Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизмов, обосновывают свою точку зрения, убеждаются в том, что фразеологические обороты - это устойчивые сочетания, не имеющие определённого автора. Фразеологизмы делают нашу речь более выразительной, яркой, эмоциональной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия в 3 классе
Тема. Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Цели:
- Образовательные: познакомить с понятием «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;
- научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.
- Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, образного мышления школьников.
- Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности; воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: коллективная, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.
Методы: проблемный, исследовательский, практический, наглядный.
1. Актуализация знаний. Мотивация. Открытие темы.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна, о выражениях, которые являются сокровищем русского языка и о высказываниях, которые передаются поколениями.
Мозговой штурм
- Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатые выражения с этим словом:
- Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
- Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
- Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
- Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода) (проговариваем вместе все выражения со словом нос: не вешай нос, не задирай нос, не суй нос не в свои дела; со словом уши: уши вянут, не хлопай ушами, не развешивай уши; со словом ветер: ищи ветра в поле, у него ветер в голове, не бросай слов (деньги) на ветер; со словом язык: язык проглотил, у него язык подвешен, тебя не тянули за язык, со словом вода: толочь воду в ступе, набрал в рот воды, вышел сухим из воды)
- показываю слайд с иллюстрациями некоторых фразеологизмов
Работа над содержанием стихотворения
- Прочитайте стихотворение:
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос,
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
- Как поняли смысл данного стихотворения?
- Какие крылатые выражения встретились в этом четверостишии?
(Ученики с помощью учителя пытаются объяснить лексическое значение данных выражений)
- Знаете ли вы, каким словом называют такие выражения? (выслушиваю предположения, соглашаюсь, если учащиеся говорят фразеологизмы , если не знают, даю подсказку на карточке.
Карточка
Словари: орфографический, орфоэпический, синонимов, антонимов, фразеологизмов
толковый, однокоренных слов.
- С каким словарём мы ещё не знакомы? (со словарём фразеологизмов)
2. Целеполагание. Планирование.
- Попробуем определить, чему мы будем учиться на сегодняшнем занятии?
Ответы детей:
- Работать со словарём фразеологизмов;
- Узнаем новые фразеологизмы, постараемся их запомнить;
3.Выполнение действий.
Сейчас проведём мини-исследование.
Работа в группе.
. Я предлагаю каждой группе один и тот же текст для перевода с языка фразеологизмов на привычный нам язык.
-Вы сейчас получите 2 карточки. Одну с текстом, вторую – с этим же текстом, но вместо выделенных слов пропуски. Подумайте над смыслом выделенных фраз и попробуйте их расшифровать, заменить другими словами.
1карточка (отрывок из рассказа Пантелеева «Честное слово»)
Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, оглянуться не успел, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач. В нескольких шагах от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, затаив дыхание, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала, положа руку на сердце, я подумал, что парень мне морочит голову! Но потом поспешил протянуть руку помощи и стал ломать голову, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать у моря погоды, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику взять себя в руки и не вешать нос. А сам помчался на всех парусах искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.
2. Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, _______________, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач. ___________________ от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, ______________________, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала, ______________________, я подумал, что парень мне _____________________! Но потом поспешил______________________________ и стал ____________________, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать ________________, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику ___________________ и не _______________. А сам ___________________ искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.
3. Самоконтроль, самооценка
После заполнения пропусков в тексте ученикам даётся карточка (для детей, которые не смогли выполнить задание это подсказка, а для тех, кто справился с заданием – это карточка для самоконтроля)
Оглянуться не успел – не заметил
В нескольких шагах – совсем близко
Затаив дыхание – очень внимательно
Положа руку на сердце – искренне, чистосердечно
Морочит голову – обманывает
Протянуть руку помощи – помочь
Ломать голову – думать
Ждать у моря погоды – бесполезно ждать
Взять себя в руки – не расстраиваться
Не вешать нос – не унывать
Помчался на всех парусах – быстро
4. Рефлексия
- Кому задание показалось трудным?
- А кому лёгким?
- А кому интересным?
-Вспомним, что обозначает выражение «взять себя в руки»
Попробуйте в этом выражении заменить слово руки на ноги.
Не разлить водой (не разлить молоком).
Смешно?
Вы слышали такие выражения?
Можем ли мы в этих выражениях заменять слова?
(Нельзя заменять слова)
-Значит, какой надо сделать вывод?
Фразеологизмы – это устойчивые, несвободные сочетания. Слова, составляющие фразеологизм, все вместе обозначают совсем не то, что обозначают по отдельности.
- Попробуем ещё раз в этом убедиться
2 ученика получают индивидуальное задание
Из истории слов /Индивидуальное задание/
Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом.
Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.
- Остальные ученики в это время работают в парах, выполняя задание:
Выписать из словаря 1 из фразеологизмов, объяснить его значение и составить с ним предложение.
Вывод:
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению или одному слову или сочетанию слов, состоящих из двух и более слов.
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие определённого автора. Эти «изюминки» прочно вошли в наш язык из глубины веков, и воспринимаются как естественный элемент речи, идущий от народа.
Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой!
Работа в группе.
Вставь в текст фразеологизмы.
Сегодня на уроке
Заканчивается занятие по теме «Фразеологизмы». На протяжении всего занятия мы старались _______________________________и не________________________________.
Слушали учителя и одноклассников _______________________________________ .
Ребята в групповой работе легко________________________________________ и, если возникали трудности,_________________________________________________друг другу. В конкурсе знатоков русского языка мы теперь не __________________________________ и не _________________________________________________ , а будем ____________________________________________________ !
Используйте фразеологизмы:
находить общий язык
держать ушки на макушке
на седьмом небе от счастья
протягивали руку помощи
упасть в грязь лицом
не считать ворон
затаив дыхание
Сегодня на уроке.
Заканчивается занятие по теме «Фразеологизмы». На протяжении всего занятия мы старались держать ушки на макушке и не считать ворон. Слушали учителя и одноклассников затаив дыхание. Ребята в групповой работе легко находили общий язык и, если возникали трудности, протягивали руку помощи друг другу. В конкурсе знатоков русского языка мы теперь не будем сгорать от стыда и не ударим в грязь лицом, а будем на седьмом небе от счастья.
Используйте фразеологизмы:
находить общий язык
держать ушки на макушке
на седьмом небе от счастья
протягивали руку помощи
ударить в грязь лицом
не считать ворон
затаив дыхание
сгорать от стыда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
Словарик фразеологизмов к урокам развития речи
В электронном ресурсе представлены разделы: "Живописные произведения", "Музыкальные произведения", "Словарики синонимов, антонимов, фразеологизмов", "Теоретический материал", "Памятки по работе над со...
Употребление фразеологизмов в речи.
Постоянные сравнения.Фразеологизмы - шутки....
Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.
Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...
Технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов" (2 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи.Задач...
Урок развития речи в 3 классе по теме "Употребление фразеологизмов"
Данная разработка урока поможет обучающимся познакомиться с новыми фразеологизмами, понять смысл, научиться использовать их в активном словаре. Использование активных методов обучения даёт возможность...