"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_2_kl.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 226»
г. Заречный Пензенской области
РУССКИЙ ЯЗЫК
II КЛАСС
Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
Учитель нач. классов I категории – Кисиль Л.Н.
г. Заречный
2011 г.
Цель: наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;
сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;
расширять словарный запас учащихся.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой.
II. Работа по теме урока.
1. Проблемная ситуация.
Слайд 2.
- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.
- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?
- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.
Чтение стихотворения.
НИ ПУХА, НИ ПЕРА
Рано утром Ну, ни пуха
Мама-квочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
- Не дерись, Идёт домой,
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нём и в самом деле
Уже пора Нет ни пуха, ни пера.
В. Орлов
- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)
- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?
- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.
- Запишите выражение и его значение.
- «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха.
- «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение (слайд 3). В нём нельзя заменить слова. Поменять их местами, иначе изменится смысл.
Справка для учителя.
"Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. В ответ, чтобы тоже не "сглазить", звучало теперь уже традиционное: "(Пошел) К черту!". В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, дословный "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!". На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Кто из вас помнит с уроков литературного чтения, как по-другому можно назвать устойчивые выражения? (Крылатые выражения.)
Слайд 4. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
2. Сообщение темы урока.
- Прочитайте слово. Это и есть тема нашего урока.
- В русском языке существует целая наука, которая изучает устойчивые выражения.
- Раз слово взято не из русского языка, как оно будет называться? (заимствованным)
III. Работа по учебнику.
- Найдите урок 129. В каком блоке работаем? Что изучаем в блоке «Как устроен наш язык»?
- Прочитайте правило.
а) Упражнение № 1.(Наблюдение за значением фразеологизмов).
- Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения?
- Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).
- Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное?
б) Работа над лексическим значением фразеологизмов.
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов.
- Объясните их лексическое значение.
Слайд 5.
ДАТЬ ПО РУКАМ – наказать
КАК БЕЗ РУК – беспомощный
ВАЛИТСЯ ИЗ РУК – не работается
МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ – умелец
ДАТЬ РУКУ НА ОТСЕЧЕНИЕ – поручиться
IV. Физминутка.
- А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.
V. Сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов.
Слайд 6.
- Прочитайте транскрипцию [Й'АБЛАКА].
- Запишите транскрипцию и сделайте буквенную запись слова.
- Прочитайте его по слогам. (Яблоко)
- Сколько в нём букв? Звуков? Почему разное количество букв и звуков?
Слайд 7.
СОЧНОЕ, НА, ВИСЕЛО, ЯБЛОКО, ДЕРЕВЕ
- Прочитайте запись на доске.
- Можно ли эту запись считать предложением?
- Кто догадался, какое задание мы с вами будем выполнять?
- Составьте из рассыпанных слов предложение.
Запись предложения с комментированием.
Щелчок: На дереве висело сочное яблоко.
- Послушайте, какое предложение со словом яблоко придумала я.
Слайд 8. В концертном зале яблоку негде упасть.
- В каком из этих предложений слово яблоко употреблено в прямом значении?
- Найдите во втором предложении фразеологический оборот.
- Что означает выражение «ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ»? (тесно)
Слайд 9.
- Запишем фразеологический оборот «ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ» и его значение.
- Фразеологизмы, как правило, имеют переносное значение. Сравните сочетания и докажите, что одно из них является фразеологизмом.
ехать без билета
ехать зайцем
Щелчок
VI. Работа в группах. (Задание на карточках).
- Как об этом говорят? Ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся слово-подсказка).
Обсуждение.
Слайд 10.
1 группа - О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)
живут как кошка с собакой
2 группа – ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ОБМАНУТЬСЯВ СВОИХ РАСЧЁТАХ, ОКАЗАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМИ (нос)
остаться с носом
3 группа – ОБ УДАЧНОМ, СЧАСТЛИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ (рубашка)
в рубашке родила
4 группа – О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)
белая ворона
5 группа – ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)
волчий аппетит
6 группа – КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)
пальчики оближешь
7 группа – КОГДА УСИЛЕННО ДУМАЮТ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ (голова)
ломать голову
- Прочитайте, какие фразеологизмы составили: щелчок
живут как кошка с собакой
остаться с носом
в рубашке родился
белая ворона
волчий аппетит
пальчики оближешь
ломать голову
VII. *Занимательное упражнение. Знакомство со словарём фразеологизмов.
- Послушайте интересное стихотворение:
Мне сказали: «Ваш Алёша,
На уроке сел в калошу».
Я смеюсь: «Ведь это ложь
Нет таких больших калош!»
Слайд 11. «Сесть в калошу». Рисунок.
- Я задумалась, бывают ли такие большие калоши?
- Как же получилось? Что произошло с Алёшей на самом деле?
- Объясните значение фразеологизма «сесть в калошу» (высказывания детей).
Ставить в неловкое положение.
- Послушайте, какая произошла история. (Маленький Захар рисовал и слушал разговор родителей. Когда мама посмотрела тетрадь старшего сына, сказала отцу: «Наш Вася пишет, как курица лапой».)
- Малыш в разговоре взрослых услышал одно выражение и решил нарисовать так, как понял.
- Кто понял, какой фразеологизм услышал мальчик?
- Объясните его значение, когда оно употребляется в речи? Составьте устно с ним предложение.
Слайд 11 щелчок.
«ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ» рисунок.
- Что значит, «писать как курица лапой»? (писать неразборчиво, неряшливо) щелчок
Слайд 12.
- Послушайте четверостишье:
- Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу)
- Почему так говорят? При чём здесь медведь?
- Как сможете объяснить смысл этого фразеологизма?
- Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуковых (показ словаря).
(Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.)
Справка для учителя.
Возникновение фразы: «медвежья услуга», именно так можно обозначить мораль басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь» (1818 г.). (Пустынник – отшельник.) В басне говорится, что Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику, прихлопнув муху, севшую тому на лоб, убил вместе с мухой и самого Пустынника.
- На стр. 138 даётся объяснение фразеологизма.
Резерв: стр. 1 упражнение 3 (выполнение работы по рядам)
- Прочитайте внимательно задание. Работаем в парах, при выполнении упражнения советуйтесь друг с другом.
VIII. Рефлексия.
- Понравился урок?
- В чём испытывали затруднение?
- С каким новым понятием познакомились на уроке?
- Назовите, какие фразеологизмы, которые не встречались на уроке, вы знаете?
- Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?
- На следующем уроке мы продолжим работу над фразеологизмами.
IX. Домашнее задание по выбору.
Слайд 14.
стр.95 упр. 4;
придумать 5 фразеологизмов со словом глаз и написать их значение.
Используемые источники:
1. «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуковых;
2. http://kirillica.hiblogger.net/42553.html;
3. http://yznai-ka.ru/publ/quot_m_quot/medvezhja_usluga/12-1-0-689.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов" 4 класс
Урок с использованием интерактивной доски....
Презентация к уроку по русскому языку. Тема "Фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов" 4 класс
Презентация к уроку...
Фразеологизмы и этимология слов
Учитель: Савельева М.П.Внеклассное занятие по русскому языку в 4Б классеТема: «Ты наш друг, русский язык!»Тип урока: открытие новых знаний и способов действийПедагогические задачи: создать условия для...
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Тренажёр-игра «Значение фразеологизмов» (фразеологизмы-синонимы)
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к ру...