Урок русского языка . 4 класс.Тема: «Обобщение знаний о безударных падежных окончаниях существительных»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку, 4 класс.
Выполнила Сигналова Юлия Алексеевна,
учитель гимназии №5
Г. Конаково
Слушатель курсов семинара « Механизмы реализации ФГОСи ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон»,
в период с 31 октября по 3 ноября 2012 года.
Конспект урока по русскому языку, 4 класс.
Тема: «Обобщение знаний о безударных падежных окончаниях существительных»
Тип урока: урок рефлексии
Основные цели:
- Тренировать умение находить орфограмму « безударное окончание существительных»,определять падеж существительных.
- Тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности.
Материалы для занятия
Демонстрационный материал: 1) высказывание Л.Н.Толстого; 2) Эталон по правописанию безударных окончаний существительных; 3)карточки со словами для актуализации знаний 4) образец выполнения самостоятельной работы №1; 5) карточки с высказываниями для этапа рефлексии.
Раздаточный материал: 1) самостоятельная работа №1 ; 2)эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1; 3)карточка с дополнительными заданиями; 4)карточка для тренинга ; 5)образец выполнения дополнительного задания; 6)карточка с образцом выполнения тренировочных заданий; 7) самостоятельная работа№2; 8)эталон для самопроверки самостоятельной работы№2.
Ход урока
1).Мотивация к коррекционной деятельности
На доске карточка с высказыванием:
Ошибки дают разум. Л.Н.Толстой |
-Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого?
Сегодня урок самопроверки. Что вы будете проверять?( Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять)
Если выяснится, что вы какой-то способ не умеете применять, что вы будете делать?( Учиться применять данный способ)
Какое домашнее задание у вас было? Какое правило учились применять? (Правописание безударных окончаний имён существительных)
Все ли у вас получалось?
Сегодня вы проверите, умеете ли вы сами применять правило правописания безударных окончаний имен существительных.
Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? ( С повторения)
2).Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
На доске размещен эталон :
……………..? - ( скл., падеж ) …………. |
На доске карточки со словами:
|
-Запишите на планшете номера слов , которые подходят к данному эталону ,и обоснуйте свой выбор.( №1,2,3,5-в этих словах пропущены безударные падежные окончания существительных)
-Какие падежи вы знаете?
-Каким правилом надо пользоваться?( определить склонение и падеж существительных, вспомнить, какое окончание у этого склонения в данном падеже )
-Какое слово не подходит к эталону?(«за горой», в нем пропущена другая орфограмма).
-Запишите эти слова , используя эталон.(Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетрадях. «На площади- 3 скл. Пр.п. окончание (и)» и т.д.)
-Что вы сейчас повторили?(Правило правописания безударных окончаний существительных).
-Для чего мы это повторили?( чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)
-Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу)
-С какой целью?( Мы должны проверить, научились ли мы применять правило, чтобы понять, что мы умеем делать , а над чем еще нужно поработать)
Детям раздаются карточки с самостоятельной работой №1.
Самостоятельная работа №1. Вставь пропущенные буквы, пользуясь эталоном У пристан( и\е), за березк(ой\ай), по ладон(и\е) на дорог(и\е) |
-Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? ( Эталон. Правило.)
Дети выполняют работу.
-Что вы теперь должны сделать?( Мы должны проверить ее по образцу.)
-Как вы будете фиксировать результат?( Если все правильно, то поставим знак « +», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)
На доску вывешивается карточка с образцом:
Образец выполнения самостоятельной работы №1 У пристани ; за березкой; по ладони; на дороге |
-Кто зафиксировал затруднение? (…)
-Кто все слова записал правильно?
Что вы все должны сделать?(Сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.0
-С какой целью будете сопоставлять с эталоном для самопроверки?( Те, кто ошибся, смогут определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно, проверит правильность своих рассуждений)
3) Локализация индивидуальных затруднений.
Ученикам раздаются эталоны для самопроверки.
Эталон для самопроверки | |
У пристани -3 скл,род.п за березкой-1 скл., тв.п по ладони-3 скл., д.п. на дороге- 1 скл., пр.п | ……………..? - ( скл., падеж ) …………. |
Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.
-Те кто допустил ошибку, что должны сделать?( Подчеркнуть место ошибки, исправить ее, выяснить причину ошибки.)
-Кто ошибся в определении склонений?
-Кто ошибся в определении падежа?
-Кто ошибся в выборе окончания?
На доске записать количество ошибок разного вида.
4)Коррекция выявленных затруднений.
-У кого задание выполнено правильно? Что вам следует делать дальше?( мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной трудности.)
Задания для учеников, недопустивших ошибки:
Найди в тексте существительные с безударным окончанием .Выпиши. Определи склонение и падеж. Маленькая девочка в панамке вышла из дома, перешла улицу и побежала по дорожке между домами. |
-Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? ( Исправить ошибки и научиться применять правило)
Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки и выполняют тренировочные задания.
1.Определи склонение слов: Море- лошадь- Воля- Люда- 2.Определи падеж (На чём?) На море- ( с чего?) с лошади- ( по чему?) по воле- ( о ком?) о Люде- 3. Повтори правило на странице учебника.. |
Учащиеся, работающие с тренировочными заданиями проверяют свои работы по образцу:
1.Определи склонение слов: Море- 2 скл. лошадь-3 скл. Воля-1 скл. Люда-1 скл. 2.Определи падеж (На чём?) На море- пр.п ( с чего?) с лошади- р.п ( по чему?) по воле- д.п ( о ком?) о Люде-пр.п |
5)Обобщение затруднений во внешней речи.
- Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?
Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске.
-Проговорите правило правописания безударных падежных окончаний существительных.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Какой следующий шаг вы должны выполнить?( мы должны сделать самостоятельную работу №2)
Самостоятельная работа №2. Вставь пропущенные буквы, пользуясь эталоном По дорог(е\и) о парк(е\и) для песн(и\е) у мыш(и\е) |
После работы учащиеся проводят самопроверку по эталону для самопроверки:
Эталон для самопроверки | |
По дороге-1 скл. Д.п о парке-2 скл. Пр.п для песни- 1 скл. Р.п у мыши- 3 скл. Р.п | ……………..? - ( скл., падеж ) …………. |
- Кому удалось справиться с затруднениями?
Учащиеся , которые работали с дополнительным заданием, проводят самопроверку по подробному образцу:
Подробный образец для самопроверки: в панамке -1 скл. П.п из дома-2 скл. р.п улицу -1 скл. В.п по дорожке -1 скл. Д.п между домами- мн.ч., т.п |
-Кому удалось без ошибок справиться с дополнительным заданием?
7)Включение в систему знаний и повторение.
-Вы хорошо научились находить орфограмму. Теперь выполним задание №5 из «Дидактических материалов».Задание: вставь пропущенные окончания.
8) Рефлексия деятельности на уроке.
-Какова была цель этого урока?(выяснить , хорошо ли мы научились писать существительные с безударными падежными окончаниями.)
-Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чём она заключалась. Научиться применять правило.)
-Как исправляли ошибки? ( Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях).
-Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?
-Оцените свою деятельность на уроке.( У каждого ученика карточки 3 цветов: зеленые, желтые, красные.)
-Я буду читать высказывания, если вы согласны с первым, то поднимаете зеленую карточку, если согласны со вторым утверждением- желтую, а если с третьим- красную.
- Я все понял и могу объяснить другому.
- Я все понял.
- У меня остались вопросы.
Учитель анализирует самооценку учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3кл. (ПНШ)."Путешествие в страну безударных падежных окончаний сущ-ых 1 и 2 склонения"
Урок разработан с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Прилагается презентация....
Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс
Презентация содержит материал к уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...
Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»
Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....
Презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения"
Данная презентация к уроку русского языка в 4 классе посвящена правописанию безударных падежных окончаний имен существительных 3 склонения....
Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Изменение имен существительных по падежам»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Изменение имён существительных по падежам" УМК "Перспектива"...
Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"
Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...
Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...