урок в 4 классе по теме "Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите организма."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по окружающему миру в 4 классе на основе деятельностного подхода по учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова и др. (ОС «Школа 2100») «Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»
Урок по окружающему миру
в 4 классе на основе деятельностного подхода
по учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова и др.
(ОС «Школа 2100»)
Тема: Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите организма.
Цели:
– формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о строении и роли кожи, о терморегуляции;
– развивать понятия о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи;
– развивать понятия о клеточном строении организма, об обмене веществ, о единстве строения и функции органа (на примере кожи).
- развивать познавательную активность учащихся в процессе наблюдений и на этапе самостоятельного применения знаний.
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.
Оборудование:
1. Учебник "Мир и человек". А. А. Вахрушев. 4 класс.
2. Тетрадь "Мир и человек". А. А. Вахрушев. 4 класс.
3. Лупы.
4. Зеркала.
5. Таблица “Кожа”.
6. "Тело человека" - иллюстрированный атлас для детей. Ольга Петровская.
7. Книга для учителя “Мир и человек”. 4 класс. А. А. Вахрушев.
8. Лист учёта.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 1. Интеллектуальная разминка. Одного мудреца спросили: “ Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”. - Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец. Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться. 2. Проблемная ситуация. – Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему? Высказывают гипотезы: Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы. – Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос? – Как могут мёртвые клетки защитить наш организм? – О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О коже.) – Какие знания нам пригодятся? 1. Из каких частей состоит организм животного? человека? 2. Как называется наименьшая часть живого организма? 3. Какую роль в организме играет покровная ткань? у каких организмов она имеется? 4. Чем отличаются покровы земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей? 5. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей? – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1. Беседа. – Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12. – Сколько и какие слои кожи выделены? (Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.) – Какова роль наружного слоя? (Он защищает клетки внутреннего слоя.) – Что располагается во внутреннем слое? (Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.) – Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему? (Кровеносные сосуды – по ним передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.) 2. Практическая работа. - Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. 1. Рассмотрите кожу на своей руке. Потрогайте её. Оттяните и отпустите. Что происходит и почему? Вывод: Кожа хорошо растягивается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная. 2. Рассмотрим кожу через лупу. - Что увидели? ( Поры) 3. Проведите пальцем по лбу и приложите его к стеклу. Что увидели? ( Жирное пятно. Это жир, который выделяется через поры. Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не даёт ей высыхать.) 3. Работа с учебником. – Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14. (Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.) – Как мы ответим на вопрос урока? (Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.) – Как вы понимаете почему кожу называют «пограничником организма»? (Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.) – Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14.) – Как кожа предохраняет наш организм от перегрева? (Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.) – Зачем нам нужны волосы и ногти? (Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.) – Что слепым заменяет зрение? (Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 1. Работа в учебнике. 1. Обсуждение вопросов 1–4 на с. 15 (в случае затруднения рекомендуется работа с учебником). Работа в паре - разработка памятки по уходу за кожей. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Работа в тетрадях, по выбору 2-3 задания. - При затруднениях в ходе самостоятельной работы обращайтесь за помощью к учителю или к учебнику. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
ΙV. Домашнее задание. | 1. § 2 | |
V. Итог урока. | Обмен мнениями по выполнению заданий: – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Обращение внимания учащихся на процедуры поиска и логической обработки информации. - Сегодня на уроке, как и на многих других, вы работали с информацией. Какие информационные процессы вы использовали при работе над новой темой? ( Сбор информации) - Каким был основной способ сбора информации? ( Наблюдение. Потом мы занимались обработкой информации) - Что такое обработка информации? (Это процесс перехода от исходной информации к итоговой) - Перечислите, что вы делали на уроке. (Наблюдали, выдвигали гипотезы, делали выводы, сверяли свое мнение с мнением авторов учебника, с мнением Миши и Лены. В результате обработки мы получали новую информацию. Далее мы приступили к сохранению информации) - Каким образом сохраняли информацию? (Мы ее запоминали, записывали в тетради, кодировали. - А какой способ кодирования использовали? (Графический. С помощью рисунка «Роль кожи в нашем организме». - Присутствовала ли на уроке передача информации? (Да, мы представляли добытую информацию учителю и одноклассникам) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....
Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи
На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, мод...
Урок литературы 4 класс "Б. Сокпакбаев "Меня зовут Кожа""
ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Литературное чтение...
Окружающий мир. 4 класс. Клетка-основа строения и роста живых организмов. Система Л.В. Занкова
Урок разработан по теме: "Текст.Работа с информацией. Использование игр-заданий, в которых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами, присходит обучение приёмам самостоятельн...
Мастер-класс "Технология изготовления "Цветы из кожи"
. Изделиями из кожи можно украсить одежду, изготовив воротник, пояс, жилет, пуговицы, а также украшения к обуви. И наконец, из кожи можно выполнить прекрасные панно для украшения жилья. Все эти издели...
Мастер-класс по изготовлению цветов из кожи
Мастер-класс...