Урок русского языка во 2 классе по теме: « Мягкий знак в конце имени существительного на шипящий. Роли мягкого знака».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Цели:

-Обобщить знания учащихся о роли мягкого знака.

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

- сделать вывод о назначении мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода;

-  составлять алгоритм написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Метапредметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся:

- умения оценивать свои действия;

- умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умения формулировать собственное мнение и позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок русского языка  во 2 классе по теме:

 « Мягкий знак в конце имени  существительного  на шипящий. Роли мягкого знака».

Цели:

-Обобщить знания учащихся о роли мягкого знака.

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

- сделать вывод о назначении мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода;

-  составлять алгоритм написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Метапредметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся:

- умения оценивать свои действия;

- умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умения формулировать собственное мнение и позиции.

Оборудование:

Учебник «Русский язык», 2 класс (Нечаева Н.В.), мультимедийное оборудование.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация  знаний: (1 слайд)

- Отгадав загадку, вы догадаетесь, о чем пойдет сегодня речь на уроке.

Мягкий голос, мягкий шаг

Это буква… (мягкий знак)

- Чистописание- написать сочетания букв с мягким знаком

тья                                              сьм

- повторение пройденного ранее материала ( 2 ученика у доски):

1. определить род имен существительных:

мяч, дочь, озеро, печка, ручей, окно.

2 . правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу:

рощ.., маш..на, лыж…, ч…до, щ…ка, ч…ща.

  1. В это время весь класс читает слова, написанные на доске: (2 слайд)

Портфель, письмо, коньки, пальто

соловьи, воробьи, птичьи, перья

- Спишите слова, выделив орфограммы.

Какую роль играет мягкий знак в каждой группе? ( мягкость согласного, разделительный мягкий знак)

- Провести проверку выполненных  заданий у доски  2 учениками класса.

- Сделать звукобуквенный анализ слова коньки- взаимопроверка в парах (2-3 пары попросить  прокомментировать, оценить свою работу).

Физминутка  (СУС- схема  условных символов нарисованных на потолке)

  3.Открытие новых знаний.

В русском языке мягкий знак употребляется в 3-х случаях. Первые 2 мы сейчас повторили. Что за 3-й случай употребления  мягкого знака, сегодня постараетесь узнать сами. Какую ставим перед собой цель урока?                ( Узнать  еще один случай   написания  мягкого знака в словах) 

а) Запись на доске: (3 слайд)

Меч, душ, нож

Рожь, дочь, печь

Прочитайте слова. Перед вами слова, оканчивающиеся на шипящие согласные. Определите по какому признаку распределены имена существительные. Что заметили?( по роду- м.р. без мягкого знака, ж.р. с мягким знаком). Сделать вывод!

б) Прочитать правило  по учебнику на стр. 94.

в) Составление алгоритма проверки написания существительных.( 4 слайд)

- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании существительных с шипящим на конце?

Первое? (узнать род)

Второе? ( если это мужской род- мягкий знак не пишем, а если женский- пишем мягкий знак)

г) Комментированное письмо  ( 5 слайд)

- Замените словосочетания существительными с шипящим и запишите в тетрадь:

-Музыкант, играющий на трубе (трубач)

- Женское украшение, прикалываемое на одежду (брошь)

- Ходит вдоль каравая, его разрезая (нож)

- Сегодня была очень морозная (ночь)

- У меня новый футбольный  ( мяч)

Чтение стихотворения написанного на  доске- хором, стоя ( смена поз):

( слайд 6)

         Мягкий знак после шипящих

         Просит знаний настоящих.

         Мы запомним: род мужской

         Гонит мягкий знак метлой.

          Женский род- наоборот

          Мягкий знак в друзья берет.

4.Закрепление полученных знаний

а) Самостоятельная работа по учебнику- упражнение 186.

б) Проверка самостоятельной работы:

- Прочитайте существительные мужского рода.

- Прочитайте существительные женского рода.

- Что заметили?

- Какой вывод сделаете?

в) Составить из слов каждой строчки  предложения, вставив ,где нужно мягкий знак. Работа в паре, взаимопроверка. (7 слайд)

Рыбалку, товарищ(ь), пошёл, мой, на.

Была, прохладной, ноч(ь)

5. Подведение итогов

-Что нового сегодня узнали о мягком знаке?

- Что особенно вам понравилось на уроке?

6. Домашнее задание.  С. 94 выучить правило, записать 10 слов на данное правило.

7. Рефлексия

Вот такой  у нас сегодня получился урок. Оцените свои умения на уроке.

Ребята наклеивают разноцветные шары на елку и передают ее от первой до последней парты. Два, три ученика комментируют свой выбор цвета шара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных. Роль ь знака в словах.

 Предметные  результаты:  получить  представление  о  правописании  ь  после                 шипящих...

Проект урока в 3 классе по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Технологическая карта урока, с указанием целей каждого этапа урока, форм, методов и приёмов работы на каждом этапе, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД. Презентация к уроку, так как урок ...

урок в 4 классе по теме "Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите организма."

Урок по окружающему миру в 4 классе на основе деятельностного подхода по учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова и др. (ОС «Школа 2100») «Технология урока, направленного на формирован...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...