Урок русского языка.2 класс. Тема"Устаревшие слова".УМК "Начальная школа XXI века".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
На данном уроке учащиеся знакомятся с устаревшими словами,их употреблением в современном русском языке.Прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 32.63 КБ |
prezentaciya.pptx | 1.51 МБ |
prilozhenie.docx | 13.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Л.Булавина, д.6
Тел. 8(496)542-93-09
Урок русского языка
Программа «Начальная школа XXI века»
Автор учебника: С. В. Иванов
2 класс
Тема: «Устаревшие слова».
Подготовила:
учитель начальных классов
II квалификационной категории
Борисова Светлана Николаевна
2012 год
Тема: «Устаревшие слова».
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.
Задачи: познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и употреблять их; пользоваться толковым словарем.
- Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному
материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение находить в текстах устаревшие слова, понимать и объяснять их значение.
Тип урока - урок изучения и первичное закрепление новых знаний.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В.Иванов, презентация.
Оборудование: карточки со словами, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, электронная физминутка для глаз «Матрешки».
Использованная литература:
Школьный толковый словарик
И.Голуб. Путешествия в страну слов. Дидактические материалы по русскому языку для 1-4 классов. М.: Владос, 2005 г.
«Толковый словарь живого русского языка». В И Даль.
Ход урока
I. Организационный момент. (Создание эмоционального настроя)
Учитель. Ребята! Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад?
Дети. Да!
У. У меня нет машины времени, но сегодня на нашем занятии я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе людей много-много лет назад.
II. Введение в новую тему.(Актуализация знаний)
Слайд 1
- Прочитайте слова с экрана.
- Кто может дать лексическое значение этим словам.
- А где можно узнать значение этих слов?
- Как называется такой словарь? (толковый)
Показать несколько словарей.
- Кто догадался ,с какими словами мы будем работать на уроке?
III.Сообщение темы урока. Слайд 2
1. Чистописание
пр ро ор ре ех ха
- Правильно.
прореха
- Составьте предложение со словом прореха. (устно)
-Ребята, какое слово это слово? (устаревшее)
-Почему?
- Правильно: мы их не употребляем, значит, они устаревшие. Но эти предметы ведь не исчезли, они существуют, но только под другими именами. Сделайте, пожалуйста, вывод: все ли устаревшие слова исчезают? (Некоторые устаревшие слова забываются, но названия заменяются)
-А какое слово будет близкое по значению?
-Как мы называем такие слова? (синонимами)
IV. Усвоение новых знаний.
У. Вам предлагается задание "Найди пару!"
Слайд 3
На каждой парте лежит карточка со словами. Возьмите ее в руки.
изгородь
челядь
замарашка
чужеземец
чёлн
зазор
забор
народ
неряха
иностранец
стыд
лодка
У. Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вам непонятны?
Д. Челядь.
У. Кто из вас знает, что обозначает это слово?
Д. Раньше мы не встречали этого слова в речи.
У. Челядь – это определенная категория людей: домочадцы, прислуга, работники, дворовые люди, наемные слуги.
Прочитайте слова второго столбика. В чем отличие слов первого столбика от слов второго столбика?
Д. В первом столбике – слова устаревшие, а во втором – современные.
У. Вам необходимо подобрать к каждому слову из первого столбика синоним из предложенного ряда слов второго столбика. Соединить стрелочками.
Дети выполняют задание.
- Проверим.
– Какому слову из первого столбика трудно было найти пару?
Д. К слову челядь.
У. Почему?
Д. Потому что мы не знали раньше значения этого слова, не произносили его, а не произносили потому, что это слово сейчас мы не употребляем в речи.
У. Почему это слово мы сейчас не употребляем?
Д. Вероятно, этому слову нашлась замена или это явление или предмет перестали существовать в наше время.
Физминутка для глаз
(матрешки)
Слайд 4
V. Первичное закрепление новых знаний .
Работаем в учебнике
Стр.83 «Тайна языка», «Путешествие в прошлое»
Запись у доски и в тетради новых слов и синонимов
Сафьян – кожа
Кушак – пояс
Бич – плеть
Упр.1
Слайд 5,6,7,8
- Запишите 2 любых слова и их значения в тетрадь.
- Ребята, вам понравилось работать с устаревшими словами?
- Работаем дальше.
У. Прочитайте слова на экране.
VI.Закрепление знаний и умений.
Слайд 9
перст - палец
перстень
перчатки
наперсток
- Какое из этих слов устаревшее? Почему?
- Кто знает значение этого слова?
– Каково общее лексическое значение этих слов?
Д. Палец и то, что надевается на палец.
У. Являются ли эти слова родственными?
Д. Не все слова родственные.
У. Какое слово не является родственным?
Д. Палец.
У. Почему слово палец не входит в эту группу?
Д. Потому что слова перст и палец – синонимы.
-Запишите родственные слова в столбик в тетради и выделите корень.
- Проверим .
Слайд 10
У. Составьте предложение с предложенными словами.
На доске:
I ряд: перстень
II ряд: наперсток
III ряд: перчатки
- Проверим.
Дети читают предложения.
У. Прочитайте полученные предложения.
( В ювелирном магазине мама купила красивый перстень.Бабушка связала мне новые перчатки. При шитье портные надевают на палец наперсток, чтобы не уколоть палец.)
У. Каково значение слов перстень, перчатки и наперсток в ваших предложениях?
Дети разъясняют значения слов.
VII.Физминутка
Карточка
Слова, которые мы не употребляем сейчас в речи, называются устаревшими,
Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Вместо ланиты мы говорим щеки, вместо чело – лоб, вместо око – глаз, вместозерцало – зеркало и т.д.
У. Прочитайте определение на карточках.
Дети самостоятельно изучают определение устаревших слов.
– Многие слова нам уже знакомы. Какое новое слово здесь употреблено?
Д. Ланиты.
У. Что такое ланиты?
Выслушиваются ответы детей.
– Ланиты – это щеки.
У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.
Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово "баян". Что оно обозначает в нашем языке?
У. Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны знать, уметь определять их значение
VIII. Обобщение и систематизация знаний.
-Какую цель поставили в начале урока?
-Достигли ее? -Зачем нужны устаревшие слова?
Рефлексия учебной деятельности.
-Оцените результаты своего труда.
Цветочки, лепестки желтые и красные
- И послушаем разговор барыни и служанки. Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова.
Сценка «Барыня и крепостная».
-Марфа!Марфа!
-Слушаюсь барыня.
-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!
-Никак не лытаю, барыня.
-Что за дело пытаешь?
-В хоромах прибираюсь.
-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!
-Слушаюсь, барыня.
-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!
-Примите барыня.
-Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?
-Вразумела, барыня. Будет исполнено.
Проверка восприятия
-Ребята, какие непонятные слова вы услышали в этой сценке?
(ребята называют эти слова, я вывешиваю карточки с этими словами на доске).
XI. Информация о домашнем задании.
(по выбору:упр. из учебника, найти в текстах 5-10 устаревших слов, составить3 предложения с ними)
Слайд 11
-Спасибо за работу. Вы сегодня молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке Правильно объяснять значение устаревших слов и употреблять их, подбирать к ним синонимы Пользоваться толковым словарем Устаревшие слова
з амарашка и згородь ч ужеземец чёлн зазор ч елядь з абор н арод неряха и ностранец стыд лодка
кольчуга
кафтан
боярин
терем
перст перчатки перстень напёрсток палец
перст перстень напёрсток перчатки
1 ряд: перстень 2 ряд: напёрсток 3 ряд: перчатки Составьте предложение
Спасибо за работу! Вы сегодня молодцы!
Предварительный просмотр:
Карточка
Слова, которые мы не употребляем сейчас в речи,
называются устаревшими. Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Вместо ланиты мы говорим щеки, вместо чело – лоб, вместо око – глаз, вместо зерцало – зеркало и т.д.
Карточка для учащихся
замарашка забор
изгородь народ
чужеземец неряха
чёлн иностранец
зазор стыд
челядь лодка
Карточка
Слова, которые мы не употребляем сейчас в речи,
называются устаревшими. Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Вместо ланиты мы говорим щеки, вместо чело – лоб, вместо око – глаз, вместо зерцало – зеркало и т.д.
Карточка для учащихся
замарашка забор
изгородь народ
чужеземец неряха
чёлн иностранец
зазор стыд
челядь лодка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Родственные слова "1 класс УМК школа 21 века
Презентация содержитиллюстративный материал....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Устаревшие слова" (2 класс)
Цели:1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами, углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)
Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...
Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"...
Презентация к занятиям в кружке русского языка на тему "Устаревшие слова"
При подготовке детей к олимпиадам по русскому языку столкнулась с проблемой отсутствия хорошего материала по теме "Устаревшие слова", поэтому решила подготовить необходимую информацию в виде...
Конспект урока русского языка по теме "Вежливые слова" в 3 классе программа "Начальная школа 21 века"
1. Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);3. Научатся выражать чувства добрыми слов...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...
Комментарии
Урок составлен грамотно,
Урок составлен грамотно, используются новые технологии, связь с жизнью и опорой на личный опыт ребёнка. Учитель создаёт положительную мотивацию на восприятие нового материала. На таком уроке детям не будет скучно и учение пройдёт с увлечением.