Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бугреева Анастасия Михайловна

Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar808.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Учитель начальных классов Бугреева Анастасия Михайловна, МОУ "СОШ №19", г. Ухта, Республика Коми

Тема урока: Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Цель: Находить слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь в конце и в середине слова, писать слова с этой орфограммой.

Тип урока:  урок формирования умения

Формирование УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • Определять степень успешности своей работы и работы других;
  • Проверять и оценивать друг друга;

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Умение ориентироваться на страницах учебника;
  • Находить ответы на вопросы;

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других;
  • Оформлять свои мысли в письменной и устной речи;
  • Развивать умения договариваться о совместной работе;

Личностные:

  • понимать причины успеха в учебной деятельности;
  • умение высказывать своё отношение к работе;

Средства формирования УУД:ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология подводящего диалога, технология оценивания, наглядность, учебник «Русского языка» для 2 класса – Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Приветствие.

Проверяем: все готовы, всё ль готово к уроку?

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

Проверяют свою готовность.

Вхождение учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная  направленность.

  1. Актуализация знаний

Мотивирующее введение в тему урока через задание «Минутки чистописания».

На доске записаны буквы:

е ё и я ю

- Прочитайте запись.

- Что объединяет все эти буквы?

- Я хочу добавить в эту группу ь. Права ли я ?

- Что же теперь будет объединять эту группу букв?

( ь тоже указывает на мягкость предыдущего  согласного звука).

- Кто из вас догадался, что мы будем писать на минутке чистописания?

( ь без соединительного штриха и два ь с разным соединением). Почему три буквы? ( ь может быть в конце и в середине слова). Какую из этих букв мы напишем в конце? А остальные? Почему два разных  соединения? Как будете писать?

Это упражнение мы выполнили не случайно. Сформулируйте тему нашего урока. ( На доске или слайде появляется тема урока).

Учащиеся работают с буквами. Обосновывают выбор. Высказывают предположение. Записывают в тетради число, «Классная работа», букву Ь с разными соединениями. С опорой на задание по чистописанию  формулируют  тему урока:  «Буква ь в конце и в середине слова».

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

  1. Проверка домашнего задания с выходом на цель урока.

Откройте «Дидактический материал» на с. 77 упр.169. На какие две группы вы разделили слова  при выполнении домашнего задания? Прочитайте слова Iгруппы.

( идёт лексическая работа)

- Прочитайте слова IIгруппы.

- Какое слово вы записали  два раза? Какое правило вам нужно было вспомнить, чтобы разделить эти слова на две группы?

- Опираясь на правило, сформулируйте цель нашего урока…

Учащиеся вспоминают и проговаривают правило по опоре: « Мягкость согласных звуков  на письме обозначает буква ь. Эта буква пишется в конце слова после…

Формулируют цель урока: «Будем учиться обозначать мягкость согласных звуков  в конце и в середине слова».

Сформулированное правило представлено в громкоречевой форме.

Формулировка  учебной задачи как цели урока.

  1. Работа по формированию умения.

Даны слова :

угол –                  уголки -          

мел -                    полка –

- Есть ли здесь слово, значение которого вам не понятно?

- Кто  может объяснить?

- Можно ли изменить слова так, чтобы они соответствовали теме нашего урока? Докажите…

- Проверим, что изменилось в словах Iстолбика?(изменилось значение слова и согласный звук  был твёрдым, а стал мягким.)

- Какую роль здесь выполняет  ь? ( показатель мягкости согласных,  влияет на значение слова).

- Проверим, что изменилось в словах IIстолбика.

- Значит, для чего нам нуженЬ?

Объясните.  

Учащиеся дописывают в Iстолбик  ьв конце слова, а во IIстолбик – в середине слова.

Приходят к выводу о том, что в словах и I, и IIстолбиков буква ь

выполняет роль показателя мягкости согласных на письме и влияет на значение слова.

  1. Физминутка.

( двигательная)

Проводят дежурные по классу.

  1. Работа по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков в конце и в середине слова.

Учащимся предлагаются карточки с заданием.

 ( Приложение ). Выполняется задание по вариантам.

Даны два предложения.

- Внимательно прочитайте предложения, вставьте, где это нужно букву Ь.

- Обменяйтесь карточками, проверьте работу своего одноклассника ( проверка по эталону).( Слайд   1 ).

- В каких словах вставили Ь?

Докажите.

- У кого нет ошибок?

- Кто допустил 1, 2 ошибки?

- Кто считает, что можно поставить «5», «4»?

- Почему ещё есть ошибки?

- Объединены ли эти предложения одной  темой?

- Докажите.

А чьими ещё могут быть эти следы?

- Дополните эти два предложения ещё одним.

- Прочитайте, какое предложение вы составили?

- Есть ли в этом предложении слово с орфограммой, которую мы изучаем?

- А у ребят?

- Запишите это предложение  в тетрадь, обозначьте орфограмму – Ь –показатель мягкости согласного.

Учащиеся выполняют задание по вариантам, затем обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку.

Обосновывают постановку буквы Ь в словах.

Вспоминают критерии оценивания. Оценивают работу друг друга, аргументируют.

Доказывают, называют и другие признаки текста.

Работа в парах с последующей взаимопроверкой выполненного задания. Анализ допущенных ошибок.

  1. Физминутка для глаз

(для снятия усталости и напряжения).

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Учащиеся выполняют движения

  1. Самостоятельная работа с опорой на учебник.

- Откройте учебник на с. 126.

- Найдите упражнение, которое соответствует теме нашего урока. ( упр. 190).

- Прочитайте внимательно задание.

- Объясните, что нужно сделать в этом упражнении?

( прочитать  предложения,

  выписать в столбик  слова с   изученной  орфограммой,

подчеркнуть эту орфограмму)

- Выполните  упражнение самостоятельно.

- Кто выполнил задание без ошибок и считает, что может поставить «5»?

- У кого 1-2 ошибки? Можно поставить «4».

- Оцените свою работу

( Слайд  2 ).

- Слова с какой  орфограммой вы выписали?

- Где в словах она находится?

- Значит, выполняя это упражнение, чему вы учились?

Алгоритм выполнения упражнения.

Самостоятельно выполняют упражнение.

Самопроверка, оценивание своих работ.

Выполненное задание.

  1. Домашнее задание.

«Дидактический материал» с.78, упр. 174.

  1.  Рефлексия.

Расскажите о сегодняшнем уроке, используя слова, которые вы видите на экране:

Повторил….

Научился….

Задумался…

(Слайд  3  )

Зафиксированное учебное действие.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка деятельности.

Приложение.

Карточка с заданием:  Прочитайте предложения. Вставьте, где это нужно букву Ь.

На  снегу  виднелис .  следы  мален . кого  звер . ка.

Рыжен . кая  белоч . ка  испугалас .   и  убежала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА". 2 КЛАСС

Урок по теме: «Обозначение мягкости согласных на конце и  середине слова».Цели: совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова; развивать фонематиче...

Конспект Обучения чтению «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь» 1 класс

Конспект Обучения чтению «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь» 1 класс...

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»...

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...