Конспект Обучения чтению «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь» 1 класс
план-конспект урока по чтению на тему
Конспект Обучения чтению «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь» 1 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь»
Тип урока: формирование теоретических знаний и практических умений учащихся.
Цель урока: формирование умения читать слова с «ь»- показателем мягкости согласных звуков на конце и в середине слова.
Планируемый результат: знание обучающимися особенностей буквы «ь»;звука не обозначает; служит для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; познавательный интерес, познавательная активность.
Регулятивные УУД:
- способность к самоорганизации , самоконтролю , анализу своей учебной деятельности;
-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Познавательные УУД:
-умение производить анализ и группировку слов ;
- умение работать с текстом, отвечать на вопросы, выделять главную мысль.
Коммуникативные УУД:
-умение взаимодействовать в учебном процессе .
Основные понятия:
-звук, буква, мягкий СЗ, мягкость СЗ
Ресурсы:
-азбука, лента букв, презентация.
Ι.Орг.момент
1.Организация класса
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Тихо девочки за партой сели
Тихо мальчики за партой сели
II. Подготовка речевого аппарата
- Фонетическая зарядка
Поиграем со звуками покажите , как….
Как гудит сильный ветер?[у] Достаточно
Как шумят листья на деревьях?[ш]
Как фыркает ежик?[ф]
Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике?[с]
Что просит сказать доктор когда осматривает горло? [а]
Как дудят в дудочку? [ду-ду]
Как жужжит шмель? [ж]
Как гогочет гусь? [га-га]
Как поют комарики? [з]
2.Работа над скороговоркой
На иве галка, на берегу галька (слайд №1)
-Чтение учителем
-Чтение учащимися
а) По слогам
б) Целыми словами (2 раза)
-Беседа
-Про какое дерево говорится в скороговорке? (Ива)
Любит расти на берегу реки, пруда ветви в воду опустит, вода с веток капает как слезинки. Иву называют плакучая. (Ива слайд №2)
-Кто на иве сидит, как зовут эту птичку? (Галка слайд3) Галку узнать легко у нее на голове серое оперение как косыночка.
-Как изменилось слово «галка»? (Показать «галька» слайд №4)
-Слово изменилось когда в нем появился мягкий знак? (Галька- маленькие речные камешки обточенные водой и от того гладкие слайд№ 5)
Чтение учащимися хором убыстряя темп (3-4 раза)
-Кто готов сам рассказать ее быстро и правильно? (5-6 уч-я)
III. Целеполагание и мотивация учащихся
-Итак какая буква превратила в скороговорке «галку» в «гальку» (слайд №6: галка-галька)
-Где стоит в слове мягкий знак? (В середине)
-А где ещё может стоять в слове? (В конце)
-Какую работу выполняет буква «ь» в словах?(Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
-Давайте вместе определим тему нашего урока, с какой буквой будем читать слова?
- Сегодня на уроке будем определять в словах обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь»
IV.Формирование знаний и умений учащихся
1.Работа по ленте букв
-Покажите в ленте букв букву «ь»?
-Почему она на белом полотне? (Не обозначает звука)
-А какую тогда работу она выполняет, в каком ряду она стоит, в верхнем или нижнем? (В нижнем)
-Значит буква мягкий знак вместе с буквами «я» «и» «е» какую работу выполняют? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
2.Работа с ребусами
Слайд №7
-Поиграем со словами. Рассмотрите первую группу слов. Кто догадался какие слова здесь спрятались? (лень, пень, день, тень, сень)
-Какое слово новое для вас? (сень)
(2 группа- аналогично)
Обобщение: что общего во всех этих словах? (Слайд №8 два столбика слов)
-Давайте их прочитаем. (Хором)
-Что в них общего? («ь» )
-Где стоит в словах?
-Что обозначает? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
3.Игра «Спрятать мягкий знак в середину слова»
-А теперь поиграем с другими словами. Будем учиться прятать мягкий знак в середину слова (Слайд №9 стр.14)
Пень - пеньки
Окунь - окуньки
День- деньки
Хорь – хорьки
Уголь – угольки
Конь – коньки
Этимология слова коньки
КОНЬКИ. Это русское слово, представляет собой уменьшительную форму существительного КОНЬ. Название дано из-за внешнего сходства: передняя часть лезвий коньков изображала лошадиную голову.
Обобщение: куда прятали мягкий знак в этих словах? (В середину слова)
-А работа у «ь» в середине слова такая же, что он делает? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
Физминутка
4.Работа по азбуке
1.Чтение слов-названий месяцев
-Откройте азбуку на странице 12 найдите название месяцев
-Чтение хором ( Под лампой)
-Что общего в этих словах? (Тоже есть «ь»)
-Какой месяц здесь лишний? (Декабрь - зимний месяц)
-Прочитаем пословицу (Декабрь год кончает, зиму начинает. слайд №10)
-Как вы понимаете ее смысл? (1-последний 12, 2-первый зимний: декабрь, январь, февраль. Слайд №11-календарь)
2. Чтение текста
Сейчас будем читать рассказ, хотите узнать о каком времени года? Послушайте загадку:
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Значит о чем будет рассказ? ( О зиме) (стр.12)
-Чтение хором по слогам
-Чтение самостоятельно, вполголоса: научиться читать целыми словами
-Чтение вслух, по 1 предложению
Беседа
-О каких признаках зимы говориться в рассказе? (морозы, каток, коньки)
-Что задумали сделать ребята?
-Как они работали? (дружно)
-Кто не хотел им помогать? (Коля)
-Найдите предложение про Колю.
-Кто прочитает?
-Чего ждал Коля?
-Что можете сказать про этого мальчика, хороший ли поступок он совершил?
-С вами не случалось такого, когда вы горку снежную делали, а может, заливали каток? (1-2 уч-ся)
Вывод: Работать дружно! (поговорка)
-Придумайте конец этого рассказа. (1-2 уч-ся, работа в парах)
Инструкция:
-Сочиняйте вместе, вдвоем, одна голова хорошо, а две лучше, а потом договоритесь, кто из вас 1, пойдет к доске рассказывать.
Анализ. Оценка.
-Найдите в этом рассказе слова с «ь» : где он стоит?
3.Чтение рассказа с.14
Теперь будем читать новый рассказ про другого мальчика -Петю.
-Что с ним случилось, узнаете из этого рассказа:
-Чтение самостоятельное: Ставим пальчик на первое слово и начинаем читать.
-Чтение вслух, по 1 предложению
Беседа
-Что случилось с этим мальчиком?
-Почему гусь за ним погнался?
-Можно ли так делать?
-Чему учит этот рассказ?
-В каких словах есть «ь»? Где стоит?
V.Итоги урока
- С какой буквой учились читать слова?
-Расскажите, что вы знаете об этой букве?
-Понравилось ли вам работать на уроке?
-Что было трудно?
-С каким настроение работали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...
Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова
Целью представленного урока по учебнику Рамзаевой «Русский язык» для второго класса является уточнение представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, совершенствова...
Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова.
урок русского языка во 2 классе...
Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».
Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...
Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова"
Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова"....
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА". 2 КЛАСС
Урок по теме: «Обозначение мягкости согласных на конце и середине слова».Цели: совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова; развивать фонематиче...
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"
Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....