Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку на тему
Ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Фразеологизмы.
Цели:
- Ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях.
- Формирование умений отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте.
- Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащихся.
- Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.
Оборудование: интерактивная доска, словари, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
Ход урока
- Организационный момент
/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/
II. Грамматическая «пятиминутка»
- Орфографический диктант
Т.л.визор, к.н.фильм, п.суда, с.годня, чу.ств.вать, ч.тверг, к.мпьютер
- Орфоэпическая работа
Задание: расставить ударение в словах:
Занят, занята, занято; начал, начала, начали.
- Проверка домашнего задания
/Ребята составляли план по тексту/
- Беседа
- Для чего служат слова в языке?
- Что называют лексическим значением слова?
- Что называется словосочетанием?
- Объяснение нового материала
С.102
Прочитайте текст.
Почему Света не увидела лета?
Подумайте, что означает выражение «оглянуться не успеешь»?
Быстро = оглянуться не успеешь
Чем отличаются предложения?
Петя на уроке труда работал плохо.
Петя на уроке труда работал спустя рукава.
Плохо = спустя рукава
Прочитайте раздел «Тайны языка» с.103
Что такое фразеологизм?
(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову).
- Выполнение тренировочных упражнений
- Работа со словарями:
Соедини фразеологизм с его значением.
Рукой подать
Бить баклуши
В рот воды набрать
Валять дурака
В мгновение ока
Ни свет ни заря
Черепашьими шагами
- Какие из фразеологизмов имеют одинаковое значение?
- Какие из фразеологизмов имеют противоположное значение?
Физминутка
- Работа по карточке в паре: «Найдите лишнее»
Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Тьма-тьмущая
Яблоку негде упасть
Во все лопатки
Сломя голову
Черепашьим шагом
В мгновение ока
3. Из истории слов /Индивидуальное задание /
Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».
Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.
- Устойчивые сочетания
Мы многое узнали о фразеологических оборотах. Как вы думаете, утрачивают ли слова свое лексическое значение в этом сочетании?
Давайте проверим.
Кот – домашнее животное, семейства кошачьих
Плакать - проливать слезы, издавая жалобные голосовые звуки, плач
Сохранится ли значение фразеологизма?
Домашнее животное, поливающее слезы ≠ кот наплакал
Прочитайте вывод на с.104
4. Творческая работа
/Замените выделенные слова фразеологизмами с.106 упр.5/
Змей Горыныч унёс царевну далеко.
Народу на площади было много.
После работы на участке мы сильно устали.
Завтра надо вставать очень рано.
5. Возьмите на заметку!
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут…
А Мишка и ухом не ведет.
И.А.Крылов
Вот за ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает.
И.А.Крылов
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась».
А.С.Пушкин
Для чего в речи используются фразеологизмы? /Придают выразительность речи/
- Закрепление
Тестовая работа и её проверка.
1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?
1) сварить кашу;
2) заварить кашу;
3) посолить кашу.
2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:
1) попасть впросак;
2) хоть пруд пруди;
3) слово в слово.
3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»:
1) сесть в калошу;
2) кот наплакал;
3) вешать нос.
4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?
1) зазнаваться;
2) задаваться;
3) бездельничать.
5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?
1) во весь дух;
2) изо дня в день;
3) ни свет ни заря.
- Итоги урока
- Как вы думаете, над какой темой работали?
- Какая единица языка называется фразеологизмом?
- Когда разрушается смысл фразеологизмов?
- С какой целью фразеологизмы используют в речи?
- Выставление оценок
- Домашнее задание
1. Подготовьте сообщение «История одного фразеологизма»:
- Со щитом или на щите;
- Вавилонское столпотворение;
- Лебединая песня;
- Кричать во всю ивановскую.
2. Придумайте и запишите предложения с этими фразеологическими оборотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...