урок русского языка 3 класс. Тема: «Обобщение знаний о падежах»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Прокопчук Людмила Владимировна

Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к разделу «Имя сеществительное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx169.56 КБ
Файл kartochka_no1.docx13.01 КБ
Файл kartochka_no2_2.docx20.13 КБ
Файл kartochki-padezhi.docx11.58 КБ
Файл klyuch.docx12.55 КБ
Файл k_uroku_17.02_2.pptx285.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Обобщение знаний о падежах»

Цель:

- обобщение знаний о падежах имен существительных.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить знания о падежах имен существительных.

- отрабатывать умения определять падеж имен существительных;

Развивающие:

-развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- воспитывать волевые качества;

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять падеж имен существительных в предложении по вопросам и предлогам.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. 

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя   информацию, полученную на уроке; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

Сл.№1 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

- Тогда начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.

 Сл.№2

  - Ребята, посмотрите на доску. Что записано? (слова). Прочитайте.

  - Что общего между словами? (им.сущ)  

 - На какие группы можно разделить эти слова? (1гр-одуш,неодуш: назовите;  2гр- по числам; назовите 3 гр– по родам; назовите 4 гр- по орфограммам)

         - На какие орфограммы даны слова? (парн.согл.- назвать слова, непроиз.- назвать слова, безударн.глас- назвать слова, удвоен.согл.-назвать слова)

  неод. ед.ч      неод. ед.ч       неод. ед.ч        неод. ед.ч        неод. ед.ч          од. мн.ч         неод. ед.ч         од. ед.ч            неод. мн.ч        

         ж.р                   м.р.               с.р.                    ж.р.                   ж.р.                 м.р.                  ж.р                   м.р.                     м.р.

     В.п               И.п.          И.п.              Р.п               П.п.            Т.п.             И.п.             Р.п.               Д.п.

Просьбу, галстук, солнце, около норы, в ванне, зверьками, тонна, у хитреца, к цветам.

Сл.№3

- Назовите, какие буквы вставляем. (с,к,л,о,н,е,н,и,е).

- Какое слово получилось? (склонение)

-Что мы называем склонением? (изменением слова по падежам).

- Над какой темой продолжим работать?

 Сл.№4 Падежи имени существительного.

        - Какие задачи поставим на урок?

Сл.№4

1.Обобщить знания о падежах имени существительного.

2. Повторить алгоритм определения падежа имени существительного.

3.Применять полученные знания на практике.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите слова, выделяя орфограммы.

-Какую выполним работу со словами по теме? (Определим падеж)

3.Повторение пройденного материала

Цель: создать условия для повторения пройденного материала; повторить падежи, предлоги, вспомогательные слова.

  - Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж им. сущ.? (Вопросы, слова-помощники, предлоги)

- Предлагаю поработать в парах, собрать таблицу падежей.

- С какой целью будем выполнять данное задание? (Вспомнить падежи, вопросы, предлоги и при выполнении других заданий не допустить ошибки).

   Проверка 6 пар- по одному падежу.

 - Определите падежи у данных слов. (Проверка по карточкам – падежи)

-Проверять будем таким образом: я слово – вы показываете карточку того падежа, в котором употребляется данное слово.

4. Работа по теме.

Цель: создать условия для развития устной речи и формирования умения устанавливать связи и определять падеж имени существительного.

 - Со словами поработали, с чем ещё можем поработать? (Словосочетаниями).

 - Хорошо. Работаем с диском. Задание определи падеж (работа с диском Склонение им. сущ. упражнение № 3)

Обязательно читать словосочетания в слух.

Спрыгнул (с чего?) с дерева Р.п.

Летел (на чём?) на паутинке П.п.

Радуюсь (чему?) тишине Д.п.

Доволен (чем?) прогулкой Т.п.

Расцвели (что?) ландыши И.п.

Вижу (кого? что?) дятла, дупло В.п.

 - Что помогло вам справиться с заданием? (Знание вопросов падежей)

 5. Физминутка.

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/234/96092/1/img13.jpg(Проводит Жихарь Юля) 2 раза.

6. Продолжение работы по теме.

Отдохнули. Продолжаем.

- С чем мы ещё не работали? (С предложениями).

-Предлагаю выполнить следующее задание в группах.

- Возьмите карточку №1. Прочитайте цель.  Прочитайте задание.

Задание: составьте предложения.

1гр. На прогулке радуюсь лесной тишине. В тени деревьев расцвели ландыши.

                                          П.п.                                        В.п.                               Р.п.                                  И.п.

2гр.На лесной тропинке я встретил бурундука. Вот с сосны спрыгнула белка.

3гр. Маленький паучок полетел на паутинке. Я остался доволен утренней прогулкой. 

- Мы заслушали все группы по очереди, что получилось у нас? (Текст)

- Докажите. (Несколько предложений и они связаны между собой одной темой)

- Давайте запишем два предложения в тетрадь. (Диктую предложения второй группы.)

- Какое задание выполним по теме? (Основу предложений + определить падеж)

- Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж у имен существительных в предложении? (Алгоритм).

- В паре расскажите алгоритм. (Одна контрольная пара). 

Сл.№5

Алгоритм.

Чтобы определить падеж других имён существительных, нужно:

1) найти слово, с которым имя сущ. связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.

2) по падежному вопросу и предлогу, если он есть, определить падеж имени существительного.

-Ребята, я оставляю алгоритм на доске, он будет помощником при выполнении задания.

- Выполняем задание.

- Проверка с проговариванием словосочетаний вслух. (2 человека).

- Как вы думаете, для чего мы с вами выполняли все эти задания? (Для выполнения самостоятельной работы, чтобы оценить свои знания по данной теме).

- Давайте проверим, на сколько глубоки ваши знания по данной теме.

-Возьмите карточку №2.

- Прочитайте цель.

-Прочитайте внимательно все задания, прочитайте как будете проверять задание. Определите для себя, с каким заданием вы точно справитесь и не допустите ошибок. Самостоятельно оцените свои силы.

- У вас на партах лежат сигналы. Покажите, какое задание вы выбрали. (на доску записываю количество ребят по каждому уровню.

Цель: обобщить знания об особенностях каждого падежа; развивать умения распознавать падежи по вопросу, предлогу.

(карточка №2)

уровень

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

репродуктивный

Цель: проверить, как усвоена тема «Склонение имён существительных.»

Задание: напиши данные имена существительные во всех падежных формах с вопросами.

                             сестра         ручей

Работай самостоятельно в тетради.

Проверь по ключу.

конструктивный

Цель: отработать умение определять падеж имён существительных.

Задание: определи падеж имён существительных, указывая вопрос.

Песня о друге, берег реки, написал пьесу, рассказал маме, отвечал на уроке, укрыта покрывалом.

Работай самостоятельно в тетради.

 Проверь у консультанта.

творческий

Цель: отрабатывать умение составлять словосочетания, предложения с применением знаний по теме.

Задание: составьте 4 словосочетания

   ×

глагол +существительное из слов в левой и правой колонках, используя предлоги с, в, по. Запишите их, укажите падеж имен существительных. Составьте одно предложение с любым сочетанием.

Путешествовать            сестра

Гулять                              друзья

Подарить                        лес

Идти                               тропа  

Работай самостоятельно в тетради.

Сверь с учителем.

-Подвести итог, выполнения заданий.

-Сделайте вывод. Какие знания и умения помогли вам в работе?

Сл.№ 5.

7.Итог урока. Рефлексия.

Цель: подведение итога урока, самооценивание своих знаний по данной теме.

-Оцените свою работу на уроке, продолжив одну из фраз.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/165/190353/img11.jpg       

8. Объяснение домашнего задания.

Цель: развитие устной речи и отрабатывать умения определять падеж имени существительного.

Стр.58 №104.

-Откройте учебник, прочитайте задание.

-Есть ли у кого вопросы по выполнению?



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Цель: отрабатывать умение составлять предложения.

Задание: составьте предложения.

Тишине, радуюсь, прогулке, на, лесной.  Деревьев, ландыши, в, расцвели, тени.

Карточка №1

Цель: отрабатывать умение составлять предложения.

Задание: составьте предложения.

         

  Бурундука, на, я, лесной, встретил, тропинке.  Сосны, спрыгнула, с, белка, вот.

Карточка №1

Цель: отрабатывать умение составлять предложения.

Задание: составьте предложения.

Полетел, маленький, на, паучок, паутинке.  Доволен, остался, прогулкой, я, утренней.

Карточка №1

Цель: отрабатывать умение составлять предложения.

Задание: составьте предложения.

Тишине, радуюсь, прогулке, на, лесной.  Деревьев, ландыши, в, расцвели, тени.

Карточка №1

Цель: отрабатывать умение составлять предложения.

Задание: составьте предложения.

         

Вижу, дереве, на, дятла, дупло.  Сосны, спрыгнула, с, белка.

Карточка №1

Цель: отрабатывать умение составлять предложения.

Задание: составьте предложения.

Полетел, маленький, на, паучок, паутинке.  Доволен, остался, прогулкой, я, утренней.



Предварительный просмотр:

Карточка № 2

Цель: обобщить знания об особенностях каждого падежа; развивать умения распознавать падежи по вопросу, предлогу.

уровень

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: проверить, как усвоена тема «Склонение имён существительных.»

Задание: напиши данные имена существительные во всех падежных формах с вопросами.

                             сестра         ручей

Работай самостоятельно в тетради.

Проверь по ключу.

Цель: отработать умение определять падеж имён существительных.

Задание: определи падеж имён существительных, указывая вопрос.

Песня о друге, берег реки, написал пьесу, рассказал маме, отвечал на уроке, укрыта покрывалом.

Работай самостоятельно в тетради.

 Проверь у консультанта.

Цель: отрабатывать умение составлять словосочетания, предложения с применением знаний по теме.

Задание: составьте 4 словосочетания

   ×

глагол +существительное из слов в левой и правой колонках, используя предлоги с, в, по. Запишите их, укажите падеж имен существительных. Составьте одно предложение с любым сочетанием.

Путешествовать            сестра

Гулять                              друзья

Подарить                        лес

Идти                               тропа  

Работай самостоятельно в тетради.

Сверь с учителем.



Предварительный просмотр:

И.п.

В.п.

И.п.

В.п.

Р.п.

Т.п.

Р.п.

Т.п.

Д.п.

П.п

Д.п.

П.п

13 листов



Предварительный просмотр:

Ключ

И.п.

(кто?)

сестра

Р.п.

(кого?)

сестры

Д.п.

(кому?)

сестре

В.п

(кого?)

сестру

Т.п.

(кем?)

сестрой

П.п.

(о ком?)

о сестре

И.п.

(что?)

ручей

Р.п.

(чего?)

ручья

Д.п.

(чему?)

ручью

В.п

(что?)

ручей

Т.п.

(чем?)

ручьём

П.п.

(о чём?)

о  ручье

Ключ

И.п.

(кто?)

сестра

Р.п.

(кого?)

сестры

Д.п.

(кому?)

сестре

В.п

(кого?)

сестру

Т.п.

(кем?)

сестрой

П.п.

(о ком?)

о сестре

И.п.

(что?)

ручей

Р.п.

(чего?)

ручья

Д.п.

(чему?)

ручью

В.п

(что?)

ручей

Т.п.

(чем?)

ручьём

П.п.

(о чём?)

о  ручье


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Про… ьбу , галсту …, со… нце , около н… ры , в ван …е, зв … рьк а ми , тон…а, у х… треца , к цв …там.

Слайд 3

Про с ьбу , галсту к , со л нце , около н о ры , в ван н е , зв е рьками, тон н а, у х и треца , к цв е там .

Слайд 4

Тема: Падежи имён существительных. Задачи: Обобщить знания о падежах имени существительного. Повторить алгоритм определения падежа имени существительного. Применять полученные знания на практике.

Слайд 5

Алгоритм Чтобы определить падеж других имён существительных, надо: а ) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос ; б ) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Слайд 7

Домашнее задание Стр.58 № 104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)

Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО....

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс

Пройдя по данной ссылке,можно ознакомиться с  Уроком русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" в 4-й классе....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....