Урок русского языка 3 класс "НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ»
Цели:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями различия научного текста от научно-популярного;способствовать умению доказательно различать научный и научно-популярный тексты способствовать обогащению словарного запаса детей;учить составлять сообщение научно-
популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из текста.
2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к научно-популярной литературе;совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.
3. Воспитательные: формировать интерес к изучению научно-популярной литературы.
Задачи урока:
– выявлять и уяснять признаки научно-популярного текста, проводя исследовательскую (квазиисследовательскую) работу с текстами учебника;
– осознать, что в определении научно-популярного текста сконцентрированы его основные признаки;
– составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из двух текстов, близких по проблематике.
Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД:
Планируемый результат:
Предметные умения: иметь представления о научно-популярном тексте.
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
Универсальные познавательные учебные действия:формирование представления о различиях научно-популярного от научного текста, формирование познавательного интереса к ним через работу с текстом.
Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами и сотрудничать в малой группе.
Метапредметные умения: составлять сообщения, доклады, рефераты в старших классах.
Межпредметные связи:окружающий мир, литературное чтение
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с.84–87), презентация.
Формы работы:фронтальная, в парах, индивидуальная.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап. __________
Цель: подготовить учащихся к работе.
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Положите свои руки друг другу на плечи и произнесите хором:
«Я желаю тебе сегодня добра
Ты желаешь мне сегодня добра
Если будет трудно, я тебе помогу»
2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.__________
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.
-По какой части учебника работаем? Значит какой сегодня урок? (урокразвития речи)
- Определите по содержанию, по какой теме будем работать. (Научный текст).
-Откройте стр. 84 .
-Сегодня мы будем работать с упр. 36.
-Как называется текст ? (Как живут и питаются звери зимой).
- Не читая текста, можете определить, о каких животных мы узнаем? (О белке, лисе и волке)
- Что помогло вам?( иллюстрация).
- Чуть позже мы с вами убедимся, об этих ли животных пойдет речь, на основе НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА.
-Так с каким текстом будем работать? ( С научно-популярным)
- Скажите, какое понятие уже известно? (научный текст)
- Вспомните, что такое научный текст? (текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном)
-А что для вас новое? (сочетание словнаучно-популярный)
-Хотите узнать, какой текст называют Н-П? (Да)
3.Определение темы и целей урока__________
Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.
- Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.
( Узнать,что такое научно-популярный текст, уметьразличать научный и научно-популярный тексты, узнать о жизни животных зимой).
-Какие задачи поставите перед собой?(Проверить свои знания и получить новые).
4.Этап открытия новых знаний (исследование)__________
Цель: апробация способа действий , направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.
- Для того, чтобы добиться цели урока, я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Что мы будем исследовать? (текст)
- Убедимся , правильно ли вы предположили, о каких животных пойдет речь?
Читает учитель
Вопросы по тексту:
-О жизни каких животных вы узнали?( белка, лиса, волк)
-Разделите этот текст на части. Карандашом поставьте точки.
-Сколько частей получили?(На триили четыре)
- Прочитайте этот текст по частям.
- Есть ли в тексте научная информация о жизни животных?(Да)
- Найдите их в тексте (Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени;Зимой волки живут стаями по 10–12 особей ; )
- А какие слова и выражения могут быть использованы в художественном тексте? (как бы в валенках, ноги ее зябнут, волка ноги кормят).
- Нужно ли быть ученым и хорошо знать мир природы, чтобы написать такой текст? Почему? (да, ведь в тексте есть научная информация)
-А талант писателя необходим? Зачем?( да, ведь в тексте просто и интересно излагаются научные сведения ).
- Обратите внимание на вопрос Маши. Прочитай вслух.
- Как вы ответите Маше? (Текст, в котором научные сведения излагаются в интересной форме, называется НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМ).
- Где найдетеподтверждение нашему выводу? (на с. 36.)
- Сравните наш вывод и вывод Летучей мыши? (Выводы совпадают.Мы правильно его сделали.)
РЕБЯТА, ВЫ, НАВЕРНОЕ, УСТАЛИ? СДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ!
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
5.Первичное закрепление__________
Цель:организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий в парах.
-Ребята, Анишит Йокоповна предложила следующее задание:
Каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, составит сообщения. Один ученик – о жизни белки в зимнем лесу.
-А сосед по парте составит сообщение о жизни лисы зимой. Постарайтесь, чтобы ваши сообщения были одновременно и точными, и интересными.
-То есть, какой текст будете составлять? (Н-П)
- Договоритесь между собой, о ком подготовите сообщения.
В результате этой работы два сообщения (один из учеников – о лисе, а другой – о белке), выбирая из текстов 1 и 2 только нужные сведения(карандашом)
- Если будет трудно, не бойтесь обратиться за помощью к товарищу или учителю
(для слабых учащихся раздаются карточки с вопросами. Учащиеся , ответив на них получат небольшое сообщение о жизни белки зимой).
ПРОХОЖУ, ПОМОГАЮ С ПЛАНОМ
Жизнь белки зимой
- Где зимой живет белка?
- Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
- Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?
- Чем питается белка зимой?
(Это задание позволяет подготовить детей к написанию рефератов в средней и старшей школе, учит школьников использовать несколько источников для составления наиболее полного
сообщения (доклада)).
Слушаются 2- 4 ученика. (Оценивание учащимися) ПО КРИТЕРИЯМ!!!
При оценке ответа товарища руководствуйтесь следующими критериями:
«5» - без ошибок «4»- 1-2 недочета |
6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов__________
-Какую цель поставили в начале урока?
(Узнать что такое научно-популярный текст, научиться различать научный и научно-популярный тексты, узнать, как живут животные в лесу зимой)
- Достигли ли мы ее? ( Да)
-Каким способом? (работой в паре с текстом)
- Где будете применять свои знания? (писать доклады, сообщения.)
7. Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):__________
- Оцените каждый свою работу: (На партах у детей лежат три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.)
- Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.
- Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.
- Выберите красный, если вам было трудно.
- Что нужно для того, чтобы наши знания были более прочными? (Поработать над темой еще)
8.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников__________
Дома подготовьте сообщение об одном из животных по вашему выбору.
Кто испытывает трудности – предлагаю воспользоваться планом, который я оставлю у вашего учителя и подготовить сообщение по составленному плану.
Жизнь белки зимой
- Где зимой живет белка?
- Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
- Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?
- Чем питается белка зимой?
Жизньлисы зимой
- Что предохраняет от холодов лису?
- Мерзнут ли ноги у лисы? Почему?
- Легко ли лисе добывать пищу?
- Чем питается лиса?
Жизнь волка зимой
- Хорошо ли волки переносят сильные морозы?
- Как зимой живут волки?
- Легко ли находят волки пищу?
- Бывают ли зимой волки сытыми?
__________
- Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок; на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в хлопке и скажем друг другу «спасибо!»
Если мы обменяемся яблоками, у нас так и останется одно яблоко. А если мы обменяемся идеями, у нас станет две идеи.
- Где зимой живет белка?
- Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
- Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?
- Чем питается белка зимой?
Жизнь лисы зимой
- Что предохраняет от холодов лису?
- Мерзнут ли ноги у лисы? Почему?
- Легко ли лисе добывать пищу?
- Чем питается лиса?
Жизнь волка зимой
- Хорошо ли волки переносят сильные морозы?
- Как зимой живут волки?
- Легко ли находят волки пищу?
- Бывают ли зимой волки сытыми?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".
Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....
Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.
Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....
Конспект урока русского языка по теме "Текст" .Презентация к уроку по теме "Текст"
Коспект урока по русскому языку...
Технологическая карта урока русского языка "Как строится текст.Начало текста." УМК «Начальная школа XXI» 2 класс
Цель урока:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты начала и окончания к незаконченным текстам. Дидактические:1) устранить пробелы ...