Урок русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова» УМК «Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Наблюдение за словами, вышедшими из употребления, устанавливание причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_yakovleva_e.m.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №3»

Чистопольского муниципального района

Урок русского языка во 2 классе

по теме «Устаревшие слова»

УМК «Начальная школа XXI века

                                                             Учитель начальных классов

                                     Яковлева Е.М.

2015 г.

Общая информация об уроке.

     Русский язык. 2 класс. Программа «Начальная школа 21 века» под ред.  

    Н.Ф.Виноградовой. Автор учебника  С.В Иванов.

    Раздел «Лексика».

Формирование УУД.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

     Коммуникативные

  1. Основные цели урока.

Развивающая:  развивать  личность ученика на основе формирования умения учиться.

Образовательная:  создать  условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

  1. Задачи урока.

1)Наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами).

2)Ввести понятие устаревшие слова.

3) Наблюдать за значением устаревших слов.

4)Развивать речь учащихся, расширять словарный запас, умение работать в группах.

5)Формировать умение работать со словарём.

  1. Тип урока.

Урок открытия новых знаний.

  1. Используемые методы.

Постановка проблемы, наблюдение, сравнение, анализ  языкового материала.

  1. Используемые формы урока.

Самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

  1. Оборудование.

1) Учебник «Русский язык» , 2 класс, авт. С.В.Иванов.

2)«Толковый словарь живого великорусского языка».

    Автор и составитель В.И. Даль.

3)Иллюстрированный толковый словарь для детей( 6 штук)

4)Компьютер, проектор, экран.

5)Карточки с заданием для самостоятельной работы, работы в парах и группах.

  1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Вдохните глубоко, а когда будете выдыхать, улыбнитесь. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится рядом с нами. Я желаю вам плодотворной работы! А работать мы будем под девизом: «Учись, смекай, активным будь, и к знаниям откроешь путь!»

  1. Актуализация знаний, введение в проблему.

В стране родного языка

     Не все известно нам пока.

     Язык – и стар, и вечно нов!

      И это так прекрасно-

      В  огромном  море – море слов-

      Купаться ежечасно.            

                                            А.Шибаев.

 - Ну что же, мои друзья, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по морю слов. А в каком разделе русского языка мы можем совершить это путешествие? ( Лексика.)

- Что изучает Лексика?  (Слово и его лексическое значение.)

-С какими группами словами познакомились? (Многозначные слова, синонимы, антонимы, заимствованные,  омонимы.)

-Повторите определение этих слов, привести примеры слов.

 Работа в группах. Применяется структура  Сингл Раунд Робин.  

-Молодцы! Вы уже знаете многие группы слов из раздела Лексика, а вот интересно, сможете вы их найти в тексте? Давайте проверим.

  Мартовский  свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу,  уже не казался таким мрачным.

-О чём говорится в тексе? Что главное мы понимаем из текста?

-Попробуйте найти многозначное слово. (Это слово  свет. Это может быть свет солнца, свет лампы) .

-А есть ли другое значение у слова свет? (Мир, вселенная.)

-Чем является слово свет в значении «мир, вселенная»? (Это омоним.)

-Какое значение имеет слово свет в тексте? ( Солнечный свет). Какое слово нам подсказывает это? (Мартовский).

-Найдите   синонимы в тексте. ( Засверкала, засияла, заблестела. Они близкие по значению и отвечают на один  и тот же вопрос.)

- Есть ли в тексте заимствованное слово? (Фокусник. Все слова, которые имеют букву «ф», заимствованные).

-Разобрались в тексте или что-то для вас осталось непонятным? (Есть непонятное слово-ларь.)

- А, может быть, кто-то знает, что такое ларь? (Предположения детей.)

-Что делать в том случае, если мы не знаем значения слова или сомневаемся? (Прочитать значение этого слова в словаре.)

А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль.

Ларь  (устаревшее) – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. Мучной ларь.

 В ларях  хранили муку, зерно, овощи.

-Можете теперь сказать, почему вы затруднялись в значении этого слова?

( Слово устаревшее).

-Да, действительно в русском языке есть и такие слова - устаревшие. Как вы думаете, надо нам с ними поближе познакомиться? (Да.)

-А зачем? (Для понимания текстов.)

III. Постановка темы и цели урока

-Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Предлагайте свои идеи. Какую цель мы поставим? (Познакомиться с устаревшими словами).

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

Что будет предметом нашего исследования? (Верно, предметом нашего исследования будут устаревшие слова)  

Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5.  Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Итак, приступим. На уроке мы постараемся реализовать проект:

  1. Выяснить, какие слова называются устаревшими
  2. Установить причины исчезновения слов из активного словаря
  3. Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.

IV. Изучение нового материала:

1 исследование:  Выяснить, какие слова называют устаревшими

-Вернёмся к слову ларь. Из словаря мы узнали, что оно устаревшее. Может быть, само слово  «устаревшее» нам уже подскажет что-то?

(Устаревшее – старое, старинное, так говорили в старину).

-А сейчас в повседневной жизни  в современном языке мы употребляем это слово? (Нет.)

-Почему? Поднимите руки, у кого дома есть ларь? (Нет такого предмета.)

-Что произошло с предметом? (Он исчез.)

-А что произошло со словом? (Оно устарело.)

- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

-Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими(слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими)

Вывод 1 исследования: слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими

2 исследование: Установить причины исчезновения слов из активного словаря

Сегодня на уроке мы откроем  сказочный ларец, в котором хранится много устаревших слов.

-А где мы сейчас можем встретить устаревшие слова? ( Сейчас устаревшие слова мы можем встретить в сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории)

На уроке мы будем работать с отрывками из сказки Петра Павловича Ершова,  написанной в 19 веке. Мы вспомним отрывки из этой сказки и будем открывать сказочный ларец.

Работа в группах. Каждая группа получает задание, выполнить которое вам поможет  справочный материал, а также вы можете обратиться за помощью ко мне и нашим гостям.

 Ученик №1 - в отрывке  из сказки  найти устаревшие слова

 Ученик №2-  выяснить значение слова в справочном материале (словаре)

 Ученик №3-  найти изображение этого предмета, приклеить

 Ученик №4-  записать слова и их значения  на листе А3

1 группа

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался,

Приумылся, причесался,

Кнут свой сбоку прицепил. 

В этом отрывке мы встретили слово кафтан.

Открываем ларец – слово записываем в тетрадь.

Кафтан – старинная мужская одежда.

Есть ли у вас одежда, которую вы называете кафтан?

Слово кафтан употреблялось в старину. Сейчас мы не употребляем это слово, потому что кафтан исчез из нашей одежды.

Вывод: одна из причин  исчезновения слов из активного словаря  - исчезновение предметов и явлений, их называющих.

2 группа

Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

 В этом отрывке мы  встретили такие слова: кушак, сафьянные бичи. 

 Открываем ларец – слова  записываем в тетрадь.

Слова сафьян и кушак употреблялись в старину.

Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью кожу. Сафьянные бичи – длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет. 
Сейчас мы не употребляем эти слова:
кушак исчез из  нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. 

Как можно назвать эти слова: кушак – пояс? ( Синонимы)  

Вывод: мы видим еще одну причину исчезновения слов из активного словаря – они заменились другими словами – синонимами.

 3 группа

Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

В этом отрывке мы  встретили такие слова: вершок, аршин.

Открываем ларец – слова записываем в тетрадь  
Вершок – старинная русская мера длины, равная четырем с половиной см. 
Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см. 
А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? ( словарная статья в учебнике с.158) Получается, он был ростом примерно с ребенка-подростка. (1м 55см ), а его уши?

Слова вершок и аршин  - старорусские единицы измерения. Сейчас мы не употребляем эти слова.

4 группа

 Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: седмица и град.

Открываем ларец – слова записываем в тетрадь.  

Седмица -  так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя. 

А знаете ли вы, что в старину было слово Неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете , почему? ( нет дел)

Град – так в старину называли  город. 

5 группа

Гости лавки отпирают, 

Люд крещеный закликают:

"Эй, честные господа,

 К нам пожалуйте сюда!»

В этом отрывке мы встретили слова: лавка, гости.

Открываем ларец – слова записываем в тетрадь.

Лавка  - длинная скамья. Лавка – мелкое торговое заведение, небольшой магазин(устар.)

Гости – тот, кто кого-то навещает. Гости –люди, которые занимались торговлей(устар.)

Постепенно словом гости стали называть не только тех, кто торговал, но и тех, кто приходил (приезжал)навестить, проведать своих друзей, родственников, т.е. мы наблюдаем, что современное слово гости раньше имело другое значение.

Вывод : некоторые слова в современном русском языке раньше имели другое значение

-Молодцы, ребята. Хорошо поработали. А хотите узнать, какие еще слова хранятся в ларце?

 Послушаем разговор барыни и служанки. Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова.

Сценка “Барыня и крепостная”.

- Марфа! Марфа!

- Слушаюсь барыня.

- Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!

- Никак не лытаю, барыня.

- Что за дело пытаешь?

- В хоромах прибираюсь.

- Меня в гости позвали, помоги нарядиться!

- Слушаюсь, барыня.

- Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!

- Примите барыня.

- Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?

- Вразумела, барыня. Будет исполнено.

- Какие непонятные слова услышали? Как  назывались части человеческого тела в глубокую старину?

Уста (губы), очи (глаза), ланиты( щёки), чело (лоб), выя( шея), перста (пальцы).

Физминутка

Пощелкайте перстами,

Улыбнитесь устами,

Наклоните выю вперёд, назад.

Погладьте свои ланиты.

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

И побежали на месте

Остановились  на чуток

Тихо сели и продолжили урок.

– Чело, очи, уста, перст. А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники? Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова  мы используем и сейчас. Попробуем подобрать  эти однокоренные слова.

Записываем:

Чело – чёлка

Очи – очевидный, очки

Уста – устный

Перст- перстень

(Выделите корень)

V.  Проверка усвоенного.

Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения.

Задание – Соедини стрелками устаревшее и современное слово. Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. 

VI.   Итог урока. Рефлексия.

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Удалось ли достигнуть поставленной цели? Удалось ли реализовать наш проект? Давайте проверим:

1.Выяснить, какие слова называются устаревшими

2.Установить причины исчезновения слов из активного словаря

одна из причин  исчезновения слов из активного словаря  - исчезновение предметов и явлений, их называющих;

другая причина исчезновения слов из активного словаря – они заменились другими словами – синонимами;

третья – слова поменяли значение

3.Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.

-Какие устаревшие слова вам больше всего запомнились?

 -Где чаще всего вы можете встретиться с устаревшими словами? (Окружающий мир – история нашей родины. Сказки, пословицы, поговорки русского народа. На уроках математики.)

-Кому было комфортно на уроке, кто получил удовлетворение на уроке,

предлагаю поднять улыбающийся смайлик.

-Тем ребятам, кто чувствовал себя неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю поднять равнодушного смайлика.

Можем ли мы сказать, что наша речь живая, и она может изменяться вместе с нашей жизнью?

 Великий русский писатель И.С. Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык- это клад, это достояние переданное нам нашими предками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в умелых руках оно в состоянии совершить чудеса».

VII.   Домашнее задание.

Описать внешность мамы, используя устаревшие слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.2 класс. Тема"Устаревшие слова".УМК "Начальная школа XXI века".

На данном уроке учащиеся знакомятся с устаревшими словами,их употреблением в современном русском языке.Прилагается презентация....

Разработка урока по русскому языку 2 класс на тему "Устаревшие слова"

Автор:  Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.Образовательное учреждение:  МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»Предмет:  русский язык,  УМК «Начал...

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока:  создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Технологическая карта урока русского языка "Корень как общая часть родственных слов" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о корне как общей части родственных слов.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мягко...