Технологическая карта урока русского языка.3 класс.УМК "Планета Знаний" "Мягкий знак после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Долматова Лариса Геннадьевна

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс УМК "Планета Знаний" Желтовская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка  (3 класс)

Тема урока

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель урока

Расширить знания о функциях мягкого знака в русском языке; развивать умение определять род имен существительных; учить рассуждать, обобщать, делать выводы.

УУД

Личностные: 

- умение применять правила поведения при  сотрудничестве;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные: 

- умение принимать и удерживать учебную задачу;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение контролировать свои действия и действия другого;

- умение владеть способом самооценки;

Коммуникативные:

- стремление к сотрудничеству, принятию правил общения  и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;

- умение высказывать собственное мнение;

- умение понимать основания действий другого;

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами;

- умение анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам;

Планируемые предметные результаты

-расширять знания о мягком знаке ;

-совершенствовать навыки деление слов на группы , умение классифицировать существительные по родам, составления алгоритма орфограммы;

-применять правила написания мягкого знака при письме.

Основные понятия

Разделительный ь,показатель мягкости согласной, ь после шипящей.

Образовательные ресурсы:

УМК «Планета Знаний»  по русскому языку; 3 класс, учебник 1 ч.; мультимедийный  проектор, ноутбук, презентация  «SMART Notebook»

Организация пространства

Коллективно – учебный диалог, групповая, парная,  индивидуальная  работа.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

 Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организацион-

ный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: 

-  выработка внутренней готовности  к учебной деятельности

-Ребята, мы с вами  принимаем гостей на своем уроке...

-Давайте с ними поздороваемся.

-Как вы думаете, зачем они к нам пришли?

-Для гостей - все самое лучшее, вот поэтому мы с вами должны работать на уроке так, чтобы гостям было интересно, радостно  у нас.

-На ваших партах лежат смайлики. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас. Хочется, чтобы  хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Приветствуют. демонстри -

руют готовность к уроку, слушают учителя

Личностные УУД

Определять и проявлять  правила этикета.

Регулятивные УУД

Правильно формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД

Выделять необходимую информацию

Коммуникативные

УУД

Уметь слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли. Коммуникативные УУД

II. Актуализация опорных знаний

Цель: 

 - актуализация изученного материала;

 - создание ситуации успеха

1.Что такое фразеологизм?(Устойчивое выражение)

-Прочитайте фразеологизмы, объясните, когда так говорят:

*Залиться соловьём.

*И бровью не ведёт.

*Стоять на распутье.

 (слайд  1)

-Какую орфограмму вы видите?(Разделительный мягкий знак и показатель мягкости согласной)(слайд2)

2.Возьмите карточки и запи-шите слова в два столбика:1-с разделительным ь,2-показатель мягкости согласной.

3.Проверка при помощи хлопков.

-Какое слово лишнее?Почему

(Мышь)

 

Объяснение фразеологизма.

Умение найти орфограмму.

Карточка №1

(Братья, карась, мальчик, корабль, стулья, больной, сыновья, прутья, листья, деньки, мышь)

   

Объяснение фразеологизма

Показывают  выбор орфограммы.

Делят слова на группы.

Ни одно правило не подходит.

Развитие логического мышления, умение делить слова с ь по мягкости и разделительному ь,

 

 Регулятивные УУД

Контролировать свои действия и действия другого

Осуществлять контроль в применении способа действия.

Владеть способом оценки 

Познавательные УУД

Владеть терминами; орфограмма, разделительный ь; владеть навыками фразеологизма.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения

III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности

Цель: создание проблемной ситуации

-Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака в русском языке.(слай3)

 Анализируют, выявляют затруднения, ставят учебную задачу.

Регулятивные  УУД

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.

 

IV. Открытие новых знаний.

Цель: 

- поиск решения учебной задачи,

- конструирование нового способа действия.

Работа по учебнику.Выпне-

ние упражнения.......

-Прочитайте слова. Обратите внимание, на какие звуки ока-

нчиваются эти слова.

(Шипящие)

-Всегда ли после шипящих в словах пишется мягкий знак?

-Запишите существительные по родам в 2 столбика

 Подведение к выводу.

Сравнение вывода с правилом учебника – прочитать правило.    

Умение обобщать.

(Луч,речь,ключ,

сторож,плащ,

мышь,помощь,

товарищ,малыш

рожь,ночь,вещь

Умение группировать.

Сравнить полученный вывод с образцом учебника.

Прослушива-

ние выступления.

Обсуждение предложенного варианта .

Сравнивают способ с образцом учебника – записью ответа..

Знание принципа разрядности числа

Регулятивные

УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке Высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. 

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;  

V. Динамическая пауза

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и  восстановление физических сил ученика.  

-Я буду называть имена существительные с шипящей на конце. Если назову сущес-

твительное женского рода-вы  хлопаете в ладоши над голо-вой, если мужского рода-

хлопаем за спиной.(Ёж, дичь, печь,мышь,кирпич,тишь,ера-лаш,борщ,ландыш,полночь,ба-гаж)

Встать и выполнить действия

Выполняют движения

Личностные УУД

Определять и проявлять  правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.

 

VI.Первичное закрепление знаний.

Цели:

- первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

 Организация работы  посредством коллективно – учебного диалога.

1.Составление алгоритма действий при написании имён существительных с орфограммой "ь после шипящих"-Что для этого надо

знать?(слайд4)

2.Отгадай загадки и запиши отгадки, укажите род

Зафиксировать способ в схеме

Фиксация способа

действия.

Записывают отгадки.

Умение составля ть алгоритм действий.

Регулятивные УУД

Принимать и удерживать учебную задачу.

Контролировать свои действия и действия другого;

Осуществлять контроль в применении способа действия

VII. Закрепление знаний, применение их на практике

Прочитайте пословицы, объясните их смысл. (слайд5)

Карточка2

*Здоровому человеку врач не нужен.

*Идёт дождь-несёт рожь.

*Бережёная вещь два века служит.

Объясняют пословицы, записывают, взаимопроверка

Умение объяснять написанное, умение применить полученные знания в жизни

Коммуникативные

УУД

Слушать и понимать речь других;  работать в паре 

Регулятивные УУД

Контролировать свои действия и действия другого.

Осуществлять  контроль в применении способа действия.

VIII Домашнее задание

Цель:

- организация выполнения  домашней работы

 Инструктаж по выполнению и оформлению

 стр. 59 №3, № 6, №5 ....

Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания

Регулятивные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организация рефлексии собственной учебной деятельности;

-К нам на урок пришёл Незнайка.(учитель раздаёт стихи

Незнайка:

Плач, кузнец, певец и жнец,

Печь и речь, калач и клещ,

Рожь, силач, камыш, малыш-

Тут попробуй разберись.

Где писать мне мягкий знак?

Не пойму, друзья, никак!

Кто из вас, друзья, покажет,

Правило мне всё расскажет?

Разберём кто все слова?

Чтоб не получил я "2".

1-й ученик

Печь и речь, и мышь, и рожь,

Быстро всё сейчас поймёшь,

Может разобраться всяк

Где женский род-

Там мягкий знак.

2-й ученик

Печь и речь -она моя,

Мягкий знак пишу, друзья.

3-й ученик

Ну,а ключ и мяч-он мой,

Значит,это род мужской,

Мягкий энак тут не пишу,

Без ошибок напишу.

Организация рефлексии учебной деятельности.

- Какое открытие сегодня сделали?Чему научились?

- Значение ь в русском яэыке.

-Оцените свою работу.

(слайд6)

Умение правильно читать стихи

Проанализиро-

вать свою деятельность на уроке.

Ответы на вопросы.

Фиксирование собственного нового знания

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

 Регулятивные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные  УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных"

Урок открытия новых знаний. В конспекте есть ссылки на использование электронных образовательных ресурсов на данном уроке....

Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия  Каждый этап урока сод...

презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Урок  русского языка  общеметодологической направленности  в 4 классе по теме  «Мягкий знак на конце слов после шипящих»  позволяет создать условия для систематизации и о...

Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Представленный материал содержит технологическую карту урока усвоения новых знаний по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах". Разработано для учащихся 4...