Методическая разработка урока Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-. Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием новых слов с помощью суффиксов.
Задачи:
- создавать условия для формирования учебных компетенций: универсальных учебных действий, предметных умений и
навыков образования слов с использованием суффиксов -ёнок-, -онок-, навыков правописания;
- развивать устную объяснительную речь, умения выделять корень и суффикс в слове, подбирая родственные слова;
- развивать познавательный интерес, творческие способности в процессе решения языковых задач, сотрудничать друг с
другом, выполнять самоконтроль и самооценку;
- развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
- воспитывать интерес к русскому языку и использовать предметные и метапредметные учебные действия в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_rus_yaz.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 655
Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.
Русский язык
2 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Автор:
Пермякова Ирина Александровна, учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2019
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на известных каждому учителю этапах урока. Однако теперь, учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе. Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Кроме этого, способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя.
В значительную часть уроков включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации практически всего курса русского языка строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая карта.
Технологическая карта урока по русскому языку
Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.
2 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием новых слов с помощью суффиксов»
Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием новых слов с помощью суффиксов.
Задачи:
- создавать условия для формирования учебных компетенций: универсальных учебных действий, предметных умений и
навыков образования слов с использованием суффиксов -ёнок-, -онок-, навыков правописания;
- развивать устную объяснительную речь, умения выделять корень и суффикс в слове, подбирая родственные слова;
- развивать познавательный интерес, творческие способности в процессе решения языковых задач, сотрудничать друг с
другом, выполнять самоконтроль и самооценку;
- развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
- воспитывать интерес к русскому языку и использовать предметные и метапредметные учебные действия в повседневной жизни
Планируемые результаты:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
-личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; способность к самооценке собственных знаний русского языка; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.вседневной жизни.
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа |
1. | Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать учебную деятельность по повторению, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Задачи: - способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке; - помочь принять рабочую позу; - напомнить о важности аккуратной работы в тетради; - выявлять степень усвоения обучающимися предыдущего учебного материала и подготовленности к уроку. Методы: -словесные, объяснительно – иллюстративные; - побуждающий от проблемной ситуации; - диалог. Личностные УУД: готовность к обучению, высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей деятельности, умение оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия. Коммуникативные УУД: владение культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса. | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно. - А теперь покажите мне, что вы готовы к работе на уроке. Приготовьтесь к работе в тетради. Напомните друг другу о правилах работы в ней. (Расположим тетрадь на парте так, чтобы руки при письме не свешивались. Следим за тем, чтобы весь урок в наших тетрадях было чисто, записи выполнены аккуратно.) - Запишите сегодняшнюю дату, «Классная работа». - Ребята, продемонстрируйте своё умение красиво писать. Минутка чистописания. – Посмотрите на первые две группы букв, какую закономерность вы видите? ( Буквы расположены в алфавитном порядке.) – Посмотрите на третью группу, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему? (Не хватает буквы п, потому что в алфавите буква п стоит между о и р.) -Давайте вспомним написание прописной и строчной буквы П,п. Учитель на доске показывает образец записи каллиграфической минутки. -Пропишите их в тетради. -Как будете писать? (Аккуратно, красиво, правильно…) Работа над изученным материалом - Составьте слова с парной согласной в середине слова. Лапка, шляпка, скрипка, голубка, тропка. - Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове? (Звук [п].) - Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук? Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – голубка, так как в этом слове мы пишем букву б.) - Каким способом образованы новые слова? (Суффиксальным.) - Какой суффикс помог образовать новые слова? (Суффикс -к-.) - Какое значение придаёт слову суффикс «к»? (Уменьшительно-ласкательное.) – Запишите слова, обратите внимание на соединение. - Сверьте свои записи с образцом на доске. Подведение итогов. Взаимопроверка. - Оцените ответы своего соседа по парте и отметьте уровень знаний и умений по данному вопросу. (Высокий – 3 кружка; средний - 2; а низкий – 1 кружок). Закрасьте их на листах самооценки. - Ребята, которые показали низкий уровень, вам необходимо потренироваться, поработать над этим вопросом, и я вам в этом помогу. |
2. А) Б) | Изучение учебного материала. Постановка учебной задачи. Цель: - обсудить учебную проблему, определение и формулирование цели деятельности на уроке. - повторить виды суффиксов и их значение для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: - организовать работу по повторению сведений о суффиксах, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Познавательные УУД: - уметь ставить и решать учебную проблему, определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать свои действия. Изучение учебного материала. Цель, которую учитель ставит перед учениками: - показать (продемонстрировать) умение правильно и грамотно формулировать свою точку зрения, орфографическую зоркость, проявление сотрудничества Цель, которую учитель хочет достичь: - проверить умение учащихся правильно выполнять поиск необходимой информации, умение выделять главное и второстепенное, делать выводы, выявить затруднения в деятельности учащихся. Методы организации работы: - словесные - иллюстративные - практические Методы стимулирования: - похвала Открытие новых знаний: Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: - обсудить проект решения учебной задачи; - составить общий алгоритм правописания суффиксов –онок-, -ёнок- . Цель, которую хочет достичь учитель: - способствовать формированию у обучающихся представление об алгоритме правописания суффиксов –онок-, -ёнок- ; -организовать работу по овладению навыками образования слов по алгоритму. Методы: - учебный диалог, - презентации. Личностные УУД: заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний. Познавательные УУД: уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, совершенствовать владение терминами. Регулятивные УУД: делать прогнозы и выводы. Коммуникативные УУД: владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения. | - Ребята, о какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке? (О суффиксе.) - Что вы знаете о суффиксе? (Суффикс-это часть слова, стоящая после корня, перед окончанием, служит для образования новых слов.) На доске слова, содержащие ошибочную информацию. Задание «Лови ошибку»: содержит в себе ошибки 2 уровней: – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний; - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. -Ребята, предлагаю вам выявить допущенные ошибки. Сергеивна или Сергеевна (Суффикс –евн-.) Ильинична или «Ильинишна» (Суффикс –ичн-.) Ирачка или Ирочка (Суффикс –очк-.) зайчонок или зайчёнок - ? Решение проблемного вопроса. - Знаем ли мы, когда пишутся суффиксы -ёнок-, -онок-? (Нет.) - Определите тему нашего урока. (Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-.) Учитель открывает тему урока на доске. - Итак, тема нашего урока «Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-» -Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться образовывать слова с суффиксами –ёнок-, -онок-, их правописанию.) - Цель нашего урока: познакомиться с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием новых слов с помощью суффиксов. - Как мы можем узнать об этом? (Прочитать правило в учебнике или самим вывести это правило) -Какой путь выбираете? (Вывести самим.) -Как нужно работать, чтобы понять тему урока? (Внимательно, активно, сообща.) Составление алгоритма. Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет правильно писать суффиксы: - Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–. Групповая работа. Сравнение алгоритмов. - Обратимся к научному источнику. Откройте рубрику «Тайны языка». Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали? – Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным? (зайчонок) - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. - Какие этапы работы вы предлагаете? (варианты ответов детей) - Сравните свои алгоритмы с алгоритмом . Что заметили? (Они похожи.) - Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника. (работа с учебником) - Прочитайте правило еще раз и расскажите его друг другу. - А теперь вместе попробуем применить алгоритм правописания суффиксов –онок-, -ёнок- на практике. Задание выполняется комментировано под руководством учителя: слон…нок, еж…нок, ут…нок, лягуш…нок, зайч…нок, орл…нок. Самопроверка. - Оцените себя и отметьте уровень знаний и умений по данному вопросу. (Высокий – 3 кружка; средний - 2; а низкий – 1 кружок). Закрасьте их на листах самооценки. -Итак, сделаем вывод, когда пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-? -Какое значение имеют эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.) Зарядка для глаз. Физминутка |
3. | Закрепление учебного материала. Цель, которую учитель ставит перед учениками: -закрепить знания и навыки с помощью текстового задания по правописанию слов с изученными суффиксами. Цель, которую ставит перед собой учитель: - создать условия для формирования умения выполнять письменные работы на основе изученного материала. Задачи: - развивать умения применять полученные знания при работе с текстами; - развивать способность давать адекватную самооценку, делать взаимопроверку. Методы: - репродуктивные. Познавательные УУД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения заданий. Коммуникативные УУД: владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Учитель проводит дифференцированную работу. - Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиями разной сложности. Попробуйте договориться, кто из вас какую карточку возьмет для выполнения задания. Задание 1 Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс. Кот…нок, тигр…нок, мыш…нок, аист…нок, волч…нок, слон…нок, морж…нок. Задание 2 Образуйте слова при помощи суффиксов -ёнок-, -онок-, запишите. Кот, тигр, мышь, аист, волк, морж. После выполнения работы взаимопроверка. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте выполнение заданий по ответам на доске. - Закрасьте столько кружочков на листе самооценки, сколько у вас правильных ответов. -Какой вывод по этой работе сделаем? (Образовывали и записывали слова с суффиксами –ёнок-, -онок-, используя составленный алгоритм). - Какие затруднения вы испытали при выполнении заданий? Чему ещё, надо поучиться? (Потренироваться в образовании слов при помощи суффиксов –ёнок-, -онок-.) |
Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаются следующие задачи:
- эффективно накапливается каждым учеником собственный личный опыт;
- развиваются творческие способности;
- предлагаются дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряется самостоятельный поиск путей решения поставленных проблем;
- осуществляется личностно-ориентированная направленность;
- ученик самостоятельно планирует свою деятельность;
- побуждение детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок
В соответствии с новыми стандартами, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной
Список литературы
1. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Часть 1– М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях Кузнецова М.И. Часть 1 – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. 2-4 классы Романова В.Ю., Петленко Л.В – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Русский язык. Комментарии к урокам. 2 класс Иванов С.В., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2013.
5. Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.– М.: Вентана-Граф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....
Методическая разработка урока "Твоё первое знакомство со звёздами" - 2 класс по УМК «Начальная школа ХХI века».
Методическая разработка урока самореализации и открытия нового для 2 класса, разработанная в системе ФГОС ООО.Урок включает открытие новых знаний по заявленной теме, выдвижение гипот...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих"....
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...
Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс».
Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс»...
Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...