Конспект Обучения чтению «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь» 1 класс
план-конспект урока по чтению на тему

Холодилова Татьяна Михайловна

Конспект Обучения чтению «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь» 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь»

Тип урока: формирование теоретических знаний и практических умений учащихся.

Цель урока: формирование умения читать слова с «ь»- показателем мягкости  согласных звуков на конце и в середине слова.

Планируемый результат: знание обучающимися особенностей буквы «ь»;звука не обозначает; служит для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- способность  к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; познавательный интерес, познавательная активность.

Регулятивные УУД:

- способность к самоорганизации , самоконтролю , анализу своей учебной деятельности;

-определять  цель выполнения заданий на уроке под руководством  учителя.

Познавательные УУД:

-умение производить анализ и группировку слов ;

- умение работать с текстом, отвечать на вопросы, выделять главную мысль.

Коммуникативные УУД:

-умение взаимодействовать в учебном процессе .

 Основные понятия:

-звук, буква, мягкий СЗ, мягкость СЗ

Ресурсы:

-азбука, лента букв, презентация.

                                                               

Ι.Орг.момент

1.Организация класса

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Тихо девочки за партой сели

Тихо мальчики за партой сели

II. Подготовка речевого аппарата

  1. Фонетическая зарядка

Поиграем со звуками покажите , как….

Как гудит сильный ветер?[у] Достаточно

Как шумят листья на деревьях?[ш]

Как фыркает ежик?[ф]

Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике?[с]

Что просит сказать доктор когда осматривает горло? [а]

Как дудят в дудочку? [ду-ду]

Как жужжит шмель? [ж]

Как гогочет гусь? [га-га]

Как поют комарики? [з]

2.Работа над скороговоркой

На иве галка, на берегу галька (слайд №1)

 -Чтение учителем

-Чтение учащимися

а) По слогам

б) Целыми словами (2 раза)

-Беседа

-Про какое дерево говорится в скороговорке? (Ива)

Любит расти на берегу реки, пруда ветви в воду опустит, вода с веток капает как слезинки. Иву называют плакучая. (Ива слайд №2)

-Кто на иве сидит, как зовут эту птичку? (Галка слайд3) Галку узнать легко у нее на голове серое оперение как косыночка.

-Как изменилось слово «галка»? (Показать «галька» слайд №4)

-Слово изменилось когда в нем появился мягкий знак? (Галька- маленькие речные камешки обточенные водой и от того гладкие слайд№ 5)

Чтение учащимися хором убыстряя темп (3-4 раза)

-Кто готов сам рассказать ее быстро и правильно? (5-6 уч-я)

III. Целеполагание и мотивация учащихся

-Итак какая буква превратила в скороговорке «галку» в «гальку» (слайд №6: галка-галька)

-Где стоит в слове мягкий знак? (В середине)

-А где ещё может стоять в слове? (В конце)

-Какую работу выполняет буква «ь» в словах?(Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

-Давайте вместе определим тему нашего урока, с какой буквой будем читать слова?

- Сегодня на уроке будем определять в словах обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь»

IV.Формирование знаний и умений учащихся

1.Работа по ленте букв        

-Покажите в ленте букв букву «ь»?

-Почему она на белом полотне? (Не обозначает звука)

-А какую тогда работу она выполняет, в каком ряду она стоит, в верхнем или нижнем? (В нижнем)

-Значит буква мягкий знак вместе с буквами «я» «и» «е» какую работу выполняют? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

2.Работа с ребусами

Слайд №7

-Поиграем со словами. Рассмотрите первую группу слов. Кто догадался какие слова здесь спрятались? (лень, пень, день, тень, сень)

-Какое слово новое для вас? (сень)

(2 группа- аналогично)

Обобщение: что общего во всех этих словах? (Слайд №8 два столбика слов)

-Давайте их прочитаем. (Хором)

-Что в них общего? («ь» )

-Где стоит в словах?

-Что обозначает? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

3.Игра «Спрятать мягкий знак в середину слова»

-А теперь поиграем с другими словами. Будем учиться прятать мягкий знак в середину слова (Слайд №9 стр.14)

Пень - пеньки

Окунь - окуньки

День-  деньки

Хорь – хорьки

Уголь – угольки

Конь – коньки

Этимология слова коньки

КОНЬКИ. Это  русское слово, представляет собой уменьшительную форму существительного КОНЬ. Название дано из-за внешнего сходства: передняя часть лезвий коньков изображала лошадиную голову.

Обобщение: куда прятали мягкий знак в этих словах? (В середину слова)

-А работа у «ь» в середине слова такая же, что он делает? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

Физминутка

4.Работа по азбуке

1.Чтение слов-названий месяцев

-Откройте азбуку на странице 12 найдите название месяцев

-Чтение хором ( Под лампой)

-Что общего в этих словах? (Тоже есть «ь»)

-Какой месяц здесь лишний? (Декабрь - зимний месяц)

-Прочитаем пословицу (Декабрь год кончает, зиму начинает. слайд №10)

-Как вы понимаете ее смысл? (1-последний 12, 2-первый зимний: декабрь, январь, февраль. Слайд №11-календарь)

2. Чтение текста

Сейчас будем читать рассказ, хотите узнать о каком времени года? Послушайте загадку:

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? Значит о чем будет рассказ? ( О зиме) (стр.12)

-Чтение хором по слогам

-Чтение самостоятельно, вполголоса: научиться читать целыми словами

-Чтение вслух, по 1 предложению

Беседа

-О каких признаках зимы говориться в рассказе? (морозы, каток, коньки)

-Что задумали сделать ребята?

-Как они работали? (дружно)

-Кто не хотел им помогать? (Коля)

-Найдите предложение про Колю.

-Кто прочитает?

-Чего ждал Коля?

-Что можете сказать про этого мальчика, хороший ли поступок он совершил?

-С вами не случалось такого, когда вы горку снежную делали, а может, заливали каток? (1-2 уч-ся)

 Вывод: Работать дружно! (поговорка)

-Придумайте конец этого рассказа. (1-2 уч-ся, работа в парах)

Инструкция:

-Сочиняйте вместе, вдвоем, одна голова хорошо, а две лучше, а потом договоритесь, кто из вас 1, пойдет к доске рассказывать.

Анализ. Оценка.

-Найдите в этом рассказе слова с «ь» : где он стоит?

3.Чтение рассказа с.14

Теперь будем читать новый рассказ про другого мальчика -Петю.

-Что с ним случилось, узнаете из этого рассказа:

-Чтение самостоятельное: Ставим пальчик на первое слово и начинаем читать.

-Чтение вслух, по 1 предложению

Беседа

-Что случилось с этим мальчиком?

-Почему гусь за ним погнался?

-Можно ли так делать?

-Чему учит этот рассказ?

-В каких словах есть «ь»? Где стоит?

V.Итоги урока

- С какой буквой учились читать слова?

-Расскажите, что вы знаете об этой букве?

-Понравилось ли вам работать на уроке?

-Что было трудно?

-С каким настроение работали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова

Целью представленного урока по учебнику Рамзаевой «Русский язык» для второго класса является уточнение представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, совершенствова...

Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова"

Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова"....

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА". 2 КЛАСС

Урок по теме: «Обозначение мягкости согласных на конце и  середине слова».Цели: совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова; развивать фонематиче...

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....