Разработка урока по русскому языку 2 класс на тему "Устаревшие слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Автор: Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»
Предмет: русский язык, УМК «Начальная школа XXI века»
Класс: 2 класс.
Название материала: урок «Устаревшие слова»
Оборудование: Учебник «Русский язык» , 2 кл., авт. С.В.Иванов, «Вентана-Граф», 2008 г.
Компьютер, медиапроектор, ИД
Карточки с заданием
Форма использования: фронтальная работа с ПК.
Авторский медиапродукт: презентация Microsoft Office PowerPoint 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 29.81 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 52 КБ |
muzyka_k_uroku.rar | 799.61 КБ |
ustarevshie_slova_nachalo.rar | 2.77 МБ |
ustarevshie_slova_prodolzhenie.rar | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Устаревшие слова»
Цель урока: познакомить с устаревшими словами
Задачи урока:
- наблюдение за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
- развитие речи уч-ся, умения работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.
- воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам
Планируемые результаты
Предметные: знают значения некоторых устаревших слов, умеют устанавливать причины «исчезновения» слов; знают авторов известных толковых словарей, умеют работать с толковыми словарями, умеют наблюдать за устаревшими словами в пословицах, фразеологизмах, используют их в современной речи, понимают значение изучения устаревших слов.
Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом , созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что – нет.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.
Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в совместном решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение, замечают различия своей и чужой точек зрения.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык» , 2 кл., авт. С.В.Иванов, «Вентана-Граф», 2008 г., с.82
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс»- М.:Вентана-Граф,2005.- с.325
- Компьютер, медиапроектор, ИД
- Карточки с заданием
Ход урока
I Орг. момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. И потому что сегодня светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородице. С Праздником вас!
А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
У меня для вас две благие вести: одна хорошая, а вторая очень хорошая.
С какой начать? ( с хорошей)
-Хорошо! Догадайтесь, что у меня на ладони:
Эта звёздочка-пушинка называется ... (снежинка)
- Да, у меня в руке снежинка. Возможно, это последняя снежинка зимы. Она опустилась к нам, чтобы подарить радость общения и радость открытий, которые нам предстоит сделать на уроке. Снежинка оставила в полёте удивительный узор.
Выполните такой же узор до середины строки.
Разомнем пальчики и пожелаем друг другу успеха. ( Разминка) И я вам желаю удачи. У вас на партах конверты-сундучки с пожеланием. Откроем их в конце урока.
- Работа по каллиграфии..
Пусть воркуют птицы! Пусть капель поет!
Светлые страницы жизнь пускай несет!
А благие вести в них мы запишем сами.
В праздник Благовещенье радуйтесь все с нами!
- Элементы какой буквы спрятались в узоре? Пропишите на следующей строке пять заглавных и строчных букв С с. Лучшую пару обведите в рамочку.
Следим за осанкой.
II Словарная работа
Словарные слова на букву С. Диктуют дети, записывают с комментированием.
Собака, сорока, суббота, соловей , спасибо, секрет.
-Подберите синоним к любому из этих слов.
-Повторим, что такое слова синонимы?
(Собака-щенок, пёс, псина; спасибо- благодарю; секрет- тайна.)
-Какие тайны бывают? (военные, тайна имени, женские, русского языка)
-Молодцы!
А вот теперь очень хорошая весть: что у меня в другой руке?
Правильно - ключ!
А кто мне скажет, что это за слово? (Многозначное, перечисляют значения этого слова : бывает к шифру, басовый, скрипичный, к замку)
-А у этого слова есть омоним? (да, ключ – вода, бьющая из-под земли)
А у нас ключ к сундучку со знаниями.
Сегодня это старинный бабушкин сундучок, в котором хранятся … А что, сейчас узнаем.
Открываем сундучок! (Звучит музыка)
- Актуализация знаний, введение в проблему.
Представьте себя в старинном городе (Слайд 2).
Нас встречают люди ( щелчок по картинке), они о чем-то говорят. Давайте послушаем, все ли нам будет понятно. ( Щелчок – звучит разговор).
Какие непонятные слова услышали? Почему мы их не понимаем?
Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем.
(Кольчуга, боярин, кафтан, десница)
-А как узнать значение этих слов?
Откройте учебники на стр.83, упр.1 и прочитайте толкование этих слов. ( Чтение сопровождается показом иллюстраций, слайды 3-6).
Запишите толкование любого слова в тетрадь (Слайд 7)
-Как мы можем назвать эти слова?
-Мы употребляем в речи эти слова?
- Постановка темы и цели урока.
-Как же мы назовем такие слова, которые устарели?
Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.
Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. (Устаревшие слова – тема нашего урока).
Учебник, с. 86, рубрика «Тайны языка»
Самостоятельное чтение статьи учениками.
Сегодня на уроке мы открыли старинный бабушкин сундучок, в котором хранится много устаревших слов. (Слайд 8)
Объяснение новой темы:
- А где мы сейчас можем встретить устаревшие слова?
- Для чего нам надо знать их значение? ( В сказках, в былинах…)
Вы любите сказки? Замечательно!
- Работа в группах.
( Слайд 10) Сказка Петра Павловича Ершова написана в 19 веке (1834 году). Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими.
Каждая группа работает над отрывками из этой сказки, ищет в них устаревшие слова и пытается объяснить их значение.
Ребята потом поделятся с нами, что же интересного они узнали.
2. Итак, 1 группа.
1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.
В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град. (Слайд 11)
2) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 12)
3) Седмица - так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя. (Слайд 13)
А знаете ли вы, что в старину было слово Неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете , почему? ( нет дел)
4) Град – так в старину называли город. (Слайд 14)
3. 2 группа
1) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами
2) В этом отрывке мы встретили такие слова: кушак, сафьян. (Слайд 15)
2) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 16)
3)Слова сафьян и кушак употреблялись в старину.
4) Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть. (Слайды 17,18)
5) Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. (Слайд 19)
Как можно назвать эти слова: кушак – пояс? ( Синонимы) Итак, мы видим еще одну причину исчезновения устаревших слов – они заменились другими словами – синонимами.
4. 3 группа.
1) Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
2) В этом отрывке мы встретили такие слова: вершок, аршин. (Слайд 20)
3) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 21)
4) Вершок – старинная русская мера длины, равная четырем с половиной см. (Слайд 22)
4) Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см. (Слайд 23)
5) А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? ( словарная статья в учебнике) Получается , он был ростом примерно с ребенка-подростка. (1м55см ), а его уши? (Слайд 24)
Сообщение ученика Рост конька горбунка.
Конёк-горбунок "ростом только в три вершка". Эта старая русская мера длины равнялась 4,4 см. Многие думают, что рост конька, таким образом, был равен 13,2 см. Некоторые художники и рисуют его величиной с маленькую собачку. Но недалеко уедешь на лошадке такого размера. Дело в том, что в старину количество вершков применительно к росту человека или лошади означало сверх: для человека - сколько вершков сверх двух аршин, для коня - сверх одного. Это значит, что рост Конька-горбунка, таким образом, в холке был равен (71 + 4,4 x 2) = 79,8 см. Не кавалерийский, конечно, конь, но всё-таки ростом с небольшого ослика или пони, на которого всё же можно сесть верхом
Физкультминутка
Выполняем упражнения за мной. И по-возможности, запоминаем, какие части тела я называю и показываю. Повторяйте.
Встанем
Улыбнёмся мы устами,
И пощелкаем перстами,
Десницы тянем высоко,
Опускаемся легко.
Приложили длань к ланите –
потерите, потерите.
Поморгаем мы очами
Петерите ваши длани.
Зарядилися мы впрок
Чтоб продолжить наш урок
Какие слова вы поняли? Что они означают?
5. Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще открыть сундучок и узнать другие слова? (Слайд 25)
– Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова?
(выслушиваются версии).
Давайте проверим.(Слайд 26). Запишите их в тетрадь в столбик.
А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники?
Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас.
Попробуем подобрать эти однокоренные слова.
Записываем:
Чело – чёлка
Очи – очевидный, очки
Уста – устный
Перст- перстень
(Выделите корень)
V. Проверка усвоенного.
Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения.(Слайд 27).
Задание – Соедини стрелками устаревшее и современное слово.
Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. (Слайд 28).
Кушак – пояс
Перст – палец
Седмица – неделя
Аршин – 71 см
Вершок- 4,4см
Длань - ладонь
VII. Итог.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вам понравился урок?
- Что вы узнали?
(Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.)
- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?
(Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии.)
- Какое задание понравилось больше?
- Кому было трудно на уроке?
Ребята, тема эта очень трудная, но вы все очень старались хорошо работать. Молодцы!
Мне ваша работа на уроке очень понравилась. Особо хочу отметить
.Старались …. Пожелаю быть активнее…. Вы можете… И все у вас получится.
На следующем уроке русского языка мы продолжим знакомство с устаревшими словами.
И в память об этом уроке вам закладки в форме ключа. Приложите к конверту, к замочку и прочитайте слово. Какое это слово? (Умница)
Откройте конвертик . Там монетки: золотая, серебряная и бронзовая.
- Если вам было трудно на уроке и вы не поняли тему, выберите бронзовую монетку(коричневую),
- если вам понравилось работать, но вы испытывали небольшие трудности- выберите серебряную (серенькую),
- а если вам было легко и вы все поняли –золотую .
Положите мне в сундучок.
Сегодня было приятно работать с вами. От вашей доброты и душевного тепла снежинка растаяла утекла в весеннем ручейке. На память о нашем уроке она оставила только капельку. А в ней те знания, которые вы получили на уроке.
А ключик стал золотым, потому что ничто не дается так дешево и не ценится так дорого как знания и вежливость.
Он будет помогать вам открывать тайны русского языка и будет своеобразным талисманом.
VIII. Домашнее задание. (Слайд 32) - Найти в русских народных сказках устаревшие слова. Составить словарик устаревших слов по сказкам.
Выполнить упр.2 стр.86
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор: Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»
Предмет: русский язык, УМК «Начальная школа XXI века»
Класс: 2 класс.
Название материала: урок «Устаревшие слова»
Оборудование: Учебник «Русский язык» , 2 кл., авт. С.В.Иванов, «Вентана-Граф», 2008 г.
Компьютер, медиапроектор, ИД
Карточки с заданием
Форма использования: фронтальная работа с ПК.
Авторский медиапродукт: презентация Microsoft Office PowerPoint 2003.
Пояснительная записка к презентации:
- Слайд №1- титульник
- Слайд №2:
Клик по рисунку центрального терема- появляется изображение бояр.
Клик по рисунку «Бояре»- воспроизводится звуковой файл.
Переход по управляющей кнопке к следующему слайду - Далее слайды №3 по №10 – смена слайдов по щелчку
- Слайд №11:
По щелчку ( дважды) выделяются искомые слова. ( аналогично слайды №15 и №20) - Слайды №12,16 и 21: клик по сундучку - появляются слова.
- Слайды №13,14- переход по щелчку
- Слайды № 17-19 - переход по щелчку
- Слайды № 22-24 - переход по щелчку
- Слайд №26 – по щелчку - появляются слова. После предположений детей- клик- появляется стрелка, указывающая значение слова.
- Слайд № 27 – работа на интерактивной доске. Дети соединяют стрелками слово и его значение
- Слайд №28 – проверка работы
Подписи к слайдам:
Урок русского языка во 2 классепо теме «Устаревшие слова»УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель начальных классовМБОУ АООШ Кичигина Г.Г.Апрель 2015 год.
Цель урока: познакомить с устаревшими словами
Задачи урока: наблюдение за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.развитие речи уч-ся, умения работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам
Подписи к слайдам:
Говорят, что книжка есть,И мы можем в ней прочестьПро конька, и про Ивана,И про рыбу с “окияна”,Про прекрасную жар-птицу,Про царя и Царь-девицу.Много в ней чудесных слов,Написал ее Ершов.Этой книжечке в обедровно 180 лет!
Время катит чередом, Час за часом, день за днем. И на первую седмицу Братья едут в град-столицу,
чередом
Повели коней в конюшни Десять конюхов седых, Все в нашивках золотых, Все с цветными кушаками И с сафьянными бичами.
Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.
Подбери однокоренные слова
Подбери однокоренные слова
Чело – чёлкаОчи - очки Перст - перстеньУста - устный
Соедини пары слов
Проверка
Что нового узнали?Какое устаревшее слово запомнилось больше всего? Что оно обозначает?Почему исчезли эти слова?Где их сейчас можно встретить?
Найти в русских народных сказках устаревшие слова, сделать словарик устаревших слов.Выполнить упражнение №2 на стр. 86.
Если вам было трудно на уроке и вы не поняли тему, выберите бронзовую монетку(коричневую). Если вам понравилось работать, но вы испытывали небольшие трудности- выберите серебряную (серенькую). А если вам было легко и вы все поняли –золотую .
Ссылки на рисунки в интернете
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/53/Bilibin_stage.jpg городhttp://www.megabook.ru/MObjects2/data/pict1998/b_074.jpg -бояреhttp://www.nachalka.com/sites/default/userpic/syndyk.jpgсундучокhttp://www.vipmir.ru/files/image/foto_1/mp_12411_0.jpg кольчугаhttp://russkiymir.md/6kl34.gif кафтанhttp://www.classicbelt.ru/images/belts_history/extra_size/270.jpg бояреhttp://www.cirota.ru/forum/images/101/101888.jpeg десницаhttp://i.i.ua/photo/images/pic/5/7/2151475_fd82eac.gif кушакhttp://www.kalitva.ru/uploads/posts/2010-01/1263279166_1157022020.jpg сафьянhttp://miraska.narod.ru/images/sapogi.jpgсапогиhttp://irc.lv/images/blogs/36018.jpeg неделяhttp://www.mer.kakras.ru/img-mer/arshin.gif- аршинhttp://gorod.tomsk.ru/uploads/41581/1261032069/36.jpgКонекhttp://mou010.omsk.edu.ru/pro2009/pic/tur1_1.jpg Конекhttp://amnesia.pavelbers.com/Ershov%20Konek-gorbunok51.jpg Иванhttp://az.lib.ru/img/e/ershow_p_p/text_0030/13.jpg конек 1http://office.microsoft.com/clipart/preview.aspx?AssetID=MPj0439331&Query=подростокhttp://office.microsoft.com/clipart/preview.aspx?AssetID=MCj0432549&Query светофорhttp://foto.rambler.ru/public/5svetabukina5/_photos/102/1-web.jpg - пирожноеhttp://office.microsoft.com/clipart/preview.aspx?AssetID=MCj0430317&Query- космонавтhttp://www.perm.aif.ru/application/public/news/657/173f79a21fb1f4f4b2265964f4c42c6b_big.jpg - вертолетhttp://mou010.omsk.edu.ru/pro2009/tur5.htm, http://mou010.omsk.edu.ru/pro2009/pic/tur5_2.jpg- новое на старый лад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Разработка урока по русскому языку по теме "Состав слова"
Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова"...
Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"
Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....
Разработка урока по русскому языку на тему: Перенос слова
Образовательные: познакомить с правилами переноса слов; ввести алгоритм действий при переносе слов; научить объяснять выбор правила переноса.Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произволь...
Разработка урока по русскому языку "Знакомьтесь: другие части слова!"
Урок по русскому языку во 2 классе по программе "Гармония"Ознакомить учащихся с новыми частями слова.Развивать умения составлять новые слова с помощью приставки и суффикса.Воспитывать сознательное отн...
разработка урока по русскому языку " Большая буква в словах"
разработка урока...
Разработка урока по русскому языку по теме "Многозначные слова" 2 класс по системе Занкова.
Данная разработка урока формирует умение учащихся выделять в предложениях и в текстах днозначные и многозначные слова....