитайте строчки из стихотворений

Рыхлый снег темнеет в марте,                    

Тают льдинки на окне…      

Черёмуха душистая              

С весною расцвела…

– Найдите имена прилагательные выделите окончания и определите их род.

– Какие бывают окончания у имён прилагательных?

– Какая часть речи помогает определить род имён прилагательных в единственном числе?

– Что можно сказать о роли  прилагательного в предложении?

Двое работают у доски

Проверка

Личностные УУД:

умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Регулятивные УУД:оценивание детьми собственной деятельности,

определение позиции ученика

Познавательные УУД: обобщение полученной информации, анализ деятельности на уроке

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации

VIII.

Домашнее задание

1`

Печатная тетрадь с. 30 упр. 2

IX.

Рефлексия

3`

–  Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока?

– Отразите своё настроение в маршрутной карте.

–  Я рада, что ваше настроение по – прежнему весёлое и бодрое.  И сейчас я прошу вас вспомнить замечательное стихотворение  Ф. И. Тютчева «Ещё в полях белеет снег».

– Как вы думаете, почему именно стихотворением мне хочется закончить урок?

– Молодцы! Ведь поэты, выражая свои чувства, описывая красоту окружающей природы, не могут обойтись без имён прилагательных.

 – Кто прочитает наизусть  это стихотворение?

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

СЛАЙДЫ  8, 9 (Молодцы!Спасибо за урок!)

Работают с сигнальными кругами «Моё настроение» в маршрутной карте

Стихотворение наизусть читает ученик

(по желанию)

Личностные УУД:

умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Открытый урок русского языка

З «А» класс

Тема «Род имён прилагательных»

Учитель  I категории

Хрытина И. Б.

Стаж 30 лет

ГБОУ СОШ № 152

Санкт – Петербург

04.03.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...