Конспект урока русского языка (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ефимова Людмила Викторовна

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Повторение материала. Кронштадтский диктант.Первооткрыватель Антарктиды" имеет кронштадтскую составляющую, посвящен 310-летию города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 4 классе

Тема урока: Повторение материала. Кроштадтский диктант.         Первооткрыватель Антарктиды.

Цель урока: повторить материал по основным разделам русского языка, изученным в начальной школе.

Ход урока:

  1. Организация учебного процесса.
  2. Мотивация познавательной деятельности

- - Что записано на карточках?

- Какое задание можно выполнить?

Задание: составьте слова.

Алгоритм работы:

1. Индивидуально (на карточке).

2. Работа в паре.

3. Проверка.

ОСТРОВ         КРАТЕР          КОТЛОВИНА          ЛЕДНИК         МОРЕ

III.  Актуализация знаний.

- Можно ли все эти слова связать с городом Кронштадтом?

- Что объединяет эти слова?

- На какие группы можно разбить слова?

- Найди «лишнее» слово.

* Принимаются и комментируются все варианты детей.

III. Организация  познавательной деятельности.

Орфографическая пятиминутка.

1. Найди слово с проверяемой безударной гласной в корне. Объясни орфограмму.

2. Найди слово с парной согласной в корне. Объясни орфограмму.

3. Найди слово, в котором все согласные звуки твердые.

Справка: допускается двоякое произношение согласного перед е, однако основным вариантом признаётся произношение твёрдого согласного звука перед е – [э]. ... , кемпинг, кратер, кредо, крем, сейф, ...

4. Найдите имя существительное среднего рода. Выполните морфологический разбор.

5. Найди имя существительное м.р., образованное суффиксальным способом. Выполни морфемный разбор слова.

- Какое из этих слов мы с вами учили, готовясь к КРОНШТАДТСКОМУ ДИКТАНТУ?

- Давайте сделаем подарок городу к 310-летнему юбилею! Какой?

Алгоритм работы:

1. Самостоятельное чтение стихотворения, устное восстановление слов (приложение).

2. Работа в паре.

3. Проверка (чтение), сопровождающееся фото-презентацией.

4. Самостоятельная запись слов.

5. Проверка (*по выбору педагога: самопроверка на основе презентации, взаимопроверка, проверка учителем).

               Л.Ефимова

Мы всех приглашаем сегодня в Кронштадт,

Где парки и скверы в узорах оград,

Где Пётр Первый в даль морскую глядит,

Где помнит историю серый гранит.

Вот Финский залив, остров Котлин на нём.

Нам, юным кронштадтцам, хорошо он знаком.

Мы учимся в школе, что в центре Кронштадта.

Иду по утрам я вдоль решётки Летнего сада.

По Якорной площади друг мой спешит.

На площади гордо Морской собор стоит.

А вот моя школа. Читайте, друзья,

Улица Коммунистическая.

Подарок я городу сделать хочу,

Поэтому слово «фарватер» учу.

Значение слова тоже знаю прекрасно.

Это часть водного пространства.

(Ребята сдают работы на проверку, каждый вытягивает карточку с одним из слов: ОСТРОВ, КРАТЕР, КОТЛОВИНА, ЛЕДНИК, МОРЕ. Таким образом формируются группы для дальнейшей работы).

Задание группам:

  1. Прочитать текст.
  2. Определите, как связано ваше слово с Кронштадтом.

Текст №1. Котлови́на Беллинсга́узена — подводная котловина, расположенная в юго-восточной части Тихого океана, между материковыми склонами Антарктиды, Южной Америки и Южно-Тихоокеанским, Восточно-Тихоокеанским и Западно-Чилийским поднятиями.Протяжённость котловины с запада на восток — около 8000 км. Наибольшая глубина — 5290 м. Дно слагают красные глубоководные глины и диатомовые илы.Котловина получила название в честь российского мореплавателя Фаддея Беллинсгаузена.

Текст № 2. Ледник Беллинсгаузена — шельфовый ледник в восточной Антарктике. Находится на берегу Принцессы Марты, в восточной его части. Врезается в Южный океан узким языком почти на 100 км (данные 1960-х годов). Время от времени по мере выдвижения в морские воды ледник Беллинсгаузена обламывается на конце. В южной части граничит с шельфовом ледником Фимбулисен (англ.). Назван в честь русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена.

Текст №3. Море Беллинсгаузена — море в западной части Антарктики, у побережья Антарктиды, расположенное в Тихоокеанском секторе Южного океана. Море носит имя российского мореплавателя Фаддея Беллинсгаузена, который первым исследовал эти места в 1821 году. В море Беллинсгаузена расположен крупнейший остров Антарктики, Земля Александра I.

Текст №4. Остров Беллинсгаузена — небольшой вулканический остров, образовавшийся между 1968 и 1989 годами, в архипелаге Южные Сандвичевы острова в южной части Атлантического океана. Входят в состав заморской территории Великобритании Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова (то есть принадлежит Великобритании, но не являются ее частью). Назван именем первооткрывателя Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Текст №5. Кратер Беллинсгаузен — ударный кратер в южной приполярной области на обратной стороне Луны. Название дано в честь российского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды, Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778 — 1852) и утверждено Международным астрономическим союзом в 1970 г.

  1. Подведение итогов работы в группе.

- Как же все эти слова связаны с Кронштадтом?

IV. Подведение итогов.

- Что на уроке вы узнали о Ф.Ф.Беллинсгаузене?

- Мы продолжим разговор о первооткрывателе Антарктиды на уроке окружающего мира.

               

Приложение

 Кронштадтский диктант                                       Л.Ефимова

Мы всех приглашаем сегодня в _____________________________,

Где парки и скверы в узорах оград,

Где _____________   _________________ в даль морскую глядит,

Где помнит историю серый гранит.

Вот _________________  ___________, _____________  ___________ на нём.

Нам, юным _______________________________, хорошо он знаком.

Мы учимся в школе, что в центре ______________________________.

Иду по утрам я вдоль _________________   _________________  _________.

По ___________________  ___________________ друг мой спешит.

На площади гордо ____________________  __________________ стоит.

А вот моя школа. Читайте, друзья,_______  ___________________________.

Подарок я городу сделать хочу,

Поэтому слово «____________________» учу.

Значение слова тоже знаю прекрасно.

Это часть водного пространства.

___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...