Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение и закрепление знаний по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Стальмакова Ольга Дмитриевна

Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.
Вид урока: Практическая работа, беседа.
Цель урока: Совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx48.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Стальмакова Ольга Дмитриевна,

учитель начальных классов МБОУ Стодолищенская СОШ

2014 – 2015 учебный год

Технологическая карта урока.

Предмет:

Русский язык

Класс:

2 б

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.

Вид урока:

Практическая работа, беседа.

Тема урока:

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Цель урока:

 Совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола.

Задачи урока

Обучающие: 

  • формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
  • систематизация и обобщение знаний по правилам правописания глаголов: изменение глагола по числам, не с глаголами;
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей: обучать учащихся приёмам самооценивания.

Развивающие: 

  •   развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  •  побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
  •  развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
  •  развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;
  •  активизировать словарный запас;
  •  корректировать слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, внимание.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи

Место урока в системе уроков:

Урок – обобщения  и систематизации полученных знаний.

Основные понятия и термины:

  • глагол
  • орфограмма
  • часть речи
  • число глагола
  • распространенное предложение
  • нераспространенное предложение

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы урока:

  • презентация,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • карточки для работы в паре,
  • наглядность для оценивания знаний учащихся на уроке.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Игровые технологии

Ход урока

  Этап урока

 

Время,

мин

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

1.Психологический настрой на урок.

Самоопределение к деятельности.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку, мотивировать на «успех».

2.Пальчиковая

гимнастика. 

3.Чистописание.

4.

Словарная работа.

5.Постановка проблемной ситуации.

Выход на тему и задачи урока.

Цель:

Подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока

6.Применение знаний и умений.

7.Физкультминутка.

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Применение знаний и умений (продолжение)

8.

Дидактическая игра «ПРАВИЛЬНО - НЕПРАВИЛЬНО»

9.Подведение итогов работы.

Рефлексия.

Цель: сформулировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

10.Домашнее задание. 

3мин

2мин

3мин

3 мин

5мин

8мин

2мин

12

мин

2мин

3мин

2мин

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой.

Знакомит с таблицей «Оценим свои достижения»

Проводит гимнастику.

Организует диалог с обучающимися.

Создаёт проблемную ситуацию.

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и задач урока; в случае затруднения помогает формулировать.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Анализирует знания учащихся.

Задаёт вопросы по теме.

Диктует слова.

Определяет

правильность посадки.

Нацеливает на выполнение задания.

Формулирует задание.

Организует проверку выполнения упражнения.

Ведёт беседу, побуждает к высказыванию своего мнения.

Объясняет правила игры.

Учитель читает утверждения, с которыми учащиеся либо соглашаются, либо отвергают их.

 

Организует рефлексию.

Предлагает выбор разноуровневых заданий на дом.

Слушают, воспринимают, настраиваются на работу. 

Показывают смайлики

(солнышко, если хорошее настроение, тучка, если плохое настроение)

Составляют предложение.

Знакомятся с таблицей.

 

Выполняют пальчиковую гимнастику под музыку

Л. Яртова.

Работают в тетради.

Оценивают свою работу

в таблице достижений.

Записывают словарные слова, проверяют правильность написания, оценивают работу.

Формулируют тему и задачу урока, высказывают свою точку зрения.

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции, учебные навыки.

Отвечают на вопросы, составляют распространённое предложение.

Работают в парах.

Произносят девиз работы  в паре.

Самопроверка. Оценивают свою работу в таблице достижений.

Выполняют зарядку – разминку «Панда»  в школе и дома по требованиям санпин.

Продолжают работу по теме урока.

Отвечают на вопросы.

2 человека выполняют работу на доске, остальные в тетради. Распределяют слова по столбикам в зависимости от числа глагола.

Сосредотачивают внимание на правильности посадки за партой.

Слушают учителя; отвечают на вопросы; выполняют задание устно и по карточкам

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Обосновывают выбор написания.

Работают с текстом, отвечают на вопросы.

Слушают правила игры.

Играют.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и соотносят задачи урока и результат, степень их соответствия.

Самостоятельно определяют уровень для выполнения домашнего задания.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Ярко лучики сияют

И гостей к нам приглашают.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. А теперь улыбнитесь всем, кто пришёл к вам в гости на урок. Покажите мне смайлик, какое у вас настроение в начале урока.

- У меня тоже такое настроение! Я желаю, чтобы оно осталось таким же до конца урока!

Вспомним наш девиз.

 («С малой удачи начинается успех»).

- Ребята, составьте предложение из слов, записанных на доске (нас, получится,у,всё).

А теперь вместе произнесём это предложение. (У нас всё получится!)

-Ребята, у вас на партах лежат листочки с таблицей. Она называется «Оценим свои достижения» (Слайд 1).После каждого выполненного задания, вы будете оценивать свою работу.

-Прежде чем мы начнём писать, надо руки нам размять. (Проводится пальчиковая гимнастика под музыку).

-Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками на нашем уроке. Откройте тетради, запишите число и  «Классная работа».

- А сейчас мы проведём минутку чистописания. Но сначала надо угадать, какую букву мы будем писать. Вам надо подобрать слова противоположные по значению. Вспомним, как называют такие слова? (Антонимы)

- Верно. Слушайте и смотрите (Слайд 2). Большой – маленький, сухой - мокрый, старый- молодой, война- мир.

- На какую букву начинаются слова второго столбика? (Слайд 3)

( На букву «м»).

- Так какую мы букву будем писать?

(Букву «м»).

- Правильно. Будем чередовать большую букву и маленькую. (Слайд 4).Кто напишет, подчеркните самую красивую букву. И не забудьте в таблице себя оценить.

- Ребята, а теперь предлагаю вам вспомнить словарные слова на букву «м» и записать в тетрадь 5 слов. Вы можете посмотреть на экран и проверить, правильно ли вы написали слова и оценить себя.

- Спинки, ручки, парты, улыбку. Ребята, вам, наверное, трудно меня понять? А если я скажу: Выпрямили спинки, приготовили ручки, сядьте ровно за партами. Подарите мне улыбку. Слова, которые вам помогли меня понять, что называют? (предмет, признак предмета или действие предмета?)

( Действие предмета.)

- Слова какой части речи называют действие предмета?

( Глагол.)

Ребята, так как мы назовём тему урока?

( Глагол.)

- Хорошо! А если мы с вами уже многое знаем о глаголе,  что мы сегодня будем делать на уроке?

( Повторять, закреплять, вспоминать.)

- Молодцы! Тема нашего урока так и называется «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

У вас на каждой парте лежит конверт с солнышком. Откройте его, достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками из слов, которые относятся к части речи – глагол. И тогда вы узнаете, какие умения вам понадобятся на уроке. А лишние слова отложите.

Кто готов,  поднимите руку. Проверяем. (Слайд 6) (Рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать.) Верно, такие умения нам пригодятся на уроке. А из оставшихся слов составьте словосочетание. Что у вас получилось?

( Мудрая сова.) Что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают?

( Кто?) Сова, обозначает предмет, имя существительное.

Сова (какая?) мудрая, обозначает признак предмета, имя прилагательное.

- Молодцы! (Слайд 7)

Составьте распространённое предложение со словосочетанием

Мудрая сова.

-Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого? (Нераспространённое предложение состоит только из главных членов, а в распространённом - кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный.)

-Сейчас мы будем выполнять первое упражнение. Работать будем в парах. Давайте вспомним девиз работы в парах.

Дети поворачиваются друг к другу лицом, касаются ладошками ладошек соседа по парте и произносят слова:

 Ты мой друг, и я твой друг,

 Вместе мы семья.

 То, что не смогу один,

  Сможем ты и я!

- У вас на партах лежат стихотворные тексты. Ваша задача - прочитать, найти и выписать все глаголы. Но это ещё не всё. Вы должны будете назвать, из какого произведения ваш отрывок, а также автора. Начинаем выполнять.

(После выполнения задания дети называют, из каких произведений отрывки)

-Назовите автора этих произведений.

( Корней Иванович Чуковский.)

- Молодцы! (Слайд 8)

- Докажите, что слова, которые вы выписали, действительно, глаголы.

( Эти слова обозначают действие и отвечают на вопросы: что делают? Что сделали?)

- А теперь я дам вам листы самопроверки, вы проверите, все ли глаголы выписали. И оцените свою работу в листе достижений.

___________________________

- А теперь немного разомнёмся. (Проводится разминка под музыку).

         

- Прежде, чем приступить к выполнению второго упражнения, вы должны дополнить мои предложения:

1) Если слово называет действие одного предмета, значит это глагол…(в единственном числе).

2) Если слово называет действие многих предметов, значит это глагол…(во множественном числе).

3) Как изменяется глагол? (по числам).

- Я буду читать глаголы, а вы будете записывать их в два столбика.

В 1-й столбик глаголы в единственном числе, во второй столбик - во множественном числе (два человека пишут на доске).

- Рисуют, пишет, летает, плывут, дружат, дует, убегают, решает, уходим, играет.

- Проверяем, сколько слов в ед.ч.? – 5. Сколько во мн.ч. – 5. (Слайд 9) Оцените свою работу.

- Руки? – На месте.

- Ноги? – На месте.

- Локти? – У края.

- Спина? – Прямая.

- Третье упражнение, которое вы выполните и оцените в таблице достижений, будет на карточках, которые лежат у вас на партах. Но прежде, чем его выполнить, мы должны ещё что- то вспомнить о глаголе. Послушайте советы:

Девочек дёргать за косички.

Драться на переменах.

На уроках говорить с соседом.

- Ребята, правильные советы?

- Нет.

- А что нужно сделать, чтобы они стали правильными?

- Добавить частицу НЕ.

-Проверим:

Девочек не дёргать за косички.

Не драться на переменах.

На уроках не разговаривать с соседом.

- Вот теперь другое дело! Так что же мы знаем о частице НЕ?

- Частица НЕ отрицает и пишется с глаголом раздельно.

- Верно, можем приступать к выполнению упражнения. Прочитайте задание, записывать в тетрадь не будем, вписываете частицу в карточке.  (Слайд 10)

- Прочитайте получившийся текст. (1 ученик читает). (Слайд 11).  Почему мы можем назвать его текстом?

- У вас есть ещё вопрос.   Прочитайте и ответьте.  Кто может на него ответить?

- Чему учит нас этот текст?

( Он учит бережному отношению к книге.)

- Хорошо! Не забудьте оценить себя в таблице достижений.

- А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Правильно – неправильно» Я буду  читать утверждения, а вы хлопайте в ладоши, если правильно, и топайте ногами, если неправильно.

1.Думать  - это глагол

2.Училась – это глагол женского рода

3.Играли – это глагол единственного числа

4.Рисуют – это глагол множественного числа

5.Запомнила  - это глагол среднего рода.

____________________

- А теперь подведём итог урока. Какие задачи мы ставили?  (Повторить сведения о глаголе). Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей?  (Справились).

Тогда посмотрите на свои достижения, заполните последнюю строчку и скажите, что вам удалось и что было трудным. Начать можно так:

Мне на уроке удалось…

Было трудным…  (Слайд 12)

- Сдайте мне листы достижений. Ребята, какое у вас настроение к концу урока? Поднимите соответствующий смайлик(солнышко или тучку). Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и у меня от вашей работы хорошее настроение, поэтому я тоже могу показать солнышко! (Слайд 13)

Теперь мы запишем домашнее задание. Вы можете  сделать выбор: 1)Р.т. с. 41 у.88,89.

или

2) Сочинить сказку о глаголе.

Личностные  УУД:Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать.

Личностные УУД: ЦО к умению видеть,

формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД:

 целеполагание.

умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные УУД:

поиск нужной информации; повторение знаний о глаголе (на какие вопросы отвечает, определение  числа глаголов, правописание частицы не с глаголами)

Регулятивные УУД:

применение собственных знаний в данной ситуации и их оценивание;

нахождение и анализ собственных ошибок; осуществление самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре;

выслушивать мнения товарищей;

корректно высказывать собственную точку зрения;

умение полно и ясно выражать свои мысли.

Личностные УУД: ценностное отношение

к здоровому образу жизни.

Организация и проведение «физкультминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений. (Упражнения для снятия усталости и напряжения мышц рук, а также глаз.)

Регулятивные УУД:

применение собственных знаний в данной ситуации и их оценивание.

Коммуникативные УУД:

умение полно и ясно выражать свои мысли.

 

 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.УМК "Планета Знаний" "Мягкий знак после шипящих"

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс УМК "Планета Знаний" Желтовская...

урок русского языка 3 класс. Тема: «Обобщение знаний о падежах»

Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к разделу «Имя сеществительное»....

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.Планируемые результ...