Урок обучения грамоте
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Маськова Кристина Алексеевна

Урок-путешествие

Повторение имени существительного, прилагательного, глагола в программе Эльконина- Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основная часть60.5 КБ
Файл Задания268.08 КБ
Файл телеграмма13.33 КБ
Office presentation icon Презентация179 КБ
Microsoft Office document icon Послание243 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по обучению грамоте,
проведенного в 1 «З» классе школы № 69
Составила студентка 3 курса ИПиПД
Маськова Кристина Алексеевна

Тема урока: Урок-обобщение

Тип урока: урок – путешествие (слова - действия, признаки, предметы, помощники, работа с моделями)

Цели:

- обобщить знания учащихся по темам: «Слова - действия», «Слова - признаки», «Слова – предметы», «Слова – помощники»;

Задачи урока:

1.        Образовательные – вспомнить ранее изученный материал, а также закрепить его посредством различных заданий; закрепить знания детей в работе с моделями слов.

2.        Воспитательные – вовлечь в активную познавательную деятельность; совершенствовать навыки общения.

3.        Развивающие – развитие общеучебных умений и навыков, а также высших психических функций: памяти, внимания, воображения, мышления; продолжение работы над развитием речи.

Оборудование: 

- Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь - 2012 год, стр. 21-24

- Видеофрагмент «Физминутка»

- Видеофрагмент «Обращение жителя»

- Мультимедийный компьютер

- Интерактивная доска

- Школьная доска

- Ключ из бумаги

- Презентация «Слова - предметы»

- Электронные картины: «Сказочный город», «Ворота», «Дерево»

- Электронные документы: «Телеграмма», «Письмо жителя»

- Карта на ватмане

- Конверт с заданиями

- Наклейки

- Три модели из бумаги: модель слов – предметов, признаков, действий

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

( 4 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Сегодня на уроке у нас гости, давайте поделимся хорошим настроением и своими знаниями. Встаем со своих мест и повторяем за мной.

Приветствуют учителя. Встают со своих мест для выполнения физминутки.

Личностные (личностное самоопределение и ориентация в социальных ролях)

Физминутка:

-Как живешь ты,  1 «З»? Вот так.

Утром в школу как идешь?

Дома ночью как ты спишь?

А за партой как сидишь?

Замечательно!

Показываю большой палец.

Шаг на месте

Сложили руки под голову

Садятся за парту и складывают руки

Проверяем свое рабочее место: букварь, пенал, дневник. Кто готов к уроку? Покажите мне красивой поднятой рукой. Ждем остальных.  Проверяю какой ряд готов раньше, смотрю на ваши ручки. Первый ряд вижу, второй, третий. Можем начинать урок.

Проверяют рабочее место на наличие необходимых вещей. Поднимают руки, кто готов к уроку.

Основной этап

( 31 минута)

- Ребята я сегодня получила телеграмму для вас, давайте вместе ее прочитаем.

(выводим на экран документ с телеграммой, читаю с детьми)

-Отправимся в город Рассказ?

- А доставит нас в этот город  ваша фантазия. Закройте глаза. Раз, два, три…и мы попадаем в город Рассказ. Откройте глаза.  Что-то мы попали куда-то не туда, смотрите здесь карта с какими- то улицами, я думаю нам нужно их пройти ( вывешиваю на доске карту с названиями улиц: улица Предметная, Переулок Признаков, улицы Действий, проспект слов-Помощников) Первая наша остановка. Какая?

-Видимо, нам нужно преодолеть эту улицу для того, чтобы попасть в город Рассказ.

-Как вы думаете, какие слова являются жителями на этой улице?

-Отвечаем, поднимая ручку.

- А на какие слова отвечают слова – предметы?

- Чем отличаются эти вопросы друг от друга?

- Хорошо, помогите мне разобраться с этими вопросами, что-то я совсем запуталась. Смотрим на экран. (включаю презентацию «Слова - предметы»)

-Думаю, жители этой улицы поняли, что с предметами мы знакомы и пропустят нас дальше.

-А следующая наша остановка-переулок Признаков.

-Как вы догадались жители на этом переулке кто?

-Правильно

-А на какие слова отвечают слова признаки?

-Правильно!

- Посмотрите, здесь растет дерево. (показываю на картинку дерева на экране)

-Я думаю оно как-то связано с прохождением этого переулка.

-Ребята, что растет на дереве?

-Как нужно задать вопрос, чтобы узнать признак яблока?

- Ну и какие же яблоки растут на дереве:

- По цвету?

- По размеру?

- А какие еще они могут быть?

- Правильно, я думаю слова - признаки мы вспомнили, и следующая наша остановка… Ребята, почему – то я не могу получить название нашей следующей остановки, мы ведь совершенно забыли о модели.

- И правда, какая модель у слов признаков? Кто выйдет нарисовать ее на доске?

- Теперь мы можем двигаться дальше.

- Мы потеряли много сил и преодолели уже половину пути, нужно размяться. Встаем со своих мест и повторяем движения за мальчиком на экране (включается видео «Физминутка»)

Читают хором телеграмму.

-Да!

Закрывают глаза. Открывают.

Один ученик по желанию читает надпись под номером 1:

- Улица Предметная

- Слова, обозначающие предметы

- На вопросы: «Кто?» и «Что?»

-Неодушевленный отвечают на вопрос «Что?», а одушевленные на вопрос «Кто?»

Смотрят на экран и выполняют задания.

- Слова-признаки

- Какой? Какая? Какое? Какие?

-Яблоки

-Какое яблоко растет на дереве?

- Красные, зеленые, желтые.                                                                  – Маленькие, большие

- Сладкие, кислые, червивые, гнилые, спелые, ароматные

Ученик рисует модель на доске

Выполняют движения, какие показываются на экране

Познавательные (ОУД, ЛУД), коммуникативные.

- Следующая остановка у нас – улица Действий.

- Чтобы пройти эту улицу нам нужен помощник, а именно букварь. Открываем на странице 22. Смотрим на меня, какая страница у меня открыта.

-Все открыли? Кому нужна помощь?

-Перед нами рассказ Голявкина «Кто вы такие?». Я читаю рассказ, вы внимательно следите.

-Давайте, найдем в рассказе слова, обозначающие действия.

Кто нашел поднимает руку, а его сосед по парте говорит согласен он с ним или нет.

- Вы справились очень хорошо, но чтобы нам продвинуться дальше, нужно вспомнить модель слов-действий. На доске три варианта. Какая правильная? Спрашиваю только того, у кого самая красивая спинка и самая красивая ручка.

-Ох, ребята, такой путь мы преодолели уже, но ничего остался последний пункт – проспект слов – Помощников.

-Какие слова – помощники вы знаете?

- Пока вы вспоминали слова, мне пришло сообщение от одного из жителей этого проспекта. –Посмотрим?

(включаю видео «Обращение жителя»)

- Сейчас я заберу задание у курьера. Секундочку (выхожу за дверь, беру конверты)

Раздаю задания из конверта на каждую парту: листок с фразами:

Птицы … клетке,

Листики … ветке,

Кошка … столом,

Садик … углом.

 

- Нужно составить высказывания. Сможем мы это сделать?

-Почему не сможем? Чего нам не хватает?

-Правильно, в конверте были еще такие карточки, сейчас я повешу их на доску может они нам чем-нибудь помогут. (развешиваю на доске 4 слова: в, на, под, за)

-Теперь сможем составить высказывания?

- У вас есть минутка, чтобы вписать слова с доски в пропуски на вашем листочке, не забываем про наклон. Показываем рукой, как вы готовы! Я смотрю. Кто первый.

-Закончили, ваша парта была первой зачитывайте с соседом по парте по очереди высказывания. Все остальные проверяют и если не согласны, поднимайте руку.

-Все правильно?

-Давайте я соберу листочки и отправлю их жителям. (собираю задания, кладу в конверт, выхожу из кабинета, возвращаюсь через 3 секунды с ключом от ворот)

-Ребята, вы все решили правильно, у нас есть ключ от города Рассказ, сейчас мы туда и зайдем. (на экране картинку сказочных ворот, делаю вращающее движение ключом и картинка меняется на сказочный город с надписью «Рассказ».

-Ребята, здесь снова какое-то письмо, давайте его прочитаем. (на экране письмо)

-Ребята, им нужна наша помощь, поможем?

- А справится с этой задачей нам снова поможет букварь, открываем страничку 21, смотрим какая открыта у меня.

- Ой, а что это за какие –то непонятные символы под картинкой?

- Нам нужно составить рассказ по картинке с помощью этих моделей, для этого разделим задание, чтобы справится с ним быстрее. Первый ряд составляет по первой и второй схеме. Второй ряд – по 3 и 4 схеме, третий ряд у вас самая длинная 4 схема.

-Показываем рукой, какой ряд справится быстрее. У вас есть 5 минут, (хожу по рядам, помогаю)

- Первый ряд читаем, что у вас получилось? Второй и третий ряд проверяем соответствует ли высказывание схеме.

(аналогично с 2, 3 рядами)

- А теперь послушайте мои высказывания, я буду читать, а вы поднимайте руку, если я ошибусь.

- В лесу рисует красивый зверек. Медвежонок Боря. Птичка разглядывает друга медвежонка. На пеньке ослик позирует мишке.

Красивая картинка получилась на опушке леса. Правильно?

- Думаю, жители останутся довольны нашей работы, а нам пора возвращаться. Закрываем глазки, раз, два, три…Возвращаемся в свою школу. Открываем глазки.

Открывают букварь, ищут нужную страничку.

-Да

Следят по учебнику и слушают.

Работа в парах

Выбирают правильную модель слов.

Называют известные им слова.

-Да!

Отвечают на вопросы из видео

-Нет

-Слов – помощников

-Да.

Составляю высказывания

Кто справился первым зачитывают по очереди высказывания, остальные следят.

-Да.

Один ученик читает письмо.

-Да.

Открывают букварь.

- Это схемы

Работа по рядам.

Ученики с первого ряда отвечают, остальные проверяют.

-Да.

Итоговый этап ( 5 минут)

-Понравилось вам путешествие?

-Что больше всего понравилось?

-Что было самым трудным для вас?

-И мне очень понравилось с вами путешествовать. Убираем в сторонку буквари.  И открываем дневнички с наклейками. Сегодня я вам вручаю наклейки за работу на уроке. Всем спасибо. Урок окончен.

Ответы детей.

Регулятивные.


        



Предварительный просмотр:

Птицы … клетке,        

Листики … ветке,

Кошка … столом,

Садик … углом.

Птицы … клетке,

Листики … ветке,

Кошка … столом,

Садик … углом.

Птицы … клетке,

Листики … ветке,

Кошка … столом,

Садик … углом.

Птицы … клетке,

Листики … ветке,

Кошка … столом,

Садик … углом.

http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2014/01/bukva_ve_rasskaz.jpg

        

http://media.vorotila.ru/ru/items/t1@3a318d86-11e0-456f-ba89-6e33a0e6434f/Bukva-D-russkogo-yazyka.jpghttp://studioad.ru/_fr/11/8023746.pnghttp://alexeichpage.narod.ru/images/p.png

        

http://www.raskraska.ru/azbuka/a-c.gif

http://alexeichpage.narod.ru/images/n.png

http://alexeichpage.narod.ru/images/z.png



Предварительный просмотр:

Телеграмма!

Уважаемый 1 «З» !

Вот вы и выучили много новых слов и их обозначений.

Поэтому хотим пригласить вас в наш замечательный город Рассказ.

И прежде чем попасть туда, мы хотели бы убедиться в том, что вы отлично изучили нас и с нами подружились.

Ждём вас!

Жители города Рассказ (Слова)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С л о в а - предметы кто? что?

Слайд 2

Проверим ваши знания…

Слайд 3

девочка кто? машина что? месяц звезда что? пчёлка кто?

Слайд 4

Модель /

Слайд 5

М О Л О Д Ц Ы !



Предварительный просмотр:

                                             

         Дорогие ребята,

Мы рады приветствовать Вас

в нашем городе Рассказ.

Нам нужна срочная помощь:

помогите,  пожалуйста, составить рассказ по картинке,

чтобы мы могли рассказывать его другим жителям.

Большое спасибо.

Жители города Рассказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....