Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.rar | 808.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Учитель начальных классов Бугреева Анастасия Михайловна, МОУ "СОШ №19", г. Ухта, Республика Коми
Тема урока: Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Цель: Находить слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь в конце и в середине слова, писать слова с этой орфограммой.
Тип урока: урок формирования умения
Формирование УУД:
Метапредметные:
Регулятивные:
- Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- Определять степень успешности своей работы и работы других;
- Проверять и оценивать друг друга;
Познавательные:
- Развивать умение анализировать;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Умение ориентироваться на страницах учебника;
- Находить ответы на вопросы;
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других;
- Оформлять свои мысли в письменной и устной речи;
- Развивать умения договариваться о совместной работе;
Личностные:
- понимать причины успеха в учебной деятельности;
- умение высказывать своё отношение к работе;
Средства формирования УУД:ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология подводящего диалога, технология оценивания, наглядность, учебник «Русского языка» для 2 класса – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
Эмоциональный настрой. | Приветствие. Проверяем: все готовы, всё ль готово к уроку? - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи. | Проверяют свою готовность. Вхождение учащихся в пространство деятельности на уроке. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. |
| Мотивирующее введение в тему урока через задание «Минутки чистописания». На доске записаны буквы: е ё и я ю - Прочитайте запись. - Что объединяет все эти буквы? - Я хочу добавить в эту группу ь. Права ли я ? - Что же теперь будет объединять эту группу букв? ( ь тоже указывает на мягкость предыдущего согласного звука). - Кто из вас догадался, что мы будем писать на минутке чистописания? ( ь без соединительного штриха и два ь с разным соединением). Почему три буквы? ( ь может быть в конце и в середине слова). Какую из этих букв мы напишем в конце? А остальные? Почему два разных соединения? Как будете писать? Это упражнение мы выполнили не случайно. Сформулируйте тему нашего урока. ( На доске или слайде появляется тема урока). | Учащиеся работают с буквами. Обосновывают выбор. Высказывают предположение. Записывают в тетради число, «Классная работа», букву Ь с разными соединениями. С опорой на задание по чистописанию формулируют тему урока: «Буква ь в конце и в середине слова». | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
| Откройте «Дидактический материал» на с. 77 упр.169. На какие две группы вы разделили слова при выполнении домашнего задания? Прочитайте слова Iгруппы. ( идёт лексическая работа) - Прочитайте слова IIгруппы. - Какое слово вы записали два раза? Какое правило вам нужно было вспомнить, чтобы разделить эти слова на две группы? - Опираясь на правило, сформулируйте цель нашего урока… | Учащиеся вспоминают и проговаривают правило по опоре: « Мягкость согласных звуков на письме обозначает буква ь. Эта буква пишется в конце слова после… Формулируют цель урока: «Будем учиться обозначать мягкость согласных звуков в конце и в середине слова». | Сформулированное правило представлено в громкоречевой форме. Формулировка учебной задачи как цели урока. |
| Даны слова : угол – уголки - мел - полка – - Есть ли здесь слово, значение которого вам не понятно? - Кто может объяснить? - Можно ли изменить слова так, чтобы они соответствовали теме нашего урока? Докажите… - Проверим, что изменилось в словах Iстолбика?(изменилось значение слова и согласный звук был твёрдым, а стал мягким.) - Какую роль здесь выполняет ь? ( показатель мягкости согласных, влияет на значение слова). - Проверим, что изменилось в словах IIстолбика. - Значит, для чего нам нуженЬ? Объясните. | Учащиеся дописывают в Iстолбик ьв конце слова, а во IIстолбик – в середине слова. Приходят к выводу о том, что в словах и I, и IIстолбиков буква ь выполняет роль показателя мягкости согласных на письме и влияет на значение слова. | |
( двигательная) | Проводят дежурные по классу. | ||
| Учащимся предлагаются карточки с заданием. ( Приложение ). Выполняется задание по вариантам. Даны два предложения. - Внимательно прочитайте предложения, вставьте, где это нужно букву Ь. - Обменяйтесь карточками, проверьте работу своего одноклассника ( проверка по эталону).( Слайд 1 ). - В каких словах вставили Ь? Докажите. - У кого нет ошибок? - Кто допустил 1, 2 ошибки? - Кто считает, что можно поставить «5», «4»? - Почему ещё есть ошибки? - Объединены ли эти предложения одной темой? - Докажите. А чьими ещё могут быть эти следы? - Дополните эти два предложения ещё одним. - Прочитайте, какое предложение вы составили? - Есть ли в этом предложении слово с орфограммой, которую мы изучаем? - А у ребят? - Запишите это предложение в тетрадь, обозначьте орфограмму – Ь –показатель мягкости согласного. | Учащиеся выполняют задание по вариантам, затем обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку. Обосновывают постановку буквы Ь в словах. Вспоминают критерии оценивания. Оценивают работу друг друга, аргументируют. Доказывают, называют и другие признаки текста. | Работа в парах с последующей взаимопроверкой выполненного задания. Анализ допущенных ошибок. |
(для снятия усталости и напряжения). | Ах, как долго мы писали. Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.) | Учащиеся выполняют движения | |
| - Откройте учебник на с. 126. - Найдите упражнение, которое соответствует теме нашего урока. ( упр. 190). - Прочитайте внимательно задание. - Объясните, что нужно сделать в этом упражнении? ( прочитать предложения, выписать в столбик слова с изученной орфограммой, подчеркнуть эту орфограмму) - Выполните упражнение самостоятельно. - Кто выполнил задание без ошибок и считает, что может поставить «5»? - У кого 1-2 ошибки? Можно поставить «4». - Оцените свою работу ( Слайд 2 ). - Слова с какой орфограммой вы выписали? - Где в словах она находится? - Значит, выполняя это упражнение, чему вы учились? | Алгоритм выполнения упражнения. Самостоятельно выполняют упражнение. Самопроверка, оценивание своих работ. | Выполненное задание. |
| «Дидактический материал» с.78, упр. 174. | ||
| Расскажите о сегодняшнем уроке, используя слова, которые вы видите на экране: Повторил…. Научился…. Задумался… (Слайд 3 ) | Зафиксированное учебное действие. Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка деятельности. |
Приложение.
Карточка с заданием: Прочитайте предложения. Вставьте, где это нужно букву Ь.
На снегу виднелис . следы мален . кого звер . ка.
Рыжен . кая белоч . ка испугалас . и убежала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...
Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».
Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА". 2 КЛАСС
Урок по теме: «Обозначение мягкости согласных на конце и середине слова».Цели: совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова; развивать фонематиче...
Конспект Обучения чтению «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь» 1 класс
Конспект Обучения чтению «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь» 1 класс...
Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»
Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»...
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"
Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....
Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"
Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...