Технологическая карта урока русского языка в первом классе по теме "Многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Коспект урока "Многозначные слова" 1 класс
презентация к нему скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_1_klasse_mnogoznachnye_slova.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока
Кореховой Ирины Михайловны, учителя начальных классов
Место работы МБОУ СОШ №5 г. Курчатова
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Многозначные слова.
Класс: 1 класс
Предмет: Русский язык.
Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.
Русский язык: 1 класс / под редакцией Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочая тетрадь №2 «Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2011.
Урок №44 в теме «Речь».
Тема урока: Интонация при общении. Слова, близкие по значению. Многозначные слова.
Педагогические задачи: создать условия для соблюдения правильной интонации при общении, чтении текста, ознакомления со словами, сходными по значению и их использованием в речи; научить находить слова, имеющие несколько значений, устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова; способствовать усвоению приёмов и последовательности выборочного списывания .
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся сравнивать слова, звуки и буквы, кратко характеризовать звуки, решать учебные и практические задачи- осознавать цели и ситуации устного общения; научатся приёмам выборочного списывания, проводить звуковой анализ и делать вывод о том, что написание и произношение не всегда совпадают; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение умением менять интонацию при чтении текста для выражения различных чувств; осмысление толкования многозначного слова в контексте; наблюдение за словами сходными по значению, и их употребление в речи;
Логические: осуществление звуко - буквенного анализа; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность согласно заявленной задаче; сопоставлять выполненную работу с образцом, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера допущенных ошибок.
Коммуникативные: правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты) при устном общении; выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заявленному заданию самостоятельно, осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учёбе; выражают желание осваивать новые приёмы и действия, улучшать результаты труда.
Средства обучения: С. В. Иванов. Русский язык 1 класс: учебник. М. Вентана-Граф, 2011.
С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. Русский язык 1 класс: рабочая тетрадь №2. М. Вентана-Граф 2011.
Мультимедийный проектор. Подборка материала для иллюстрирования значения слов «звезда» и «билет», рисунок клоуна, магнитные карточки со словами, афиша – приглашение на урок, «Толковый словарь».
№ п/п | Ход урока | Формирование УУД | |||||
коммуника тивные | познаватель ные | регулятивные | личностные | ||||
Название этапа урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя и учащихся | |||||
I | Мотивация к учебной деятельности | Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка | Слайд 1 (афиша) Ребёнок в костюме клоуна читает афишу: Спешите! Спешите! Только сегодня и только у нас познавательный и увлекательный урок русского языка! Сегодня в программе: новые знания и интересные задания! - Добрый день, дорогие зрители! Да, да, я не ошиблась. Сегодня, ребята, вы не только ученики, но ещё и зрители, потому что мы отправляемся в цирк! | Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности | |||
II | Введение темы урока | Постановка учебной задачи | Но для начала скажите, что называют словом «цирк»? Проблемная ситуация: а что общего у слов «цирк» и «циркуль»? Слайд 2 (здание цирка) Ученик-эксперт рассказывает об этимологии слова «цирк». Что новое вы узнали о слове «цирк»? - Ребята, каждое слово имеет своё значение. Иногда у одного и того же слова могут быть 2 или3, или больше значений. Рубрика «Это интересно?» У слова «идти» 26 значений, а у слова «стоять» - 17. Все значения слова записаны в толковом словаре. Слайд 3 (статья из толкового словаря) - Сколько значений у слова «цирк»? ( 1. Вид театрального искусства. 2. Здание. 3. О смешном случае.) - Вы догадались, что мы будем изучать во время нашего похода в цирк? (значения слов) | Учатся слушать мнение сверстников, участвовать в коллективной деятельности. Планирование учебного сотрудничества с учителем | Осваивают практические навыки работы с толковым словарём с целью уточнения знания значения слова. | Понимают и принимают учебную задачу. | Появляется интерес к способу получения новой информации. |
III | Актуализация опорных знаний. | Создать условия для осознания важности интонации при общении. | - Кто выступает в цирке? - Кто из артистов цирка самый весёлый? Рассмотрите рисунок клоуна на доске. - Опишите костюм клоуна. - Прочитайте текст рубрики «Подумаем вместе». - В каких предложениях передаётся восторг мальчика? Как вы догадались? - Прочитайте их выразительно, постарайтесь передать голосом восторг мальчика. Как это показано на письме? - А теперь прочитайте этот текст так, как будто мальчику не понравился костюм клоуна. Предложения и знаки препинания остались те же, но все поняли, что костюм плохой. Почему? (читал с другой интонацией) Упр. 2 - Найдите предложение – описание колпака. Почему в конце стоит восклицательный знак? - Запишите это предложение в тетрадь. | Учатся правильно использовать речевые средства для выразительного чтения | Овладевают умением менять интонацию при чтении текста | Оценивают важность выразительности речи при общении, осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Учатся находить в тексте конкретное предложение. | Осознают необходимость работы над совершенствованием собственной речи. Осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий. |
IV | Открытие новых знаний. | Актуализировать знания о словах, имеющих разное значение.. | - Чем же так понравился мальчику клоунский колпак? - Объясните значение слова «звезда». Упр. 1. - О какой звезде говорит Катя? - А о какой – Ксюша? - Почему девочки не поняли друг друга? - Какие ещё значения этого слова вам известны? Слайд 4. Подбор иллюстраций на разные значения слова звезда: 1. Небесное тело. 2. Геометрическая фигура. 3. Морское животное. 4. Медаль «Герой России». 5. Пятно на лбу лошади. 6. Известный человек. (Ю. Никулин). - Кто узнал этого человека? - Какое отношение он имел к цирку? - Придумайте предложение со словом «звезда». Постарайтесь употребить слово в разном значении. Работа в парах. Упр 4. - Какие слова называют по разному один и тот же предмет? (прыгалка, скакалка, верёвочка) Чтение рубрики «Обрати внимание» - Приведите свои примеры близких по значению слов. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Высказывают собственное мнение и аргументируют его. . | Осмысленное толкование многозначного слова в контексте. . Самостоятельное решение проблем поискового характера. | Ищут пути решения проблемы | Сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека. |
V | Пальчиковая гимнастика.
| Подготовить руку к письму | Вращения кистями рук Сжимание пальцев в кулак, разжимание. Ладонь, ребро, кулак, ладонь. | Здоровьесберегающие | |||
VI | Минутка каллиграфии | Отработка каллиграфических навыков. | - Отгадайте загадку: Вот выходит кто-то рыжий И детый кое-как: Башмаки длинны, как лыжи, А на голове колпак. Он пускается в проказы, Затевает сто затей, Рассмешить умеет сразу Всех – и взрослых, и детей. - Как вы догадались, что это клоун? Упр. 1 в тетради с печатной основой. Дорисуйте портрет клоуна. Упр. 2 в тетради с печатной основой. Попробуйте написать, не отрывая ручки от бумаги. зе зв ло зо - Напишите буквосочетание на первой (второй, третьей) строке за одно движение. ( Учитель показывает). Каждое буквосочетание напишите 4 раза. - На оставшемся месте запишите слово, которое начинается с этого сочетания букв. | Анализируют буквосочетания и используют их при составлении новых слов. | Планируют свои действия в соответствии с учебной задачей, осуществляют самоконтроль и самооценку. | Используют усвоенные приемы работы. | |
VII | Физминутка | Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка | Цирк приехал! Цирк приехал! (руки в стороны) Все ребята говорят. А под куполом арены (руки вверх) Акробаты вверх летят. (взмахи руками) Медвежата вальс танцуют, (кружатся) Кони гордо маршируют. (маршируют) Добрый слон ушами машет (показывают) И под дудку шустро пляшет. (руки на пояс, вприсядку) | . | Сбережение здоровья | ||
VIII | Актуализация ранее изученного материала. | Научиться находить в тексте родственные слова. | . Упр. 3 в тетради с печатной основой. Работа в парах. - Прочитайте стихотворение. - Найдите в стихотворении группы родственных слов. Подчеркните их. - Выпишите группы родственных слов. Цирк, циркачи; Клоунский, клоун; Взаимопроверка. - Выделите общую часть родственных слов. Слайд 6. Самопроверка по образцу на экране. Рабочая тетрадь. Упр. 4. - Определите, какой звук является общим в каждой группе слов. - Какой вывод вы сделали? (написание и произношение не всегда совпадают) | Учатся учитывать мнение сверстников и координировать свои действия в деловом сотрудничестве. | Учатся соотносить звуковой и буквенный состав слова. | Учатся осмысленно работать с текстом. | Контролируют собственные действия. |
IX | Включение в систему знаний и повторения | Обогащение словарного запаса. | - Ребята, клоун очень хотел, чтобы у вас сегодня было хорошее настроение. Он принёс и развесил в классе шары. Что вы заметили? (на шарах слова) - Прочитайте эти слова: купол, манеж, арена, гимнаст, прожектор, билет, партер. Карточки со словами учитель вывешивает на доске. - Где можно всё это встретить? Слайд 7. (Фото арены цирка с подписанными названиями) Посмотрите на экран. - Объясните значение каждого слова. - Какого слова нет на экране? (билет) - А нужен ли билет в цирке? - Какие ещё билеты бывают? Слайд 8. (иллюстрирование многозначности слова «билет») - Сколько значений у слова «билет». - Давайте проверим ваши предположения по словарю. Откройте конверт, который есть у каждого из вас. - Прочитайте задание. - самостоятельно впишите в предложения слова, значение которых вы узнали сегодня на уроке. На … цирка появился фокусник. Под … арены выступают воздушные … . Весь вечер на … клоун Юрик! - Прочитайте, какие предложения у вас получились. - Какое предложение нужно прочитать как объявление. - Почему вы так решили? Учебник. Упр. 6. - Подберите и вставьте в текст близкие по значению слова. | Формулируют простые выводы, строят понятные для слушателей высказывания | Узнают значения новых слов самостоятельно с опорой на рисунок. Анализируют объект, выдвигают гипотезы и доказательства. Учатся правильно использовать многозначные слова в тексте. Учатся осмысленно подбирать слова в соответствии с контекстом. | Удерживают цель деятельности до получения результата. Организуют самостоятельную деятельность. | Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач. |
X | Итог урока и рефлексия | Организовать фиксацию нового материала, изученного на уроке. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | - О чём вы узнали на уроке? (о многозначных словах) - Заполните таблицу «Однозначные и многозначные слова» (дети выходят к доске и расставляют карточки со словами в таблицу) Проблемная ситуация. - Как вы думаете, а слово «клоун» имеет одно значение или нет? - Как нужно поступить, если вы сомневаетесь в ответе? (смотреть в толковом словаре) - Давайте проверим ваши предположения. Слайд 9. (рыба-клоун) Ставят слово «клоун» в графу «многозначные слова». - Продолжи предложения: Я научился … Я узнал на уроке… Мне было трудно, когда… Мне было интересно… Мне нужно ещё раз повторить … | Формулируют простые выводы. | Учатся классифицировать слова по их многозначности или однозначности. Обосновывают и оценивают собственную деятельность, отделяют знания от незнания, прогнозируют будущую деятельность. | Осмысливают свой уровень усвоения знаний. Учатся планировать свою будущую учебную деятельность. | Осознают необходимость самосовершенствования, выражают желание осваивать новые действия. |
Список литературы: Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». -3-е изд; дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010.
Иванов С.В., Русский язык. 1 класс. М.: Вентана – Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
Иванов С.В., Русский язык 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Вентана –Граф. 2011.
Жиренко О.Е.. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1 – 4 классы. М.: 5 за знания. 2007.
Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Под. ред. Ладыженской Т.А. М.: Просвещение. 1992.
Подпись учителя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Местоимение по УМК Начальная школа XXI века
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Местоимение" по УМК "Начальная школа XXI века"...
Технологическая карта урока русского языка «Подбор заголовков к предложенным текстам» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о предложении, тексте и заголовке текста.Планируемые результатыПредметные:1. Знать, что такое предложение, текст и заголовок текста.2. Уметь определ...
Технологическая карта урока русского языка "Учимся составлять текст из абзацев" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя:закрепление понятия «абзац», формирование представления о составлении текста из абзацев.Задачи урока:Дидактические:1) вспомнить, что такое «текст» и ...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание гласных на конце наречий" (УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс)
ТИП УРОКА: урок рефлексии.ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знаний у обучающихся о правописании гласных букв на конце наречий.ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о правописании гласны...
Технологическая карта урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК Начальная школа XXI века), 3 класс
Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать представление у обучающихся о прямом и переносном значении словa.2. Научить использовать прямое и переносное значение в зависимости от ко...
Технологическая карта урока русского языка «Слова однозначные, многозначные и омонимы» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
Тема урока: «Слова однозначные, многозначные и омонимы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о однозначных, многозначных слов ...