Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Разделительный мягкий знак".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Нетёсова Любовь Павловна

Конспект открытого урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» ФГОС

ТЕМА УРОКА: " Разделительный мягкий знак".

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; развивать группу УУД:

личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;

регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;

познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;

коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

2.Мотивация к деятельности.

Ребята! Я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок?

Покажите!(показывают смайлики)

С таким настроением у нас все получится!

Проверили посадку, положение тетради.

Открываем тетради, записываем число, кл. работа.

Минута чистописания

Ья, ью

Ья- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;

- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). состоит из трёх элементов)

- (первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС;

- (второй элемент) уходим вверх влево и пишем маленький овал, вернувшись к точке начала его написания (высота овала – до середины РС) и поднимаемся к верхней линии РС, касаясь её;

- (третий элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и третьим элементами образовался уголок (с середины РС).


Ьюначинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;

- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). начинаем писать с верхней линии РС: пишем короткую наклонную линию до нижней линии РС;

- возвращаемся по написанному до середины, останавливаемся и пишем «перекладинку» (чуть провисшую линию);

- пишем овал, касаясь нижней и верхней линий РС.

3. Актуализация знаний.

  1. Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов или животных, и запишите их

Брат, соловей, ручей, звено.

  1. Из данных слов составьте предложения по схемам и запишите их. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
  1. Ночью, мороз, ударил, первый.

( Когда? Какой?)

  1. Волчьи, заметили, на снегу, ребята, следы.

( Где? Чьи? Что?)

Взаимопроверка.

Кто справился без ошибок? У кого 2 ошибки?3- ошибки?

Составьте с новым словарным словом предложение.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.

-выделите грамматическую основу

-сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?

-Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа?( простое)

-Какое это распространенное или нераспространенное предложение? (распространенное).Докажите, что это распространенное предложение. (т.к. здесь есть второстепенные члены).

-Какую роль они играют? (они поясняют главные члены)

-Ребята, у нас сегодня гость, слушайте внимательно, он подскажет вам тему сегодняшнего урока).

Я волшебник. Захочу – 
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай, 
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак)

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (мягкий знак) Но какой мягкий знак – это вам надо определить.

4. Определение темы и целей урока.

-Посмотрите на слово компьютер. Где вы видите ь? Какие буквы он разделяет? Значит, какую работу выполняет этот ь? Как же его правильно назвать: разделительный или смягчающий?

-Да, друзья мои, мы сегодня будем говорить именно о разделительном мягком знаке) ( на доске открываю тему урока).

- А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке по этой теме?

(Где в словах пишется мягкий знак? Для чего мягкий знак нужен? Какие функции мягкий знак выполняет? А я бы хотел узнать, как появился мягкий знак?)

5. Открытие нового знания.

-Ребята , а сейчас мы с вами отправимся в прошлое и сразу разрешим одну из целей урока, а в этом нам поможет Научный эксперт нашего класса: листает сама

Сколько букв в русском алфавите?(33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался  по-другому.

Буква Ь употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буква ь выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться он стал по-другому. его  функция несколько изменились…

- Познавательно было, ребята, узнали что - то новое? Сейчас вам предлагаю поработать в группе. Ваше задание: Найдите слова с разделительным мягким знаком, списать их, подчеркнуть ь.

Листья, парк, жёлуди, старый, ружьё, льют, собака, шерсть, вьюга, платье ,ведро, ручьи, метель.

-Что вы можете сказать, посмотрев на эти слова, когда пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант сделает морфологический разбор слова вьюга, а второй вариант – льют. Какой вывод сделаете? Чему вы научились выполняя этот вид работы?

-Давайте обратимся к учебнику и убедимся, правильный ли вывод сделали? познакомимся с правилом. Стр. 68. (Читает ученик правило)

И так, на что нужно обратить внимание? ( пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками).

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели.

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

6.Закрепление нового.

перейдем к выполнению упражнения.(Посмотрите глазками)

Упражнение № 127,С 69.

Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком( ком/пью/тер, о/бе/зья/нава/ре/нье, вью/га)выписываем в первый столбик у доски записывает

- Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день)

- Посмотрите на слова второго столбика

-что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков ( букв больше чем звуков)

- что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике

( букв больше чем звуков)мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место)

-Молодцы

8.Рефлексия.

-У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно самостоятельно на листочках.

  1. Распределите слова в два столбика:
  1. С мягким знаком – показателем мягкости.
  2. С разделительным мягким знаком.

Деньки, льёт, вьюга, пальто, медведь, листья, колокольчик, безделье.

Разгадайте кроссворд.

1

ь

2

ь

3

ь

4

ь

5

ь

  1. Снежная буря
  2.  Домик для пчёл.
  3. Мать, отец и дети.
  4. Животное, по строению тела наиболее близкое к человеку.
  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

- Умнички!

-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.

-Мы с ними справились?

- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!

-Оцените работу на уроке. Ребята, нарисуйте у себя в тетрадях такую шкалу знаний. Отметьте знаком «+», где находятся ваши знания: если вам нужна помощь, то поставьте знак «+» внизу. Если вам всё понятно, то отметьте вверху. Если не очень, то посередине.

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

На дом с. 69 №126 (р.т. стр.39 упр.94)

Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот на последок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах нашего класса есть разделительный мягкий знак? ( Илья), значит, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»

Основными целями данного урока являются: 1 создание условий для повторения правил употребления в словах разделительного мягкого знака через алгоритмизацию деятельности учащихся;  2. развитие умен...

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

Конспект открытого урока "Разделительный ъ и ь знаки "

Конспект открытого урока "Разделительный ъ и ь знаки " Тип урока: повторение пройденного. Формы обучения: групповая, фронтальная , самостоятельная работа , работа под руководством ...

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...