Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных. Роль ь знака в словах.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предметные результаты: получить представление о правописании ь после
шипящих на конце существительных; различать роль ь в словах.
Универсальные учебные действия.
Личностные: формировать активную позицию положительного отношения
к занятиям русским языком; вызвать интерес к предметно-исследовательской
деятельности; добиваться понимания причин успеха в учебе;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать учителем
выделенные ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с
учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
Познавательные: находить в учебнике ответы на заданные вопросы; анализи-
ровать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущест-
венных признаков в коллективной организации деятельности; осуществлять
синтез как составление целого из частей; строить монологический ответ в
устной форме; проводить сравнение, обобщение и классификацию изученных
фактов языка по самостоятельно выделенным основаниям; устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать, подво-
дить анализируемые объекты под понятия в соответствии с заданием.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учи-
телем и одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формиро-
вать собственное мнение и позицию; учить договариваться и приходить к
общему решению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_znak.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 города Зарайска Московской области
Конспект открытого урока русского языка во 2 «А» классе
Правописание ь знака после шипящих на конце имен
существительных. Роль ь знака в словах.
Урок подготовила и провела
Соломатина Г.В.
04.12.12.
Тема урока: Правописание ь после шипящих на конце имен существительных.
Роль ь в слове.
Предметные результаты: получить представление о правописании ь после шипящих на конце существительных; различать роль ь в словах.
Универсальные учебные действия.
Личностные: формировать активную позицию положительного отношения
к занятиям русским языком; вызвать интерес к предметно-исследовательской
деятельности; добиваться понимания причин успеха в учебе;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать учителем
выделенные ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с
учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
Познавательные: находить в учебнике ответы на заданные вопросы; анализи-
ровать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущест-
венных признаков в коллективной организации деятельности; осуществлять
синтез как составление целого из частей; строить монологический ответ в
устной форме; проводить сравнение, обобщение и классификацию изученных
фактов языка по самостоятельно выделенным основаниям; устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать, подво-
дить анализируемые объекты под понятия в соответствии с заданием.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учи-
телем и одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формиро-
вать собственное мнение и позицию; учить договариваться и приходить к
общему решению.
Ход урока.
1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность класса к уроку. Слово
учителя. «Ребята, урок трудный, но интересный. Вам предстоит сегодня познать
новые факты родного языка по самостоятельно выделенным основаниям. Успеш-
ный человек – грамотный человек. На столе у каждого лежит материал урока.
Каков девиз нашего урока?
- Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи!
Объясните, пожалуйста, что значит: ум и сердце в работу вложи?»
2. Грамматическая зарядка. Повторение пройденного. Прочитайте задание упр.№1
- Вставь пропущенные орфограммы. Объясни их написание. Комментирование.
Дар_я, к_л_цо, в_рен_е, голу_ _, зд_ров_е, п_с_мо, б_л_е, см_л_ч_к,
ш_лун_я, сн_гир_.
- Прочитайте слова. Что общего в этих словах? (Имена существительные)
- Почему вы так думаете? (Обозначают предметы, отвечают на вопрос кто? что?)
- Дайте определение имени существительного.
- По какому признаку еще можно объединить эти слова? (Стоят в нач. форме.)
- Докажите. ( Кто? Дарья – существительное, стоит в ед. числе – нач. форма…)
- Чем еще схожи эти слова? (Есть ь знак во всех словах.)
- Чем эти слова отличаются друг от друга? (Количеством слогов, местом ударения,
нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, с ь – показатель
мягкости и с ь – разделительным.)
3. Самостоятельно запишите слова в два столбика. Сгруппируйте слова по общему
признаку употребления ь знака.
Физминутка.
4. Проверка. Учитель открывает после проверки доску. Обобщение.
кольцо Дарья
голубь варенье
письмо здоровье
смельчак белье
снегирь шалунья
- Какова роль ь знака в словах первого столбика? (Показатель мягкости согласного)
- Какова роль ь знака в словах второго столбика? (Разделяет согласный и гласный)
- Что вы можете сказать про соотношение звуков и букв в словах первого столбика?
- Каково соотношение звуков и букв в словах второго столбика?
- Итак, сделайте вывод: какова роль ь знака в словах?
- Оказывается, ребята, у ь знака есть еще одно назначение. А какое, мы узнаем сейчас
5. Работа с учебником. Упражнение №186 на странице 96.
- Прочитайте задание. Что нужно выполнить?
- «Шипящие» … Это кто? Или что? Назовите шипящие звуки. Шипящие буквы?
- Чем они похожи? (Согласные, шипящие)
- Чем отличаются друг от друга? (Парные, непарные; звонкие, глухие; твердые,
мягкие.)
- Дайте характеристику шипящим звукам.
- Какие правила о написании шипящих вы знаете?
- Самостоятельно выполните задание упр. №186.
М.р. (он, мой) Ж.р. (она, моя)
луч мышь
багаж речь
плащ рожь
ковш ночь
малыш помощь
- К какой части речи относятся слова? (Имена существительные.)
- В какой форме они стоят? (В начальной.)
- На какие согласные звуки заканчиваются имена существительные? (На шипящие.)
- Как вы думаете, что нового мы должны сегодня узнать?
Физминутка.
Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих!
- Какова же роль ь знака в словах второго столбика?
6. Работа над правилом учебника на стр. 97.
7. Чтение правила и заучивание в стихотворной форме.
Чтобы знать, как писать, Если род мужской -
Надо род определять. Нет там знака никакого!
Если женский род, то надо И тогда пиши: калач,
Мягкий знак употреблять. Врач, малыш, гараж и грач!
8. Составление алгоритма действий при написании существительных с шипящей
на конце.
1. Читаю или произношу слово
2. Определяю часть речи.
3. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
4. Если существительное мужского рода, то ь не пишу.
5. Если существительное женского рода, то ь пишу.
Физминутка.
9. Упражнение в написании существительных с шипящими на конце. Учитель
читает загадки, дети записывают отгадки в тетрадь, пользуясь памяткой.
Проверка с комментированием.
10. Тест. Самостоятельная работа.
1. Мягкий знак может выполнять: а) 3 работы б) 2 работы в) 1 работу
2. На конце существительных ж.р. после шипящих: а) всегда пишется ь б) не пишется ь
3. На конце существительных м.р. после шипящих: а) не пишется ь б) пишется ь
4. ь после шипящих на конце существительных указывает: а) на род б) на число
11. Подведение итогов. Рефлексия. Обозначьте цветом квадрата, комфортно ли
вам было на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х
Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тип урока: урок закрепления предметных умений с использованием ЭОР при ведущей роли учителя....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных...