Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».
план-конспект урока (3 класс) на тему

Прозументова Наталья Анатольевна

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_-_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

ГКСОУ ВО  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида  2 г. Владимира»                        

 Урок  письма  в  3 –ем  классе 

Тема: « Мягкий знак для обозначения

мягкости согласного на конце и в середине слова».

Учитель- дефектолог: Н. А. Прозументова

                                     

Владимир 2014 г.

Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Цель: развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и середине слова мягким знаком.

Задачи: коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие слов с мягким знаком в середине и на конце слов;          

- развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

- развивать долговременную память через повторение словарных слов;

- развивать умение делать простейшее сравнение через наблюдение за твёрдыми и мягкими звуками;

- развивать эмоционально – волевую сферу через осмысление поставленных задач и выставлении оценки своей работе;

обучающие:

- закрепить умение находить слова с мягким знаком в середине и на конце слова;

- расширить кругозор и активный словарный запас ребёнка через знакомство с новыми словами;

- закрепить навык правильной записи предложения;

- развивать устную опосредованную речь через умение давать правильный полный ответ;

воспитывающие:

- воспитывать интерес к уроку письма;

- учить работать дружно, уважительно относиться к товарищам, быть терпеливым при выслушивании их ответов;

- следить за порядком на рабочем месте.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организация начала урока: сдача рапорта, эмоциональный настрой

- Каким вы хотите видеть наш урок?

     Объявление темы урока, постановка цели, знакомство с планом урока.

  1. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. Нам придётся сегодня много работать, давайте подготовим наши пальчики  к работе. (Музыкальная пальчиковая гимнастика «Прятки».
  2. Чистописание 

Прочитайте стихотворение:

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А проснуться и вставать!

-Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами. Какие из них произносятся мягко?

Запишите красиво данные буквы и сочетание

 Н            Ь         НЬ       

Выпишите из стихотворения слова с мягким знаком. (день, лень)

  1. -Как вы думаете, буква Ь очень нужная, или её можно пропустить? (Мягкий знак очень важен. Если его не поставить, изменится смысл слова.)

Прочитайте слова: УГОЛ, БРАТ, ХОР, ЦЕЛ, СТАЛ, ШЕСТ. Добавьте в словах мягкий знак. – Что произошло со словами? ( У слов изменился смысл). Запишите слова парами. Подчеркните Ь.

  1. Физминутка для снятия напряжения с глаз.
  2. Объяснение домашнего задания.

- Домашнее задание, (упражнение  14) очень похоже на то задание, которое мы только что выполняли. Прочтите, что нужно сделать в этом упражнении. Кому не понятно задание?

7  Работа над текстом.

Прочитайте предложения: (предложения записаны на доске)

У него бол . шие ветвистые рога.

В чаще леса скрылся лос .

Лос .  сил . ный звер . .

Он ест траву и ветки, любит сол .  .

- О ком этот рассказ? Что интересного вы о нём знаете?

А вот что интересного рассказывает нам о лосе умная книга – энциклопедия: (учитель зачитывает небольшое сообщение о лосе из детской энциклопедии).

Как можно озаглавить наш рассказ?  ( Лось. Лесной богатырь.)

- Какая буква пропущена в словах? Что обозначает буква мягкий знак?

 ( Мягкий знак на конце и в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного.)

Необходимо записать предложения в следующей последовательности: 1) первое предложение - со словом, имеющим мягкий знак на конце; 2) второе предложение – со словом, имеющим мягкий знак в середине между согласными; 3) третье предложение со словом, имеющим мягкий знак на конце; 4) четвёртое предложение, в котором есть два слова с мягким знаком на конце и одно слово с мягким знаком в середине между согласными одновременно. (В ходе работы дети меняют местами предложения. Получается рассказ:

 В чаще леса скрылся лось.

У него большие ветвистые рога.

Он ест траву и ветки, любит соль.

Лось  сильный зверь.

Самостоятельно запишите текст, вставьте букву Ь, подчёркните её.

8  Динамическая музыкальная физминутка  «У жирафа пятна, пятна…»

9  Сюрприз.

- Ребята, к нам в гости пришёл Лисёнок. У него большой конверт. Интересно, что в нём? (Один из учеников открывает конверт и находит загадки. Учитель читает, дети самостоятельно записывают отгадки.)

- Если вам встретится мягкий знак, подчеркните его.

 Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.          (Портфель)

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова?      (Огонь)

У нас под крышей 

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт-

Гвоздь упадёт.                      (Сосулька)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен.

Нужен только красный нос.      (Морковь)

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может.                  (Мельница)

Кружится и хохочет

Она под Новый год:

Снег опуститься хочет,

А ветер не даёт.             (Метель)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Вот какие это кони!               (Коньки)

10  Итоги урока.

- Наш урок закончился.

Если у вас всё получилось, вы хорошо поработали, поставьте себе на полях красный кружок.

Если вы старались, но не всё получилось, были небольшие ошибки, поставьте зелёный кружочек.

Если вы были сегодня не очень внимательны, допускали ошибки - синий.

Учитель подводит итоги урока, благодарит детей за работу, выставляет отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова

Целью представленного урока по учебнику Рамзаевой «Русский язык» для второго класса является уточнение представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, совершенствова...

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА". 2 КЛАСС

Урок по теме: «Обозначение мягкости согласных на конце и  середине слова».Цели: совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова; развивать фонематиче...

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...